НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ, МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО" РАССМОТРЕНА на школьном МО учителей 5-11 классов, рук. метод. объединения Решетников А.С. (протокол от 13.05.2022 г. № 5) УТВЕРЖДЕНА приказом НОЧУ Филофеевская гимназия 16 мая 2022 г. №165 СОГЛАСОВАНА зам. директора по УВР Решетников А.С. 16.05.2022 г. ПРИНЯТА педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия (протокол от 16.05.2022 г. № 9) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По основам православной веры на 2022-2023 учебный год Основное общее образование Класс: 5-6 Уровень: базовый Учитель: Охременко Любовь Владимировна Разработана на основе: 1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию протокол № 6/22 от 15.09.2022; 2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию протокол № 1/15 от 08.04.2015; 3. Рабочая программа составлена на основе: Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации; 4. ООП ООО НОЧУ Филофеевская гимназия; 5. Учебник: Закон Божий для семьи и школы. Протоиерей Серафим Слободской – сост. Репринтное издание – СПб: «Кифа». 2017. – 729с. г. Новый Уренгой 2022г. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Курс предполагает сочетание воспитательных и образовательных задач, которые в основной школе группируются вокруг темы формирования личности, выстраивания личных отношений с Богом и людьми, что сопровождается в методике преподавания курса переключением с общего на частное, с масштабного на детальное. Специфика возраста, а это подростковый период, как раз благоприятствует такому подходу, так как именно в основной школе ребенок начинает больше обращать внимание на свои собственные чувства и переживания, переключаться на «свой мир» и часто, как отрицательная сторона этого возраста, существует опасность замыкания в себе. В подростковом возрасте рушатся идеалы, происходит смена авторитетов, обостряется стремление найти и понять себя, определить свое место в окружающем мире. Цели курса: cохранить и укрепить заложенные основы веры и христианской морали, помочь утвердиться умом и духом в признании истинности Православной веры. помочь обучающимся раскрыть в себе образ Божий, увидеть путь развития от имеющегося образа к подобию. раскрыть понимание того, что любовь к Богу неразрывно связана с любовью к Его творению и, прежде всего, к людям. помочь обучающимся найти свое место в Церкви через участие в разных аспектах Её жизни, как в таинственной (мистической) - в Таинствах и Богослужении, так и в повседневной: участие в социальной, образовательной работе приходов, в делах милосердия. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: жизни; сохранять и укреплять в обучающихся опыт литургической Церковной показывать актуальность и красоту православного богослужения, являющего собой синтез искусств; учить тоньше чувствовать службу, не утомляться ею; научить ставить перед собой нравственные задачи и выдвигать требования к своей душе и своему телу; показывать обучающимся, где и как можно реализовывать потребность христианской души в делах милосердия и делах веры (на примерах Священного Писания, агиографии, современной деятельности приходских общин или братств); развивать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через углубление знаний истории и культуры своей страны; развивать и укреплять нравственные чувства и стремления ребенка; развивать способность анализировать свои поступки и их последствия, а так же рассматривать причины, которые побуждают делать доброе или злое, учиться делать правильный нравственный выбор; учиться применять к собственной жизни нравственные уроки из жизни святых и личностей Священного Писания, литературных и исторических героев; познавательных: формировать интеллектуальный и духовный интерес к Литургической жизни Церкви; углублять и расширять знание о Священном Писании, об учении и догматах Церкви; развивать и укреплять духовный подход к осмыслению изучаемого материала, поощрять попытки делания нравственных выводов не только из опыта Церкви, но и из личного опыта; развивать стремление к изучению, сохранению и развитию национальных культурно-исторических традиций; укреплять интерес и навыки к самостоятельному изучению Священного Писания и Святоотеческого Предания, а так же к догматам Православной Церкви; коммуникативных: укреплять принцип иерархичности в отношениях с людьми; укреплять опыт соработничества с ровесниками, старшими и младшими; замечать нужды других и не оставлять их без внимания, учиться сопереживать и, где возможно, (в учебе, во взаимоотношениях в классе, во дворе) участвовать и помогать; формировать чувство ответственности и верности своему слову; развивать уважительное отношение к людям, возгревать чувство христианской любви к ближнему, избегать насмешек и осуждения, учась разграничивать грех и человека, совершившего его; следить за тем, чтобы не стать соблазном для ближнего, ни в поведении, ни в одежде и других материальных ценностях, ни в словах; учить дорожить не только собственной душой и переживаниями, но и душою ближнего, не допуская оскорбления или насмешек над тем, что дорого другому. На данной ступени обучения важное место в курсе «Основы православной веры» отводится целенаправленной работе по развитию и укреплению у школьников общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов деятельности, помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения, осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры, применять полученные знания в собственной жизни. Итогом такой работы должны стать следующие результаты: формирование ответственного отношения к обучению, как к Богоугодному послушанию и труду, которые православный христианин должен делать качественно, согласно принципу, определенному Апостолом Павлом: «"Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь » (2-е Фес. 3:10); совершенствование умственных способностей, умение сосредотачиваться, удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от второстепенного; формирование опыта извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; укрепление опыта ученичества, развитие способности обращаться к различным источникам информации, анализировать и сверять их с православным учением. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по «Основам православной веры» являются: утверждение в Православной вере; вера в Бога должна раскрыться радостью о Господе, которой хочется поделиться; укрепление и расширение личного духовного опыта через более осознанное и активное участие в Таинствах и богослужениях Православной Церкви; формирование личностного самосознания в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом; формирование потребности и желания духовно развиваться и возгревать дары Святого Духа в своей жизни через добросовестное исполнение послушаний, прежде всего учебных, осознание ценности человеческой жизни, ее уникальности и неприкосновенности, развитие способностей, которыми наделил Господь; почтительное отношение к старшим, уважительное и дружелюбное к сверстникам и младшим; умение отделять грех от человека и, как следствие, преодолевать соблазн осуждения ближнего; осознание, что Православие является государствообразующей религией нашей страны, уважение к другим религиозным культурам нашей страны; приобретение твердых морально-нравственных позиций, основанных на Евангелии и Предании Церкви, способствующих развитию навыков противостояния «искушениям мира сего»; перенесение знаний в опытное переживание православных традиций и благочестивых обрядов через подготовку к Праздникам, не только молитвенную, но и бытовую (помощь родителям, приготовление куличей, украшение жилищ и икон к Праздникам; беседы с младшими братьями и сестрами, друзьями, родственниками о русских православных традициях празднования того или иного Церковного события, вовлечение их в участие к подготовке к этому событию, что является исполнением Божественного повеления: «идите, научите все народы» (Мф. 28;19). Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по «Основам православной веры» являются: живое и осознанное участие в литургической жизни Церкви; наполнение повседневной жизни христианским смыслом и традициями; регулярное и осознанное чтение утреннего и вечернего молитвенного правила; знание наизусть и понимание 50 и 90 псалмов и некоторых молитв; знание наизусть и понимание тропарей двунадесятых праздников; умение рассказать о праздниках и богослужениях; осознание высокого духовного и культурного значения Библии, богодухновенности Священного Писания; более глубокое знание Библейской истории Ветхого Завета, осознание единства и связи двух Заветов; знание и свободное ориентирование в хронологии и духовном смысле Евангельской истории; знание о всех Таинствах Церкви, понимание важности участия в них; благовествование и умение делиться духовным опытом и христианской радостью с ближними; общее представление об истории Церкви в первых веках и в эпоху Соборов; осознание неразрывной связи истории Русской Церкви с историей Государства Российского, не только исторической связи, но и духовно-патриотической. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Молитвы. О молитве (молитва-дыхание жизни, воздух для души). Смысл молитв за живых и усопших. Примеры из житий святых и духовных летописей благотворного влияния молитвы за ближнего. Молитвенное общение со святыми угодниками Божиими, почитание мощей и икон. Особенности молитвенного делания. Основные молитвы из утреннего и вечернего правила. Тропари двунадесятых Праздников. 50 и 90 Псалмы. Священное Писание. В этом возрасте смысл воспитательного аспекта переносится на личности Ветхого и Нового Завета, так как для детей подросткового возраста значимыми становятся вечные вопросы человеческого бытия: назначение человека на земле, смысл жизни, идеал, к которому надо стремиться, жизнь и смерть, выбор пути. Отсюда усиливается акцент на Христоцентричность Священной Истории. Господь Иисус Христос осмысливается в контексте Домостроительства как Спаситель человеческого рода, осознаются и глубоко проживаются Его Боговоплощение, Крестная Жертва и Воскресение. Актуализируются и качества отдельных персоналий Священной Истории Нового Завета, направленность их воли и желания ко Христу. Так как в начальной школе, в основном, Ветхозаветная История была изучена в части её исторической канвы, в курсе основной школы изучение Ветхого Завета приобретает аналитический характер. Необходимо активизировать духовную работу самого ученика, то есть побудить ребенка к самостоятельному осмыслению тех или иных событий Священной Истории. При этом, желательно, придерживаться хронологии в описании событий, делая главный акцент на богословском и нравственном содержании истории. Основные понятия. О Священном Писании: авторство, кем, когда и при каких обстоятельствах писалось. Переводы Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Библия как самая издаваемая книга. Уникальность Библии. Единство Библии. Богодухновенность Священного Писания. Священная история Ветхого и Нового Завета изучается параллельно с историей, в историческом контексте. Важно понять и усвоить историю общения людей с Богом в хронологической последовательности, раскрывая смысл истории спасения, ее основных прообразов. Осмысление Ветхого Завета в его исторических границах поможет в дальнейшем глубже осознать духовный смысл человеческой истории, увидеть реализацию и исполнение ветхозаветных прообразов и примеров в Новозаветной истории, почувствовать единство Священного Писания и религиозной традиции от праотцев до современных подвижников. Это даст возможность осознать превосходство Нового Завета. То, что «лишь гадательно, как на тусклом стекле» гравировалось тогда, во всей красоте раскроется в Новозаветной истории. Священная история Ветхого Завета. Творение Богом мира. Человек - венец Творения. Смысл Творения Человека. Заповеди в Раю и суть грехопадения. Последствия грехопадения. Протоевангелие (обещание Спасителя). Повреждение грехом человеческой природы. Примеры умножения греха в человеческой истории. (Каин и Авель, Ламех, сыны человеческие, состояние мира перед Потопом. «Раскаяние» Бога о творении. Потоп). Язва греха у Хама. «Хамство» - понятие, этимология слова. Наказание за непочтительное отношение к родителям. Проявление хамства в современном мире. Нравственные выводы из истории с Хамом и его потомством. Продолжение разрушительного действия греха. Вавилонское столпотворение яркий пример того, как грех разделяет людей не только с Богом, но и друг с другом. Разделение языков как следствием гордыни и отступления от Бога. Нравственное и религиозное состояние человеческого общества во времена Авраама. Что вменилось Аврааму в праведность (параллель с Посланием к Римлянам апостола Павла, 4 гл.). Вера и дела, их взаимосвязь (Послание апостола Иакова, 2 гл.). Взаимоотношения Авраама и Лота. Мелхиседек - таинственный прообраз Христа (Послание апостола Павла к Евреям, 7 гл.). Молитва Авраама за жителей Содома и Гоморры. Гибель городов. Иконы Ветхозаветной Троицы (прп. Андрея Рублева, Симона Ушакова и др.). Образ Авраама в живописи и литературе. Благословение отца на брак. Женитьба Исаака. Его преданность одной жене. Исаак – уникальное явление Ветхозаветного смирения, кротости и праведной жизни. Иаков-Израиль, его горячая вера и желание служить Богу. История с первородством. Исав - пример не хранения благодати и небрежного отношения к духовной жизни. Размен благословения на мирское и малоценное. Утверждение благословения Богом (сон Иакова, видение Лестницы, ночное борение). Воздаяние Иакову за обман отца (14 лет работы за Рахиль, история с переодеванием Лии как укор за «переодевание» Иаковом). Образ Иакова в живописи и литературе. Иосиф Прекрасный. Прообраз Христа. Действие Промысла Божия в истории с Иосифом и всем народом Израильским. Образы Иосифа в живописи и литературе. Моисей – Боговидец. История рождения, детства и призвания Моисея. Казни египетские, их нравственный смысл. Ветхозаветная Пасха и Агнец, их прообразовательное значение. Исход. Чудеса в Пустыне. Синай и Декалог. Образы Моисея в шедеврах мировой культуры. Десять Заповедей - основа общечеловеческой морали. Скиния - первый храм: устройство, символика, прообраз. Ветхозаветное богослужение и его прообразы. Отступление от Бога и наказание. Смысл и необходимость «жесткости» в Ветхом Завете. Странствование по пустыне: причины, события, прообразы. Иисус Навин и завоевание земли Обетованной (падение Иерихона, разделение земли). Эпоха Судей (общая характеристика). Напоминание основных событий и прообразов. Самсон. Самсон и Далида: символика образов. Покаяние Самсона и возвращение силы. Самуил - последний судья и пророк: история рождения, перевод имени. Книга Руфь. Смирение и кротость как главные добродетели Руфи. Руфь - прабабушка царя Давида. Саул - пастух, царь, победитель, отступник. Саул и Давид: символика образов, мораль их отношений. Богобоязненность Давида и почитание Царя Саула. Смерть Саула и Иоанафана. Давид – псалмопевец и Царь. Грех и раскаяние Давида. Псалтирь. Царь Соломон: мудрость, строительство Храма и отступление от Бога. Образы Давида и Соломона в шедеврах мирового искусства. Ровоам и разделение Царств. Пророки древние: суть пророческого служения в Ветхом Завете. Пророки. Пророки Израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Падение Израильского царства. Царство Иудейское, его разрушение. Пророки Иудейского Царства: Исайя, Иеремия, Михей, Иоиль (обзорно). Вавилонское пленение. Пророк Даниил. Пророк Иезекииль и его пророчество о всеобщем воскресении мертвых. Возвращение иудеев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Пророки Аггей, Захария и Малахия (обзорно). Иудеи под властью греков. Мученики за веру. Маккавеи. Иудеи под властью римлян. Состояние мира перед приходом Спасителя. Историко-культурный контекст: Исторические свидетельства о подлинности Библейский истории: научные открытия, памятники, источники, свидетельства древних историков. Иконы ветхозаветных праотцев и пророков. Русский иконостас. Библейские ветхозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства (музыке, живописи, скульптуре, графике и др.). Священная история Нового Завета. Явление ангела Захарии. Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия. Посещение Девой Марией Елизаветы. Родословие Господа нашего Иисуса Христа по плоти. Откровение тайны воплощения праведному Иосифу. Рождество Христово. Обрезание и сретение Господне. Праведный Симеон и пророчица Анна. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус в Храме. Иоанн Предтеча и Креститель Господень. Его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Первый год общественного служения Иисуса Христа: Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Беседа Господа с Никодимом. Беседа Господа с самарянкой. Исцеление в Кане сына царедворца. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление больных в Капернауме. Призвание Марфы. Второй год общественного служения Иисуса Христа: Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Учение о промысле Божием, о неосуждении ближнего и силе молитвы. Исцеление слуги сотника. Притчи Царства. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Знамения Царствия Божия. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни (таинстве причастия). Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Господа Иисуса Христа. Третий год общественного служения Иисуса Христа: Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесное получение монеты для уплаты на храм. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике кущей. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Посещение Марфы и Марии Господом. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Учение Иисуса Христа об обязанности подданных платить дань и о главных заповедях. Похвала усердию вдовицы. Страстная седмица. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Великий Вторник. Ответ Господа о дани кесарю. Беседа на горе Елеонской о Втором пришествии и кончине мира. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение страшного суда. Великая Среда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Помазание Господа женой грешницей в доме Симона прокаженного. Предательство Иуды. Великий Четверг. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Взятие Его воинами. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских, Анны и Каиафы. Отречение Апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Великая Пятница. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор синедриона. Осуждение Христа и путь к Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским. Христово. Явление воскресшего Христа Марии Воскресение Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне. Историко-культурный контекст: Исторические свидетельства о Новозаветной истории: Святая Земля во времена Господа нашего Иисуса Христа: Карта древней Палестины (величина, положение и границы, долина реки Иордан, области Палестины). Новозаветная история в образах культуры: Иконописные школы на Руси. Святые иконописцы: прп. Андрей Рублев, Дионисий и др. Первые иконы на Руси. Иконы Спасителя и Божией Матери. Иконы Иоанна Предтечи. Иконы Двунадесятых праздников. Русский иконостас. Золотое шитье. Традиции русского храмового зодчества. Тематическое планирование для 5 класса на 2022-2023 учебный год № Тема Кол-во часов Дата 1 четверть – 8 часов; 1 О молитве . Виды молитв. 1 7.09 Молитвы Пресвятой Троице. Трисвятое. 2 Молитвы божественным лицам Пресвятой Троице 1 14.09 3 Чтение и разбор молитв ангелу хранителю, святому покровителю. Молитвы Богородице. 1 21.09 4 Основные молитвы из 1 утреннего и вечернего правила. 28.09 5 Чтение и разбор тропарей двунадесятых праздников 1 5.10 6 Псалтирь - Боговдохновенная книга. 1 12.10 7 Контрольная работа № 1 1 19.10 8 Понятие о Библии. Пятикнижее 1 Моисеево. 26.10 2 четверть – 7 часов; 9 Творение Богом мира. 1 9.11 10 Грехопедение. Каин и Авель. 1 16.11 11 Великий потоп. Ной и его семья. 1 23.11 12 Вавилонское столпотворение. Гибель Содома и Гоморры. 1 30.11 13 Авраам, история его рода. 1 7.12 14 Женитьба Исаака. История с первородством. 1 14.12 15 Контрольная работа № 2 1 21.12 3 четверть –9 часов; 1617 Чтение библейского текста. Книга Бытие 1 11.01 18 Иосиф Прекрасный. Прообраз Христа. 1 18.01 19 Моисей – Боговидец. Исход. Чудеса в Пустыне. Синай и Декалог. Десять Заповедей основа общечеловеческой морали. 1 25.01 20 Скиния - первый храм: устройство, символика, прообраз. 1 1.02 21 Экскурсия в храм 1 8.02 22 Иисус Навин и завоевание земли Обетованной. 1 15.02 23 Эпоха Судей. Самсон и Давида. 1 22.02 2425 Эпоха царей. Саул, Давид, Соломон. 1 1.03 26 Контрольная работа № 3 1 15.03 4 четверть – 9 часов; 27 Пророки: Илия, Елисей, Иона. 1 29.03 28 Пророки Иудейского царства: 1 Исайя, Иеремия, Михей, Иоиль. 5.04 29 Вавилонское пленение. Пророк Даниил. 1 12.04 30 Пророк Иезекииль и его пророчество о всеобщем воскресении мертвых. 1 19.04 31 Иудеи под властью греков. Мученики за веру. Маккавеи. 1 26.04 32 Иудеи под властью римлян. Состояние мира перед приходом Спасителя. 1 3.05 33 Иудеи под властью римлян. Состояние мира перед приходом Спасителя. Ветхозаветные пророчества о Христе. 1 10.05 34 Контрольная работа по теме «Ветхозаветные пророки» 1 17.05 35 Ветхозаветные пророчества о Христе. Всего за год: 35 часов. 1 24.05 6 класс № Кол-во часов Тема Дата 1 четверть – 8 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 Понятие о Священном Писании Нового Завета. Явление Ангела Захарии. Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Неё Сына Божия. Рождество Христово. Обрезание и Сретение Господне. Отроческие годы Спасителя. Обобщающее занятие по теме "Детство и отрочество Спасителя" Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо на браке в Кане Галилейской. Контрольная работа № 1 1 5.09 1 12.09 1 19.09 1 26.09 1 3.10 1 10.10 1 17.10 24.10 2 четверть – 7часов Изгнание торгующих из храма Первый год общественного служения Иисуса Христа. Беседа Господа с самарянкой. Исцеление в Кане сына царедворца. Галилея – начало проповеди Христа. Второй год общественного служения Иисуса Христа. Чтение Евангельского текста Нагорная проповедь 1 7.11 1 14.11 1 28.11 14 Исцеление слуги сотника. Воскрешение сына Наинской вдовы сына Наинской вдовы. 1 5.12 15 Притчи Царства. 1 12.12 9 10 1112 13 21.11 16 Контрольная работа № 2 1 19.12 1 9.01 1 16.01 1 23.01 1 30.01 1 6.02 1 13.02 1 20.02 1 27.03 1 6.03 3 четверть - 10 часов 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Усекновение главы Иоанна Крестителя. Знамения Царствия Божия. Христос посылает двенадцать апостолов на проповедь. Христианская миссия в мире. Третий год общественного служения Иисуса Христа. О прощении обид и притча о немилосердном должнике. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике кущей. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа. Притча о добром пастыре. Беседа Христа с богатым юношей о богатстве. Исцеление 10 прокаженных. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Страстная неделя. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы, поучение о силе веры. Великий Вторник. Ответ Господа о дани кесарю. Беседа о наибольшей заповеди. Беседа на горе Елеонской о Втором пришествии и кончине мира. Притча о десяти девах. О страшном суде. Притча о талантах. Контрольная работа № 3 4 четверть – 9 часов 13.03 27 Великая Среда. Совещание первосвященников об убиении Христа. 28 Помазание Господа женой грешницей. В доме Симона прокаженного и предательство Иуды. 29- Великий Четверг. Тайная Вечеря. Предание Иисуса Христа. Чтение евангельского текста Великая Пятница. Чтение евангельского текста 1 10.04 1 17.04 Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Контрольная работа №4 1 24.04 1 15.05 Вознесение Господне. Святого Духа на апостолов. 1 22.05 30 2132 33 34 35 Сошествие 1 27.03 3.04 Контрольно-измерительные материалы по Основам православной веры в 5 классе Контрольная работа № 1 1. Что такое молитва? 2. Какие бывают молитвы? 3. Как появилась молитва «Трисвятое», к кому мы обращаемся в этой молитве? 4. Напишите начало «Господней молитвы», «Иисусовой молитвы» и молитвы «Святому Духу». 5. Написать один из тропарей двунадесятых праздников. 6. Написать молитву Богородице Дева радуйся. 7. Почему мы молимся по молитвослову? 8. Кто автор Псалтири? Контрольная работа № 2 Контрольная работа № 3 Контрольная работа № 4 Контрольно-измерительные материалы по Основам православной веры в 6 классе Контрольная работа № 1 Контрольная работа № 2 Контрольная работа № 3 Контрольная работа № 4 Контрольная работа вариант 1 Контрольная работа вариант 2