НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ, МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО" ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета НОЧУ Филофеевская гимназия Протокол № 1 от 31.08.2020 г. Протокол заседания совета родительской общественности от 31.08.2020 г. № 1 Протокол заседания совета обучающихся от 31.08.2020 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора НОЧУ Филофеевская гимназия от 31.08.2020 г. № 128 ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном итоговом проекте обучающихся 10—11 классов I.Общие положения 1.1. Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся НОЧУ Филофеевская гимназия осуществляется на основе концептуальных положений, содержащихся в следующих стратегических документах: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 17.05.2012 года № 413; Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442; Основной образовательной программе среднего общего образования НОЧУ Филофеевская гимназия, Уставе НОЧУ Филофеевская гимназия, положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в НОЧУ Филофеевская гимназия, положении об использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в НОЧУ Филофеевская гимназия. 1.2. Работа над индивидуальным итоговым проектом обучающимися 10—11 классов ведется в рамках предмета «Индивидуальный проект» индивидуального учебного плана обучающегося. Обучение по предмету «Индивидуальный проект» возможно с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. 1.3. Проектная деятельность планируется и организуется в рамках Основной образовательной программы среднего общего образования НОЧУ Филофеевская гимназия. 1.4. Организация проектной деятельности осуществляется на основе требований ФГОС среднего общего образования к метапредметным образовательным результатам учащихся: целеполагание и выбор способов деятельности; работа с информацией; компетенции в области ИКТ; использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации; самоконтроль и самооценка. II. Организация проектной деятельности обучающихся НОЧУ Филофеевская гимназия 2.1. Руководство проектной деятельностью обучающихся 10—11-х классов в НОЧУ Филофеевская гимназия осуществляет организационный комитет. Председателем организационного комитета является директор НОЧУ Филофеевская гимназия. В состав организационного комитета входят заместители директора по УВР. 2.2. Организационный комитет: организует проектную деятельность обучающихся в рамках учебного плана; распределяет нагрузку педагогов по руководству проектами; утверждает перечень тем проектных работ, представляемых к защите на заседании МО; организует проведение предварительной экспертизы работ, представляемых к защите; организует и проводит оценивание выполненных проектных работ; организует и проводит защиту проектных работ в рамках итоговой и промежуточной аттестации (для 10—11-х классов) и итоговую научнопрактическую конференцию в НОЧУ Филофеевская гимназия по предметным секциям по итогам выполненных работ; осуществляет выдвижение лучших проектных работ на конкурсы различного уровня. 2.3. Выполнение проектной работы включает три этапа: предварительный, основной и заключительный. III. Порядок и требования к выполнению проектной работы 3.1. Обучающиеся самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет осуществляться проектная работа, с учетом выбранного профиля обучения. 3.2. Учащиеся 10—11-х классов вправе наряду с выбором темы проекта выбрать руководителя работы из числа педагогов НОЧУ Филофеевская гимназия. В случае затруднений с выбором организационный комитет назначает в качестве руководителя работы одного из педагогов НОЧУ Филофеевская гимназия. 3.3. Обучающиеся самостоятельно определяют цель (продукт) работы и ее жанровые особенности и согласуют с руководителем проекта. Согласованные темы проекта утверждаются организационным комитетом не позднее 1 октября текущего учебного года. IV.Порядок и требования к защите проекта 4.1. Проектная или исследовательская работа, выполненная обучающимся, представляется в отдельной папке в печатном виде и на электронном носителе в срок, установленный экспертным советом. 4.2. Проектная работа, выполненная и представляемая на защиту, должна содержать следующие материалы: - выносимый на защиту продукт проектной деятельности; - паспорт проектной работы, оформленный согласно требованиям(Приложение 2); - рецензию руководителя. 4.3. Публичная защита проектной работы проводится лично автором в устной форме в рамках специального открытого заседания организационного комитета проектной деятельности или на научно-практических конференциях (НОЧУ Филофеевская гимназия, муниципалитета, региона, России). О конкретной дате защиты обучающиеся оповещаются руководителем проектной работы не позднее, чем за месяц до дня ее проведения. 4.4. Не менее чем за неделю до дня публичной защиты проектной работы руководителю предоставляется один экземпляр текстового описания работы, оформленного в соответствии с установленными требованиями, и продукт. 4.5. Перед публичной защитой проекта ее участники должны провести проверку демонстрационной техники, записать работу или ее демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время презентации, проверить качество записи и условия демонстрации. 4.6. Продолжительность выступления не должна превышать 5-7 мин. После завершения выступления автор проектной работы отвечает на вопросы членов организационного комитета (не более 5 мин). V. Оценка результатов проектной деятельности 5.1. Оценка результатов проектной деятельности обучающихся 10—11-х классов осуществляется согласно критериям листа оценивания ИИП (Приложение 1). 5.3. Формы продуктов проектной деятельности: WEB-сайт Мультимедийный продукт Видеофильм Видеоклип Макет Модель (физика, астрономия, биология, география и т.д.) Компьютерная программа Элементы оформления кабинета Выставка Газета Журнал Брошюра Сценарий Справочник Сценарий игры Путеводитель Коллекция Учебное пособие Сценарий экскурсии «В помощь учителю»: тесты, кроссворды, выполненные в виде презентаций. Серия иллюстраций Литературное произведение Публикация статьи о проделанной работе в СМИ Отчет об исследовании 5.4. Для выставления итоговой отметки высчитывается средний балл (согласно оценочному листу), который переводиться в отметку согласно процентному соотношению: 32—29 баллов (100–90%)— отметка «5»; 28—24 баллов (89–75%)— отметка «4»; 23—19 балла (74–59%)— отметка «3»; 18—0 балл (58–0%)— отметка «2». Приложение 1 Оценочный лист исследовательской работы (исследовательского проекта) Ф.И. обучающегося __________________________________________ Класс ____________ Тема исследовательской работы _________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Критерии А. Соблюдение логики научного познания B. Соответствие академическому формату C. Исследовательский инструментарий и содержание D. Представление работы ИТОГО Тема и цель тема и цель исследования (в т. ч. в виде ключевого вопроса) сформулированы корректно и чётко, соответствуют друг другу Балл Язык работа написана в соответствии с научным стилем речи, грамотным языком Балл Контекст контекст исследования основательно изучен и адекватно описан Балл Презентация наглядна, отражает проведенное исследование и поддерживает выступление Балл Сумма баллов: Аспекты Материал Логика работы материал/выборка соответствуют задачам, их использование обосновано Балл Ссылки в основном тексте расставлены правильно и соответствуют списку литературы Балл Методы метод(ы) работы с данными отвечают цели и поставленным задачам и корректно применены Балл Выступление задачи соответствуют цели, решаются и описываются последовательно, работа завершается выводами Балл Структура текст имеет формат академической работы, части сбалансированы Балл Терминология термины понимаются и используются правильно Балл Речь даёт представление повествование об исследовании в логично, речь его ключевых грамотна аспектах Балл Балл Отметка: Выводы отражают проведённое исследование, сформулированы чётко и корректно Балл Оформление соответствует требованиям, проведена унификация (формата, библиографии) Балл Результаты получены на основании проведенного исследования Балл Дискуссия ответы на вопросы хорошо аргументированы и демонстрируют осведомленность в теме Балл В каждую ячейку столбцов-аспектов выставляется от 0 до 2 баллов (0 — несоответствие аспекту, 1 — частичное соответствие аспекту, 2 — полное соответствие аспекту). Критерии перевода баллов в отметку: Кол-во баллов Отметка менее 19 «2» 19—23 «3» 24—28 «4» 29—32 «5» Оценочный лист проектной работы (кроме исследовательского проекта) Ф.И. обучающегося __________________________________________ Класс ____________ Тема исследовательской работы _________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Критерии Аспекты А. Проектное поле Соблюдение логики проектной деятельности Актуальность Характеристики работы обоснована продукта в заявке дают исчерпывающее представление о нем и соотнесены с задачами Балл B. Соответствие формату Язык работа написана в соответствии с научным, техническим стилем речи, грамотным языком Балл C. Проектный инструментари йи содержание Инструментарий Презентация Балл Сумма баллов: Продукт Итоговый продукт соответствует заявке и решает поставленные задачи Балл Структура текст имеет формат академической/професси ональной работы Балл Обоснован используемый инструментарий проектирования; соответствует цели и задачам проектирования проведенное исследование и поддерживает выступление ИТОГО Ссылки в основном тексте расставлены правильно и соответствуют списку литературы Аудитория Представление наглядна, отражает работы Планирование Соблюдена логика поэтапного планирования, продукт и паспорт продукта представлены в срок Балл Продукт соответствует особенностям целевой аудитории; имеет качественное оформление; подкреплен соответствующим и административны ми решениями Балл D. Образ продукта Балл Содержание Проект опирается на достоверные и авторитетные в данной области источники. Описание продукта дает исчерпывающее представление о нем, о его разработке Балл Выступление Балл Речь даёт представление повествование логично, о процессе и речь грамотна результате проделанной проектной работы Балл Балл Отметка: Балл Оформление соответствует требованиям, проведена унификация (формата, библиографии) Балл Достижение цели Апробация показала, что продукт позволяет достичь заявленной цели. Балл Дискуссия ответы на вопросы хорошо аргументированы и демонстрируют осведомленность в теме Балл В каждую ячейку столбцов-аспектов выставляется от 0 до 2 баллов (0 — несоответствие аспекту, 1 — частичное соответствие аспекту, 2 — полное соответствие аспекту). Критерии перевода баллов в отметку: Кол-во баллов Отметка менее 19 «2» 19—23 «3» 24—28 «4» 29—32 «5» Приложение 2 Требования к оформлению паспорта проектной работы Паспорт проекта включает в себя следующие обязательные компоненты: - титульный лист (образец находится в Приложении 3); - пояснительная записка, включающая: 1) введение; 2) обзор источников по выбранной проектной отрасли; 3) описание проектного инструментария и продукта; 4) метапредметная рефлексия; 5) заключение. Введение призвано обосновать актуальность рассматриваемого вопроса. Здесь должны быть сформулированы формальная постановка задачи, цели и задачи работы, ее новизна. Введение должно дать достаточно полное представление о выполненной работе и полученных результатах, понятное широкому кругу специалистов. Обзор состояния предметной области или существующих аналогов (Обзор источников по затронутой проблеме) должен содержать описание основных результатов, полученных в выбранной предметной области со ссылками на литературные источники, в которых эти результаты опубликованы. Основная цель данного раздела заключается в том, чтобы показать, как другие исследователи решали подобные задачи, и какие результаты получили. Описание инструментария и методов исследования или ведения проекта должно содержать информацию о том, как решалась поставленная задача. Должны быть приведены и описаны математические методы и компьютерные программы, которые были использованы автором для получения и анализа результатов. Если в рамках работы был произведен эксперимент, должны быть описаны условия эксперимента, приведены схемы, фотографии и технические характеристики примененного оборудования. Описание продукта — это исчерпывающая информация о нём. Что было сделано, сконструировано, организовано и т. п. Метапредметная рефлексия предполагает описание деятельности над проектом и тех навыков, компетенций, которые удалось развить в процессе работы над проектом. Можно сравнить первоначальные планы с итоговым продуктом и ходом деятельности в целом: всё ли пошло так, как было намечено? С какими рисками пришлось встретиться, чего удалось избежать? Какими новыми умениями и навыками удалось овладеть? Каковы достоинства и недостатки выполненной работы? С чем они могут быть связаны? Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы, их осмысление, выводы, обобщения и рекомендации, вытекающие из работы, обсуждение практической значимости результатов работы, а также основных направлений дальнейших исследований. После заключения в паспорт работы помещается список использованных источников, на каждый элемент которого должна быть хотя бы одна ссылка в работе! Список источников оформляется согласно ГОСТ. Общие технические требования к оформлению текста описания проектной работы: - гарнитура PTAstraSerif, кегль 14 pt, в заголовках — полужирное начертание; - междустрочный интервал 1,5 строки; - поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1 см; - выравнивание абзацев по ширине, абзацный отступ — 1,25 см. - математические формулы должны быть набраны с использованием стандартного средства набора формул текстового процессора (например, в MS Word 2013+ нужно на вкладке ленты «ВСТАВКА» нажать кнопку «Уравнение» («Вставить формулу»). - в заголовках и подписях к рисункам, в ячейках таблиц точка как знак препинания не используется. Для текста в таблицах допускается применять кегль 12 pt. Приложение 3 Образец титульного листа отчета по индивидуальному проекту НОЧУ Филофеевская гимназия Паспорт проекта «Название проекта» Выполнил(а) Фамилия Имя Отчество, обучающ(ийся/аяся) 10а класса Руководитель/ Куратор/ Консультант: Фамилия Имя Отчество, должность Новый Уренгой 2021