Порядок обучения по индивидуальному плану

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
НОЧУ Филофеевская гимназия
Протокол № 8 от 21.05.2021 г.
Протокол заседания совета родительской
общественности от 21.05.2021 г. № 4
Протокол заседания совета обучающихся
от 21.05.2021 г. № 4

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
НОЧУ Филофеевская гимназия
от 21.05.2021 г. № 117

Положение
о порядке обучения по индивидуальному учебному плану,
в том числе ускоренному обучению в НОЧУ Филофеевская гимназия
1. Общие положения
Настоящее Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том
числе ускоренному обучению в НОЧУ Филофеевская гимназия (далее – Гимназия,
Положение) разработано на основании:
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. №
442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
– Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6.10.2009г. №373);
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010г. №1897);
– Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г.
№413).
– Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
науки и высшего образования Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391
установлен «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
– Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка
зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов
освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность»;
– Приказом Министерства просвещения РФ от 02.01.2021 г. № 458 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
– Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,

– Устава Гимназии.
Обучение по индивидуальному учебному плану есть вид освоения учащимся
общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией.
Право на обучение по индивидуальному учебному плану (далее – ИУП) предоставляется
любому обучающемуся в образовательной организации, независимо от причин
возникновения потребности в обучении по индивидуальному учебному плану.
Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано в следующих
вариантах:
– ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы без
регламентации пределов, сроков и иных важных параметров такого ускорения;
– изменения порядка и очередности освоения учебных предметов, курсов, модулей,
дисциплин, практик и иных форм освоения общеобразовательной программы;
– адаптировано замедленное обучение в пределах осваиваемой образовательной
программы без регламентации пределов, сроков и иных важных параметров такого
замедления, что практикуется, как правило, в отношении детей с ОВЗ;
– выбор образовательных программ углубленного или базового уровня изучения
отдельных предметов;
– выбор элективных курсов, предметов;
– выбор или отказ от выбора освоения элективных курсов, предметов;
– выбор профилей на уровни среднего общего образования.
На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены учащиеся, не
ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее
образования.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося. Применительно к
учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит
меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность
не была ликвидирована.
Ускоренное обучение - процесс освоения основной образовательной программы за более
короткий срок (за два класса в течение одного учебного года или за один класс в течение
полугода) на основе индивидуального учебного плана.
Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется
Гимназией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана, в том числе
ускоренное обучение осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.
На обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению
распространяются федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования.
Главной задачей обучения учащихся по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренному обучению является удовлетворение потребностей детей, с учетом их
особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков
их освоения.
2. Порядок разработки индивидуальных учебных планов. Перевод на обучение по
индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению
Перевод учащегося на обучение по индивидуальному учебному плану является одним из
вариантов индивидуализации его образовательного маршрута, наряду с выбором
образовательной организации и образовательной программы, выбора образовательных
программ, реализуемых в сетевой форме, реализации выбора, предусмотренного учебным
планом внутри образовательной организации.
Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного учащегося или группы
учащихся на основе учебного плана Гимназии.
При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный
принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов,

дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план Гимназии и в учебный
план ресурсной организации (сетевое взаимодействие).
Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана,
предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.
Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на
иной срок, указанный в заявлении учащегося или его родителей (законных представителей)
об обучении по индивидуальному учебному плану.
Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на
более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной
деятельности и формы промежуточной аттестацииучащихся.
Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии с возможностями
Гимназии.
При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным
планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные, электронное обучение.
Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному
обучению осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся, либо по заявлению совершеннолетних учащихся. В
заявлении должен быть указан срок обучения по ИУП, а также могут содержаться
мотивированные пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей)
по
индивидуализации
содержания
образовательной
программы
(включение
дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин,
сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).
Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану учащихся, не ликвидировавших
в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования,
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) учащегося.
Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану, принимаются в
течение учебного года до 1 сентября (в сроки, дающие возможность и учащемуся, и школе
спланировать и организовать обучение по индивидуальному учебному плану). Разработка
ИУП осуществляется образовательной организацией в течение двух недель с момента
поступления заявления родителей (законных представителей) обучающихся. Если
обоснованием для ИУП является состояние здоровья обучающегося, срок сокращается до
не более 5 рабочих дней.
В случае если родители (законные представители) не согласны с разработанным ИУП, они
имеют право предложить изменения к ИУП, которые рассматривает образовательная
организация. В случае если данные изменения противоречат требованиям законодательства
(в том числе приведут к несоответствию результатов освоения образовательной программы
ФГОС, нарушению санитарных требований и т.п.), либо родители (законные
представители) настаивают на варианте ИУП, который организация не обязана реализовать
и не имеет такой возможности, и переговоры с родителями (законными представителями)
не привели к выработке взаимоприемлемого решения, допускается отказ в утверждении
ИУП.
Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению
начинается, как правило, с начала учебного года (четверти, полугодия).
Перевод на ИУП, в том числе ускоренному обучению, либо отказ в утверждении ИУП
оформляется приказом директора школы с приложением ИУП.
Документ об утверждении ИУП либо отказе в письменной форме или в форме
электронного документа с обоснованием причин отказа в течение трех рабочих дней
направляется
обучающемуся
или
родителю
(законному
представителю)
несовершеннолетнего обучающегося.
Взимание платы с обучающихся за разработку и утверждение ИУП, обучение по ИУП,
дополнительное оборудование в пределах ИУП не допускается.

Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, в том числе по ускоренному
обучению предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным
предметам, литературу - из библиотечного фонда Гимназии, пользоваться предметными
кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать
обучение в школе в порядке, определенном Гимназии изакрепленном в ее Уставе.
С учетом желания, способностей, учащемуся могут быть предоставлены свободные
помещения для классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в форме
самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Допускается параллельное посещение занятий учащимися, находящимися на ускоренном
обучении одновременно в двух классах, если это позволяет расписание занятий и структура
изучения учебного материала по предметам.
Гимназия или ресурсная организация (при реализации образовательных программ в сетевой
форме) с учетом запросов родителей (законных представителей) учащихся и учащихся
определяет сроки и уровень реализации программ. Индивидуальное расписание занятий,
перечень программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и
итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом директора
Гимназии.
Учащиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать
предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия.
В случае невыполнения, неполного прохождения учебных программ (отказ учащегося,
пропуск занятий по болезни и др.), учащийся по результатам решения педагогического
совета продолжает обучение в обычном режиме в данном классе в течение всего учебного
года.
Повторная возможность ускоренного обучения по индивидуальному плану учащемуся,
ранее обучавшемуся в ускоренные сроки и переведенному на обучение с полным сроком в
связи с наличием академической задолженности, не предоставляется.
3. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования
С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего
образования индивидуальный учебный план начального общего образования
предусматривает:
-учебные занятия, обеспечивающие различные интересы учащихся;
-иные учебные предметы (с учетом потребностей учащегося и возможностей
Гимназии).
Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений (в 1 классе в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует).
Индивидуализация содержания основной образовательной программы начального общего
образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности.
В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие
обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, иностранный
язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир),
основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая
культура.
По выбору родителей (законных представителей) учащихся изучаются основыправославной
культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской
культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и
более 3345 часов.
Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования
составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения.

Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального
общего образования составляет не более 1 года.
Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
4. Требования к индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному
обучению основного общего образования
С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего
образования индивидуальный учебный план, в том числе ускоренного обучения основного
общего образования может предусматривать:
увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной
части;
введение
специально
разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений;
организацию
внеурочной
деятельности,
ориентированную
на
обеспечение
индивидуальных потребностей учащихся;
иные учебные предметы (с учетом потребностей учащегося и возможностей
образовательной организации).
Необходимые часы выделяются за счет части учебного плана основного общего
образования, формируемой участниками образовательных отношений.
В индивидуальный учебный план, в том числе ускоренного обучения основного общего
образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
– русский язык и литература (русский язык, литература);
– родной язык и родная литература (русский родной язык, родная литература);
– иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);
– математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
– общественно-научные
предметы
(история
России,
всеобщая
история,
обществознание, география);
– естественно- научные предметы (физика, биология, химия);
– основы духовно- нравственной культуры народов России (основы духовнонравственной культуры народов России);
– искусство (изобразительное искусство, музыка);
– технология (технология);
– физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая
культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020
часов.
Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования
составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение
указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока
освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1
года.
5. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования
Обязательными для включения в индивидуальный учебный план общеобразовательными
учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»,
«Математика», «История», «Астрономия», «Физическая
жизнедеятельности», «Родной язык», «Родная литература».

культура», «Основы безопасности

Остальные учебные предметы, курсы включаются в индивидуальный учебный план, в том
числе ускоренному обучению, по выбору учащегося и его родителей (законных
представителей).
6. Контроль исполнения индивидуального учебного плана, том числе ускоренному
обучению
Гимназия осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ
учащимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану.

По окончании прохождения программы в конце полугодия учащиеся, переведенные на
обучение по индивидуальному учебному плану ускоренного обучения проходят
промежуточную аттестацию за учебный год по всем предметам учебного плана в форме
дифференцированных зачетов по всем предметам учебного плана.
Учителя-предметники выставляют годовые отметки, и на заседании педагогического совета
в конце полугодия переводят успешно освоивших программы по учебным предметам в
следующий класс с тем, чтобы ученик приступил к прохождению программы следующего
класса по ускоренному курсу обучения в течение следующего полугодия.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся, переведенных на
обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся, порядке зачета результатов пройденного обучения,
процедуре установления соответствия при установлении зачета организацией результатов
освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
7. Государственная итоговая аттестация учащихся
Государственная итоговая аттестация учащихся, переведенных на обучение по
индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения программу за один
класс, за полугодие в течение полугода осуществляется в соответствии с действующим
законодательством.
К государственной итоговой аттестации допускаются учащиеся, не имеющие
академической задолженности и в полном объеме выполнившие индивидуальный учебный
план, в том числе ускоренного обучения, если иное не установлено порядком проведения
государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
8. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение
Финансовое
обеспечение
реализации
основной
образовательной
программы
образовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом, в том
числе ускоренного обучения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе
муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать
возможность реализации индивидуальных учебных планов, в том числе ускоренного
обучения учащихся.
9. Порядок принятия и срок действия Положения
Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете и
утверждается приказом директора.
Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента
его утверждения.
Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными
нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления
образованием только решением педагогического совета.
Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете в новой
редакции Положения, которое утверждается приказом директора. После принятия новой
редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».