Церковное пение 1класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"

РАССМОТРЕНА
на школьном МО классных руководителей
рук. метод. объединения Гриднева И. С.
(протокол от 13 мая 2022г. № 5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская
гимназия
16 мая 2022 г. № 165

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по ВР Гриднева И. С.
13 мая 2022 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 16. 05. 2022г. № 9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Церковное пение»
на 2022-2023 учебный год
начальное общее образование
Класс: 1
Учитель: Кочнева Н.В.
Разработана на основе:
1. Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего
полного образования для учебных заведений РФ;
2. Примерной программы по предмету «Церковное пение», утвержденной председателем
отдела религиозного образования и катехизазии РПЦ.

г. Новый Уренгой, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При

создании

этой

программы

учитывался

возрастающий

интерес

современного российского общества к непреходящим духовным ценностям, и, в
частности, к русской духовной музыке. Обиход церковного пения складывался в
Русской Православной Церкви не одно столетие, и в настоящее время он является
своеобразным сочетанием традиционных распевов, монастырских и местных
традиций, а также некоторых авторских сочинений, прочно вошедших в
богослужебную практику.
Критерии отбора материала в данную программу – соответствие духу
богослужения; главенство слова, для выражения которого церковные творцы
разных эпох находили соответствующие мелодии. По словам свт. Иоанна
Златоуста, «ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто не отрешает его от
земли и уз телесных, как пение стройное, как песнь священная…».
Выдающийся регент и церковный композитор XIX в. Г. Ф. Львовский писал:
«Задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на
чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения обращать
внимание преимущественно на смысл и дух песнопений». Простые обиходные
напевы легко запоминаются детьми, глубоко проникая в душу и помогая понять
молитвенный язык богослужения.
Цель изучения данного предмета – приобщение учащихся к духовным
ценностям Православия посредством церковного пения.
Задачи церковно-музыкального образования школьников:


воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к

практическому участию в богослужебном пении;


овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в

соответствии с богослужебной практикой;

России;

воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры



развитие

вокально-хоровых

навыков,

музыкального

слуха

и

певческого голоса учащихся;


развитие творческих способностей и художественного вкуса.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Программа по церковному пению рассчитана на 9 лет. Занятия проводятся 1
раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа в каждом классе, в 1-м – 33 ч).
Урок должен начинаться с дыхательных упражнений и распевки. Помимо
практического освоения певческого материала на каждом уроке предполагается
разъяснение текста исполняемых песнопений с тем, чтобы учащиеся могли порусски передать его смысл. Перед началом пения проводится чтение хором текста
на одной ноте с соблюдением правил орфоэпии. Особое внимание уделяется
подбору фонотеки для прослушивания образцов песнопений на занятиях (как
изучаемого осмогласия и обихода, так и «золотого фонда» авторской духовной
музыки).
В учебный процесс введены краткие исторические справки о творцах и
жанрах песнопений по мере их изучения, о развитии церковного пения от
древности до наших дней. Ученики средней и старшей школы проходят
регулярную практику на клиросе – сначала на молебнах и литургии, затем на
всенощном бдении.
Для закрепления ранее полученных навыков на каждом новом этапе обучения
проводится частичное повторение ранее пройденного материала. Предметом
итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.
Личностные результаты должны отражать:


укорененность в православной традиции;



наличие

исторической

памяти

как

чувства

сопричастности

с

Отечеством;


уважительное отношение к культурному наследию;



ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как

добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;



наличие и практическая реализация навыков совместного творчества

через участие в хоровом пении;


развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту

православного богослужения.

Метапредметные результаты характеризуют:


правильное понимание отношений знания и веры;



совершенствование умственных способностей через опыт учебы,

труда, творческой деятельности;


умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных



умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;



овладение логическими действиями сравнения и обобщения в

знаний;

процессе анализа церковно-музыкальных произведений.
Предметные результаты должны отражать:


формирование представления о значении церковного пения в духовно-

нравственном становлении и развитии человека;


овладение

певческими

основами

осмогласия

и

основных

неизменяемых песнопений православного богослужения;


развитие

вокально-хоровых

навыков,

музыкального

слуха

и

певческого голоса;


наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в

богослужении.
По окончании курса выпускник средней школы должен:


отличать по слуху напевы разных гласов;



петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые

песнопения по тексту без нот;


петь основные неизменяемые песнопения церковных служб по нотам

или наизусть;

языке;

соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском



понимать смысл исполняемых песнопений;



владеть основными вокально-хоровыми навыками – дыхание, атака

звука, дикция, пение по руке регента;


знать и соблюдать правила поведения на клиросе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1класс

Учатся правильному певческому дыханию, правильной посадке при пении,
звукоизвлечению.
Привыкают петь по руке регента.
Разучивают иисполняютпеснопения хором и индивидуально.
Знакомятся с элементами нотной записи.
Приобретают навыки коллективной работы.
Развивают координацию слуха и голоса, чистоту интонации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1класс

№п/п

Тема

К-во
часов

Дата

Первая четверть.
1.

Простые песнопения, близкие к псалмодированию

05.09

Пение упражнений на точное исполнение в унисон.

2.

Простые песнопения, близкие к псалмодированию

12.09

Пение упражнений на точное исполнение в унисон.

3.

Простые песнопения, близкие к псалмодированию
Пение упражнений на точное исполнение в унисон. «Аминь».

19.09

4.

Простые песнопения, близкие к псалмодированию

26.09

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание. «Аминь». «Господи, помилуй». «Подай, Господи».

5.

Простые песнопения, близкие к псалмодированию

03.10

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию. «Подай, Господи». «Тебе, Господи».

6.

Простые песнопения, близкие к псалмодированию

10.10

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Тебе, Господи».
«Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

7.

Простые песнопения, близкие к псалмодированию

17.10

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «И духови
твоему». «Един Свят».

8.

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Слава Тебе,
Господи, слава Тебе». «И духови твоему».

24.10

Вторая четверть.
9.

Простые песнопения, близкие к псалмодированию

07.11

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «И духови
твоему». «Един Свят».

10.

Простые песнопения, близкие к псалмодированию

14.10

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Един Свят».
«Буди имя Господне».

11.

Общенародные песнопения Литургии

21.11

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Верую».

12.

Общенародные песнопения Литургии

28.11

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Верую».

13.

Общенародные песнопения Литургии

05.12

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Верую».

14.

Общенародные песнопения Литургии

12.12

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Верую».

15.

Общенародные песнопения Литургии

19.12

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Отче наш».

3 четверть
16.

Общенародные песнопения Литургии

09.01

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Отче наш».

17.

Общенародные песнопения Литургии

16.01

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Тело Христово
примите».

18.

Общенародные песнопения Литургии

23.01

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Тело Христово
примите».

19.

Общенародные песнопения Литургии.

30.01

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Верую». «Отче
наш». «Тело Христово примите».

20.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

06.02

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Царю
Небесный».

21.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений
Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Царю
Небесный».

20.02

22.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

27.02

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Царю
Небесный».

23.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

06.03

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Достойно есть».

24.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

13.03

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Достойно есть».

25.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

20.03

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Достойно есть».

4 четверть
26.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

27.03

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Богородице
Дево».

27.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

03.04

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Богородице
Дево».

28.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

10.04

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Богородице
Дево».

29.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

17.04

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
дыхание, дикцию, свободу певческого аппарата. «Богородице
Дево».

30.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

24.04

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
свободу певческого аппарата. «Спаси, Господи».

31.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

08.05

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
свободу певческого аппарата. «Спаси, Господи».

32.

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере
наиболее известных песнопений

15.05

Пение упражнений на точное исполнение в унисон. Упражнения на
свободу певческого аппарата. Повтор пройденных песнопений за
год.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Книгопечатная продукция.
1. С.А. Рукова «Беседы о Церковном пении». Учебное пособие.
Издательство Московской Патриархии РОПО «Древо добра», 1999г
2. Обиход церковного пения. Всенощное бдение. – М.: Издательский Совет РПЦ 2005г

3. «Детский музыкальный катехизис» -прот. Игорь Лепешинский, О. Гончаров, И.
Семочкин - изд. Храма вмч. Димитрия Солунского, г. Рузы, 2009г.
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Интерактивная доска
3.Компьютер
Экранно -звуковые пособия
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–
ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически
связанные с содержанием курса.
Оборудование класса
Ученические одноместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».