Положение об элективных курсах

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
НОЧУ Филофеевская гимназия
Протокол № 4 от 29.12.2020 г.
Протокол заседания совета родительской
общественности от 29.12.2020 г.№ 2
Протокол заседания совета обучающихся
от 29.12.2020 г. № 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
НОЧУ Филофеевская гимназия
от 29.12.2020 г. № 49

ПОЛОЖЕНИЕ
об элективных курсах и курсах по выбору
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об элективных курсах и курсах по выбору
разработано в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ,
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 года
№413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования»;
- Уставом НОЧУ Филофеевская гимназия.
Элективные курсы и курсы по выбору, обязательные для посещения
обучающимися в рамках конкретного профиля, являются важной составной
частью профильного обучения.

2. Цель, задачи и функции элективных курсов
2.1. Цель элективных курсов и курсов по выбору: удовлетворение
индивидуальных образовательных интересов потребностей и склонностей
каждого гимназиста.
2.2. Задачи элективных курсов и курсов по выбору:
— поддержка изучения основных профильных предметов;
— повышение уровня индивидуализации обучения и социализации
личности; подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей
профессиональной деятельности;
— содействие развитию у гимназистов отношения к себе как к субъекту
будущего профессионального образования и профессионального труда;
— выработка у обучающихся умений и способов деятельности,
направленных
на
удовлетворение
индивидуальных
образовательных
потребностей, обучающихся;
— создание условий для самообразования, формирования у обучающихся
умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.

2.3. Элективные курсы и курсы по выбору выполняют следующие
образовательные функции:
— поддерживают изучение базовых предметов и предметов, изучаемых на
углубленном уровне;
— служат для внутригимназической специализации и дифференциации
обучения, построения индивидуальных учебных планов обучающихся;
— формируют у обучающихся способы организации учебной
деятельности;
— развивают навыки самоопределения, самоорганизации, самоконтроля,
выбора принятия решения;
— создают условия для общекультурного развития.
2.4. Изучение элективных курсов и курсов по выбору обеспечивает:
— удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
— общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении
среднего общего образования;
— развитие навыков самообразования и самопроектирования;
— углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной
области научного знания или вида деятельности;
— совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной
деятельности,
профессионального
самоопределения
обучающихся.

3. Типы элективных курсов и курсов по выбору
З.1 . Проектируются элективные курсы и курсы по выбору следующих
видов: предметные, ориентационные.
Предметные элективные курсы позволяют реализовать интерес
обучающегося к учебному предмету, определить готовность и развить
способности к изучению данного предмета на повышенном уровне,
подготовиться к выбору профиля обучения.
Ориентационные курсы создают базу для ориентации обучающихся в мире
профессий и в специфике различных видов деятельности; поддерживают
мотивацию к тому или иному профилю, позволяют совершить
профессиональные пробы и проектировать профессиональную карьеру,
обеспечивают реализацию познавательных интересов гимназистов, выходяших
за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области
деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения; знакомят
гимназистов с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза
знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных
профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.

4. Программно - методическое обеспечение элективных курсов
и курсов по выбору
4.1. Реализация содержания элективных курсов и курсов по выбору в
рамках профильного обучения обеспечивается:

программами элективных курсов, утверждённых, рекомендованных
или допущенных Министерством просвещения Российской Федерации
программами, разработанными педагогами Гимназии на основе программ
элективных курсов или учебных пособий по элективным курсам, утверждённых,
рекомендованных (допущенных) Министерством просвещения Российской
Федерации или изданных в рецензируемых журналах (ведущих издательствах
учебной литературы), а также опубликованных на сайтах ведущих
профессиональных периодических изданий и образовательных организаций: в
этом случае разработанные педагогами программы рассматриваются и
утверждаются на заседании методического объединения учителей.
учебными пособиями для обучающихся.
4.2 Программы элективных курсов и курсов по выбору включают
углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также
изучение наиболее актуальных тем, выходящих за их рамки.
4.3. Программы элективных курсов должны удовлетворять следующим
требованиям:
- учитывать особенности гимназистов, интересующихся отдельными
предметами;
- знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках, которые
интересуют обучающихся;
- опираться на учебную программу, не дублировать ее, а дополнять и
способствовать формированию исследовательских умений; нацеливать на
подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
- уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование
учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия и
систематизация.
4.4. Рабочие учебные программы элективных курсов и курсов по выбору
должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к
структуре рабочей программы педагогов.
4.5. Содержание знаний, которые включаются в программу, должно
отвечать
требованиям
к
подготовке
выпускников,
определяемым
государственными
образовательными
стандартами
и
практикоориентированную направленность.
4.6. Учебные программы должны включать следующие виды знаний:
- теоретические (обобщенные), методические
(способы деятельности);
технологические (приемы, алгоритмы, правила выполнения действий);
- различного рода информацию (даты, факты, события, характеристики и др.).
4.7. Определение методов обучения осуществляется в соответствии с
целями и содержанием. Выбор методов определяется условиями, временем
протекания процесса обучения, особенностями индивидуального стиля
преподавания и восприимчивостью обучающихся.
4.8. В качестве учебной литературы по элективным курсам и курсам по
выбору могут использоваться учебные пособия для элективных курсов, для
кружковой работы, а также научно - популярная литература, справочные

издания, авторские разработки и пособия, имеющие рекомендации к
использованию, образовательные ресурсы Интернет.
4.9. Эффективность преподавания конкретного курса может быть
подтверждена:
- анализом уровня образования
обучающихся по предметам, связанным с
элективными курсами;
-количественным анализом проектной деятельности обучающихся, количеством
проведенных исследовательских работ на элективном курсе;
- проведением анкетирования обучающихся, целью которого является
исследование уровня удовлетворенности гимназистов элективными занятиями;
- результатами участия гимназистов в олимпиадах, конференциях, конкурсах и
других мероприятиях.

5. Условия оценивания элективных курсов
5.1. Элективный курс оценивается, если обучающийся выполнил зачетную
работу, предусмотренную программой курса.

6. Организация образовательного процесса
для реализации программ элективных курсов.
6.1. Элективные курсы ведутся в соответствии с программой, структура
которой включает:
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план;
- содержание курса;
- календарно-тематическое планирование;
- список литературы.
Обучающийся имеет право самостоятельно выбрать элективные курсы
и курсы по выбору в объёме, определенном учебным планом, и обязан
выполнять программы элективных курсов в установленном объёме.
6.2. Педагог несёт ответственность за выполнение программы
элективных курсов: развивающего и воспитательного компонентов
программы. Педагог несет ответственность за ведение документации,
своевременность и правильность отчетов по элективному курсу и курсу по
выбору, отвечает за наполняемость группы, обеспечивает посещение
элективных курсов обучающимися, которые выбрали соответствующий курс.
6.3. Контроль за состоянием преподавания элективных курсов и курсов
по выбору возлагается на заместителя директора, курирующего данное
направление образовательной деятельности.

7. Права НОЧУ Филофеевская гимназия
7.1. Определять направление профильного обучения в Гимназии.
7.2. Дополнять
содержание
профильного
обучения
через
организацию и создание элективных курсов и курсов по выбору.

7.3. Совершенствовать организационные
элективных курсов и курсов по выбору.

формы

и

содержание

8. Обязанности НОЧУ Филофеевская гимназия
8.1 Выявление образовательных потребностей обучающихся.
8.2.Презентация профильных направлений.
8.З. Предоставление информации о содержании элективных курсов и
курсов по выбору по профильному обучению педагогическим работникам,
обучающимся, родителям (законным представителям).
8.4.Повышение квалификации педагогических кадров.
8.5.Совершенствование методического мастерства педагогических
работников гимназии.
8.6.Разработка рабочих программ элективных курсов и курсов по
выбору.
8.7.Организация, контроль и управление качеством преподавания
элективных курсов и курсов по выбору.

9. Права и обязанности обучающихся и их родителей
(законных представителей).
9.1. Права и обязанности обучающихся и их родителей (законных
представителей)
регламентируются
Уставом,
локальными
актами,
настоящим Положением.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».