НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ, МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО" ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета НОЧУ Филофеевская гимназия Протокол № 4 от 29.12.2020 г. Протокол заседания совета родительской общественности от 29.12.2020 г.№ 2 Протокол заседания совета обучающихся от 29.12.2020 г. № 2 УТВЕРЖДЕНО приказом директора НОЧУ Филофеевская гимназия от 29.12.2020 г. № 49 Положение о портфолио обучающегося НОЧУ Филофеевской гимназии I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее положение определяет цели и задачи создания портфолио учащегося, требования к структуре и содержанию Портфолио, рассматривается на заседании Педагогического совета, утверждается директором НОЧУ Филофеевская гимназия. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.ст.11,12,28,30,34,43,44), приказами Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего, среднего общего образования», Уставом гимназии, «Положением о внеурочной деятельности». Портфолио ученика: - является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; - позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся. Портфолио служит для сбора информации о продвижении учащегося в учебной деятельности, для подготовки представления личности обучающегося при переходе на основного общего, среднего общего образования. Портфолио- это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в период его обучения на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной и др.) Работа с портфолио ведется с учетом возрастных особенностей учащихся. НОЧУ Филофеевская гимназия самостоятельно определяет сроки начала работы с портфолио учащихся. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПОРТФОЛИО - Отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся; - Активация познавательной, творческой деятельности учащихся, повышение образовательной и социальной активности школьников, их саморазвитие; - Индивидуализация образования. III. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО - Создание ситуации успеха для каждого учащегося, формирование адекватной самооценки и уверенности в собственных возможностях; - формирование универсальных учебных действий учащихся; - укрепление взаимодействия семьи и школы путем активного вовлечения учащихся и их родителей (законных представителей) в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования; - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка; - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности учащегося; - приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); -формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; - способствование успешной социализации учащегося. IV. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе: - овладение учащимся общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебногопредмета; - воспитание у учащегося интереса к школе и учению, развитие учебно- познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность; - формирование умений учебного сотрудничества у учащегося, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы; - формирование у учащегося коммуникативной речевой и языковой компетентности. V. РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО Титульный лист: фамилия, имя, отчество, год рождения учащегося; учебное заведение, класс; период, закоторый представлены документы и материалы, фото учащегося. Содержание Для учащихся 1-4 классов: РАЗДЕЛ «МОЯ СЕМЬЯ». В этот раздел учащийся помещает фотографии членов семьи, рисунки. Каждое изображение может дополняться рассказом. РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЕБА». В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Учащийся наполняет этот раздел удачно написанными интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, творческими работами, итогами учебной деятельности за четверти и год. РАЗДЕЛ «МОЕ ТВОРЧЕСТВО». В этом разделе представляется информация о мероприятиях, которые проводятся вне рамок учебной деятельности: название, когда, где и кем проводилось. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему, творческих работ: рисунков, сказок, стихов. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям (законным представителям) необходимо предоставить полную свободу учащемуся при наполнении этого раздела. Если творческая работа учащегося опубликована в СМИ или Интернете – можно поместить скрин-шот интернет-страницы, скан-копию публикации. РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ». Здесь размещаются результаты конкурсов, проектов, олимпиад, в которых учащийся принимал участие (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма), а также Грамоты и Похвальные листы за отличную учебу. Рекомендуется выбрать расположение не в порядке значимости, а в хронологическом порядке. Отмечается также участие ребенка в олимпиадах, конференциях, конкурсах. Для учащихся 5 - 11 классов: «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, автобиографию, резюме общие сведения об образовании, самоанализ собственных планов и интересов. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения. «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам, индивидуальный план предпрофильной подготовки. «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При возможности дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички. «Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д. «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах, проектах. В портфолио могут включаться иные материалы и документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление как в целом, так и по отдельным аспектам, об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения. VI. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО Работа с портфолио учащегося проводится с помощью взрослых: педагогов, родителей (законных представителей) учащегося, классных руководителей. Материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая с учителями и родителями (законными представителями). Отдельные элементы портфолио переходят вместе с учеником из года в год. Период составления портфолио – начального общего образования – 1-4 классы, основного общего образования –5-9 классы, среднего общего образования 10-11 классы. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ВЕДЕНИИ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ При формировании портфолио функциональные обязанности межу участниками образовательного процесса распределяются следующим образом: VII. Классный руководитель - несет ответственность за организацию формирования портфолио, систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием; - оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; - проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; - осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; - осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; - обеспечивает обучающихся и родителей необходимыми формами, бланками. Все педагогические работники, участвующие в образовательном процессе ребёнка обязаны принимать участие в пополнении портфолио обучающегося. Учителя-предметники - проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; - организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Родители обучающегося участвуют в оформлении и пополнении портфолио ребёнка; Заместители директора осуществляют общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы учреждения, осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном учреждении. VIII. ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПОРТФОЛИО Формы оценки портфолио определяются учителем совместно с учащимися и их родителями (законными представителями). Это могут быть: - презентации в конце четверти, года (они могут проходить наклассном часе, родительском собрании); - выставки портфолио (по желанию учащихся). Портфолио учащихся может оцениваться классным руководителем не чаще 1 раза в полугодие. По итогам смотра и(или) конкурса портфолио учащиеся могут быть награждены грамотой, родители (законные представители) учащегося – благодарственными письмами.