Положение о структуре, порядке разработки и утверждения ООП НОО

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического
совета
НОЧУ Филофеевская гимназия
Протокол № 4 от 29.12.2020 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
НОЧУ Филофеевская гимназия
от 29.12.2020 г. № 49

Положение
о структуре, порядке разработки и утверждения
образовательной программы начального общего образования
НОЧУ Филофеевская гимназия
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного
стандарта
начального общего образования,
утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями)
1.2 Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения основной
образовательной программы начального общего образования НОЧУ Филофеевской
гимназии.
Основная образовательная программа начального общего образования
является
обязательным
нормативным
документом,
регламентирующим
особенности
организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования.
1.3 Основная образовательная программа начального общего образования определяет
содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального
общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей
социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
1.4 Основная образовательная программа начального общего образования реализуется
организацией, осуществляющей образовательную деятельность через организацию урочной
и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами.
1.5 ООП НОО должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также
образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников.
1.6 Нормативный срок освоения ООП НОО определяется ФГОС НОО и составляет 4 года.
2. Структура и содержание основной образовательной программы
начального общего образования
2.1 Основная образовательная программа начального общего образования должна
содержать:
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка.

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
2. Содержательный раздел:
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при
получении начального общего образования.
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.
2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении
начального общего образования.
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни.
2.5. Программа коррекционной работы.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план начального общего образования.
3.2. План внеурочной деятельности, календарный учебный график.
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с
требованиями Стандарта.
Допускаются приложения к ООП НОО в виде рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей), программы внеурочной деятельности и др.
2.2 Требования к разделам основной образовательной программы начального общего
образования:

Целевой раздел:
2.2.1 Пояснительная записка.
Цель пояснительной записки - представить и описать концептуальные основы и
особенности образовательной программы школа.
Пояснительная записка содержит:
 краткую характеристику образовательного учреждения (тип, вид, миссия, особенности
контингента учащихся, кадровый состав и др.);
 цели и задачи реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с
требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования;
 принципы и подходы к формированию ООП НОО на основе согласованного мнения
участников образовательных отношений;
 указание на состав участников образовательных отношений;
 общую характеристику ООП НОО:
• описание концепции реализуемого учебно-методического комплекта и
обоснование его выбора;
• краткое описание планируемых личностных, метапредметных и предметных
результатов ОП НОО;
• структуру и содержание образовательной программы начального обучения;
• описание использования в образовательном процессе современных
образовательных технологий деятельностного типа, специфики работы с
одарёнными детьми, с детьми, с ограниченными возможностями здоровья;
• общие подходы к организации внеурочной деятельности;
• учёт национальных, этнокультурных особенностей участников образовательных
отношений;
 условия реализации ООП НОО в соответствии со спецификой и особенностями НОЧУ
Филофеевской гимназии (кадровые, финансовые, материально-технические и иные).
2.2.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования.

Раздел содержит:
 личностные, метапредметные и предметные результаты освоения ООП НОО,
представленные в ФГОС НОО и конкретизированные НОЧУ Филофеевской гимназии с
позиции реализуемой миссии и с позиции оценки этих результатов, принятых в
учреждении;
 портрет выпускника начальной школы.
 информационно
коммуникационные
технологии
—
инструментарий
универсальных
учебных
действий.
Формирование
ИКТ-компетентности
обучающихся (метапредметные результаты)
Содержание планируемых результатов освоения ООП НОО отражает специфику
образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных
предметов), соответствует возрастным возможностям обучающихся.
Предложенные в разделе личностные, метапредметные и предметные результаты
являются основой для выстраивания в НОЧУ Филофеевской гимназии системы оценки
качества освоения обучающимися ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Раздел «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования» является содержательной и критериальной основой для
разработки рабочих программ учебных предметов и курсов.
Структура и содержание планируемых результатов освоения ООП НОО должны
адекватно отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательного процесса,
соответствовать возрастным возможностям обучающихся.
2.2.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной
образовательной программы начального общего образования.
Программа «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.» должна:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных
учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
- предусматривать оценку достижений, обучающихся (итоговая оценка обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и
оценку эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного
развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования
должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга
(стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).
Раздел содержит:
 описание системы оценивания результатов освоения обучающимся ООП НОО и ее
элементов.
К элементам системы оценивания результатов освоения обучающимся ООП НОО
относятся:
- основные направления и цели оценочной деятельности в учреждении;
- описание объекта и содержание оценки, условия и границы применения системы оценки;

- критерии, показатели и индикаторы оценивания личностных, метапредметных и
предметных результатов, принятые в школе;
- итоговая оценка выпускников начальной школы;
- инструментарий оценивания, технологии оценивания;
- формы представления результатов оценивания.

Содержательный раздел:
2.2.4 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при
получении начального общего образования
Раздел содержит:
 цель программы;
 описание ценностных ориентиров содержания образования при получении начального
общего образования;
 связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
 характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся;
 типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий;
 особенности, основные направления и планируемые результаты учебно –
исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и
внеурочной деятельности;
 условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у обучающихся;
 условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся
универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и от
начального к основному общему образованию.
 Методика и инструментарии оценки успешности освоения и применения обучающимися
универсальных учебных действий.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся при получении
начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной
школе.
2.2.5 Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной
деятельности.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение
планируемых результатов освоения ООП НОО.
Программы отдельных учебных предметов, курсов являются рабочими программами
по учебным предметам и курсам, реализующими содержание ФГОС НОО. Рабочие
программы отдельных учебных предметов, курсов являются приложением к ООП НОО.
Разработка рабочих программ регламентируется положением о порядке разработки и
утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (в соответствии с ФГОС НОО,
ООО, СОО).
2.2.6 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении
начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении
НОО направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе
образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей
этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского
общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования гражданской
идентичности.
Программа обеспечивает:

- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на
практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и
внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и
региональную специфику;
- формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа содержит:
 цель и задачи духовно­нравственного развития и воспитания и социализации
обучающихся;
 основные направления и ценностные основы духовно­нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся;
 основное содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся;
 модель организации работы по духовно – нравственному развитию, воспитанию и
социализации обучающихся;
 принципы и особенности организации воспитания и социализации младших школьников
 описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся;
 совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по
духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
 формы и методы повышения
педагогической культуры родителей (законных
представителей) обучающихся
 планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
 критерии и показатели эффективности деятельности организации. Осуществляющей
образовательную деятельность, по обеспечению воспитания и социализации
обучающихся
2.2.7 Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного
образа жизни.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет
собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров
и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся при получении начального общего
образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и
эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП
НОО.
Программа обеспечивает:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил
здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической
культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесберегающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,
инфекционные заболевания);
- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие
готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков
личной гигиены;
- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать
успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные
средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений
поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа содержит:
 цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ
экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования,
описание ценностных ориентиров, лежащих в её основе;
 направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и
формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику
организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников
образовательных отношений;
 модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по
формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада
школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе,
профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма;
 критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей
образовательную деятельность в части формирования здорового и безопасного образа
жизни и экологической культуры обучающихся;
 критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в
части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры
обучающихся;
 методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по
формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся
2.2.8 Программа коррекционной работы.
Программа коррекционной работы представляет собой комплексную программу,
направленную на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в
освоении ООП НОО.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной
образовательной программы начального общего образования и их интеграции в
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Программа коррекционной работы содержит:
 перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их









интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность и освоение
ими основной образовательной программы начального общего образования;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности,
включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления
их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их
успешности в освоении основной образовательной программы начального общего
образования, корректировку коррекционных мероприятий;
описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности,
использование адаптированных образовательных программ начального общего
образования и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников
организации, осуществляющей образовательную деятельность и других организаций,
специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен
обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
планируемые результаты коррекционной работы.

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план начального общего образования.
3.2. План внеурочной деятельности, календарный учебный график.
Учебный план и план внеурочной деятельности обеспечивают введение в действие и
реализацию требований ФГОС, определяют общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей
и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Учебный план начального общего образования определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы
промежуточной аттестации обучающихся.
3.2. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей, обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и
внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных
социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:
- даты начала и окончания учебного года;
- продолжительность учебного года, четвертей;
- сроки и продолжительность каникул;
- сроки проведения промежуточных аттестаций.
 Раздел содержит пояснительную записку и план–сетку распределения часов с указанием
недельной нагрузки обучающихся, план – сетку распределения часов внеурочной
деятельности, календарный учебный график.
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии
с требованиями Стандарта.
Система условий учитывает особенности образовательного учреждения, а также его
взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в
рамках межведомственного взаимодействия).
Система условий содержит:
 описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых,
материально-технических, а также учебно-методического и информационного
обеспечения;

 обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
приоритетами основной образовательной программы начального общего образования
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
 механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
 сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
 контроль за состоянием системы условий.
3.
Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы
начального общего образования
3.1 Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается
на основе Примерной основной образовательной программы начального общего
образования и данного Положения о структуре, порядке разработки и утверждения
основной образовательной программы начального общего образования НОЧУ
Филофеевской гимназии.
3.2 Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы определяется
локальным актом НОЧУ Филофеевской гимназии.
3.3 ООП НОО перед утверждением должна рассматриваться педагогическим советом
школы, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы
данные полномочия, по итогам рассмотрения оформляется протокол. ООП НОО
утверждается приказом директора школы не позднее начала учебного года.
3.4 Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые
разрабатывается ООП НОО.
3.5 Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в ООП НОО в
течение учебного года, рассмотрев их на педагогическом совете школы.
3.7. При оформлении основной образовательной программы начального общего
образования учитываются следующие требования:
3.7.1. В титульном листе ООП НОО указывается: полное наименование образовательного
учреждения в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена ООП НОО; указания на
принадлежность уровню общего образования; срок реализации данной программы; год
разработки.
4. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения, реализующего
основную образовательную программу начального общего образования
4.1. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется на
основе оценок достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
4.2. Результаты и эффективность образовательной программы обсуждаются на
педагогических советах, школьных методических объединений.
4.3. Ежегодные итоги реализации отражаются в самоанализе школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».