Положение о внутригимназическом контроле

1.2. Положение о ВГК регламентирует содержание и порядок проведения
внутригимназического контроля (ВГК) в НОЧУ Филофеевская гимназия.
1.3.
Положение о ВГК утверждается педагогическим советом Гимназии,
имеющим право вносить изменения и дополнения.
1.4.
Внутригимназический контроль является одной из важнейших
управленческих функций, связанных с установлением соответствия образовательной
деятельности НОЧУ Филофеевская гимназия требованиям ФГОС и потребностям
участников образовательных отношений. Это административный ресурс управления
качеством образования; обязательный компонент управленческого цикла, наряду с
планированием организацией, руководством и анализом.
1.5.
Настоящее Положение разработано с целью совершенствования
деятельности Гимназии, улучшения качества образования в Гимназии.

И. Цели, задачи и принципы внутригимназического контроля

2.1.
Цели внутригимназического контроля:
2.1.1. Осуществление контроля за исполнением законодательства в области
образования, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных
нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению; анализ причин, лежащих
в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению.
2.1.2. Обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в
соответствии с задачами программы развития Гимназии с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния
здоровья.
2.1.3. Осуществлять мониторинг соответствия функционирования и развития
образовательного учреждения целям и задачам годового планирования.
2.2. Задачи внутригимназического контроля:
2.1.1. Оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и
развития их профессионального мастерства.
2.1.2. Оптимизация структуры управления образовательной организацией.
2.1.3. Определение наиболее эффективных технологий преподавания предметов
в условиях реализации ФГОС.
2.1.4. Обеспечение непрерывного профессионального развития кадров
образовательной организации.
2.1.5. Своевременное выявление и анализ рисков образовательной
деятельности образовательной организации.
2.1.6. Создание условий для обеспечения положительной динамики качества
образовательных результатов обучающихся.
2.3. Независимо от направления в процедурах ВГК реализуются принципы:
планомерности;
обоснованности;
полноты контрольно-оценочной информации;
открытости;
результативности;
непрерывности.

III. Структура ВГК

3.1.
Основные функции внутригимназического контроля:
информационно-аналитическая;
коррективно-регулятивная;
стимулирующая;
контрольно-диагностическая.
3.2.
Направления ВГК:
соблюдение действующего законодательства;
соблюдение устава, Правил внутреннего распорядка, локальных
нормативных актов;
процесс и результаты реализации ООП;
эффективность дополнительных образовательных услуг;
качество ресурсного обеспечения образовательной деятельности.

IV. Организация внутригимназического контроля

4.1. Внутригимназический контроль эффективности педагогической системы
школы и организации образовательного процесса в процессе реализации
образовательных программ проводится в отношении:
обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся
(одаренных, с низкой мотивацией, с девиантным поведением, с ОВЗ);
форм и методов урочной и внеурочной деятельности;
интеграции урочной и внеурочной деятельности;
используемых педагогических технологий, приемов организации учебнопознавательной деятельности;
системы текущего диагностического контроля;
культуры учебного взаимодействия педагогов и обучающихся;
психолого-педагогического
сопровождения
самоорганизации
и
познавательной самомотивации обучающихся;
проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
социального, научно-методического партнерства;
деятельности внутришкольных методических объединений;
иное.
4.2.
При оценке работы педагога в ходе внутригимназического контроля
учитывается:
выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение
учебного материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и
др.);
уровень сформированности УУД и развитие обучающихся;
степень самостоятельности обучающихся;
владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными
умениями;
дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;
совместная деятельность учителя и ученика;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение
отбирать
содержимое
учебного
материала
(подбор

дополнительной литературы, информации и другого материала, направленного на
усвоение обучающимися системы знаний);
способность
к анализу педагогических ситуаций,
рефлексии,
самостоятельному контролю результатов педагогической деятельности; умение
корректировать свою деятельность; умение обобщать свой опыт; умение составлять
план своего развития.
4.3.
Внутригимназический контроль эффективности педагогической системы
гимназии и организации образовательного процесса в процессе реализации
образовательных программ проводится в отношении:
обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся
(одаренных, с низкой мотивацией, с девиантным поведением, с ОВЗ);
форм и методов урочной и внеурочной деятельности;
интеграции урочной и внеурочной деятельности;
используемых педагогических технологий, приемов организации учебнопознавательной деятельности;
системы текущего диагностического контроля;
культуры учебного взаимодействия педагогов и обучающихся;
психолого-педагогического
сопровождения
самоорганизации
и
познавательной самомотивации обучающихся;
проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
социального, научно-методического партнерства;
деятельности внутришкольных методических объединений;
иное.
4.4.
Методы ВГК:
Экспертиза документов:
локальных нормативных актов;
программно-методической документации педагогических работников;
учебной документации обучающихся;
журнала успеваемости;
журнала внеурочной деятельности/факультативов. Посещение/просмотр
видеозаписи учебных занятий и мероприятий:
уроков;
курсов внеурочной деятельности;
внеурочных мероприятий.
Изучение мнений:
индивидуальные беседы;
анкетирование.
Диагностики/контрольные срезы:
административные контрольные письменные работы;
онлайн-тесты.
4.4.
Методы контроля деятельности педагогов:
анкетирование;
тестирование;
социальный опрос;

мониторинг;
наблюдение;
изучение документации;
анализ и самоанализ уроков;
беседа о деятельности обучающихся;
результаты учебной деятельности обучающихся.
4.5.
Методы контроля над результатами учебной деятельности:
наблюдение;
устный опрос;
письменный опрос;
письменная проверка знаний (контрольная работа);
комбинированная проверка;
беседа, анкетирование, тестирование;
зачеты, промежуточные экзамены.
4.6.
Виды внутригимназического контроля. ВГК может быть плановым м
оперативным. В плановом и оперативном контроле различают виды:
комплексный контроль;
фронтальный контроль;
тематический контроль.
4.7.
Формы внутригимназического контроля:
персональный контроль;
тематически-обобщающий контроль;
классно-обобщающий;
предметно-обобщающий контроль;
комплексный контроль;
обзорный контроль.
4.8. Порядок внутригимназического контроля:
4.8.1. Внутригимназический контроль осуществляет администрация гимназии.
4.8.2. В качестве экспертов к участию во внутригимназическом контроле могут
привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты.
4.8.3. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна
превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий.
Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету внутригимназического контроля.
4.8.4. При обнаружении в ходе внутригимназического контроля нарушений
законодательства

Российской Федерации в области

образования, о них

сообщается директору Гимназии.
4.8.5.

Экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в

необходимых случаях.
4.8.6. При проведении

планового контроля не требуется дополнительного

предупреждения педагога, если в месячном плане указаны сроки контроля.
4.8.7. В экстренных случаях директор и

его

заместители

по

учебно-

воспитательной работе могут посещать уроки педагогов Гимназии без предварительного

предупреждения.
4.8.9.

При

проведении

оперативных

проверок

педагогический

работник

предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков; в экстренных случаях
педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 урок до посещения уроков
(экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушение прав ребенка,
законодательства об образовании).
4.9. Основания для внутригимназического контроля:
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
-

обращение физических и юридических лиц о нарушениях в области

образования.
4.10.

Результаты

внутригимназического

контроля

оформляются

в

виде

аналитической справки, справки о результатах внутригимназического контроля, доклада
о состоянии дел по проверяемому вопросу, итогового приказа или иной формы,
установленной в Гимназии. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов,
выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до
работников гимназии в течение 7 (семи) дней с момента завершения проверки.
4.11. Педагогические работники после ознакомления с результатами
внутригимназического контроля должны поставить подпись под итоговым материалом,
удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах
внутригимназического контроля. При этом они в праве сделать запись в итоговом
материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и
выводам.
4.12. По итогам внутригимназического контроля в зависимости от его формы,
целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
проводятся заседания педагогического или методического советов,
производственные совещания, рабочие совещания с педагогически составом;
сделанные замечания и предложения фиксируются в документации;
результаты внутригимназического контроля могут учитываться при
проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для
заключения экспертной группы.
4.13. Директор гимназии по результатам внутригимназического контроля
принимает следующие решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов внутригимназического контроля
коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных
специалистов (экспертов);
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; о
поощрении работников;
иные решения в пределах своей компетенции.
4.14. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях

обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других
граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные
сроки.
4.15. Персональный контроль
4.15.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической
деятельности отдельного педагогического работника.
4.15.2. В ходе персонального контроля изучается уровень знаний педагога в
области современных достижений психологической науки, профессиональное
мастерство педагога; уровень овладения педагогом технологиями развивающего
обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
результаты работы педагога и пути их достижения; способы повышения
профессиональной квалификации педагога.
4.15.3. По результатам персонального контроля деятельности педагогического
работника оформляется справка.
4.16. Тематически-обобщающий контроль
4.16.1 Тематически-обобщающий контроль проводится по отдельным проблемам
деятельности гимназии.
4.16.2 Содержание тематического контроля может включать вопросы
индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки
обучающихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации
познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.
4.16.3 Тематический контроль направлен не только на изучение фактического
состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику
технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров
педагогического труда.
4.16.4 Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития
Гимназии, Основной образовательной программой, проблемно- ориентированным
анализом работы гимназии по итогам учебного года, основными тенденциями развития
образования в городе, регионе, стране.
4.16.5 Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами,
сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы
гимназии.
4.16.6 В ходе тематического контроля:
проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
осуществляется анализ практической деятельности педагога, классного
руководителя, руководителей кружков и секций, обучающихся;
посещение уроков, занятий внеурочной деятельности; внеклассных
мероприятий, занятий кружков, секций;
анализ гимназической документации.
4.16.7 Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или
справки, результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть
оформлены одним документом.
4.16.8 Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического
контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях,
заседаниях методических объединений.

4.16.9. По результатам тематического контроля принимаются меры,
направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение
качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.
4.17. Классно - обобщающий контроль
4.17.1 Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.
Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии
образовательного процесса в том или ином классе.
4.17.2 В ходе классно-обобщающего контроля изучает весь комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе или классах:
деятельность всех педагогов;
включение обучающихся в познавательную деятельность;
привитие интереса к знаниям;
стимулирование
потребности
в
самообразовании,
самоанализе,
самосовершенствовании, самоопределении;
сотрудничество педагога и обучающихся;
социально-психологический климат в классном коллективе.
4.17.3 Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по
результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия
или четверти или по решению педагогического совета по итогам учебной четверти.
4.17.4 Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется
необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными
проблемами.
4.17.5 Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с
объектами, сроком, целями, формами и методами классно - обобщающего контроля в
соответствии с планом работы гимназии.
4.17.6 По результатам классно - обобщающего контроля проводятся мини педсоветы, совещания при директоре гимназии или его заместителях, классные часы,
родительские собрания.
4.18. Комплексный контроль
4.18.1 Комплексный контроль проводится с целью получения полной
информации о состоянии образовательного процесса в гимназии в целом или по
конкретной проблеме.
4.18.2 Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из
членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических
объединений, эффективно работающих педагогов гимназии под руководством одного из
членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может
привлекать лучших педагогов других школ, инспекторов и методистов департамента
образования.
4.18.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план
проверки, распределить обязанности между собой.
4.18.4 Перед
каждым
проверяющим
ставится
конкретная
задача,
устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.
4.18.5 Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами,
планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы гимназии,
но не менее чем за месяц до ее начала.

4.18.6 По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании
которой директором гимназии издается приказ (контроль за исполнением которого
возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание
педагогического совета, совещание при директоре или его заместителях.
4.18.7 При получении положительных результатов данный приказ снимается с
контроля.

V. Порядок проведения ВГК

5.1.
Внутригимназический контроль в НОЧУ Филофеевская гимназия
осуществляется:
5.1.1. в соответствии с планом ВГК;
5.1.2. на основании обращений участников образовательных отношений.
5.2.
ВГК осуществляют:
5.2.1. в плановом режиме субъект (контролирующий), определенный в плане
ВГК;
5.2.2. при оперативном контроле - лицо/ группа лиц, назначаемое директором
НОЧУ Филофеевская гимназия;
5.2.3. к участию в контроле могут привлекаться эксперты из числа
педагогической общественности города, региона;
5.2.4. контроль проводится в соответствии с планом, разрабатываемым
заместителем директора по УВР;
5.3.
ВГК оформляют в виде итогового документа: аналитической справки,
информации на совещании при директоре, приказа.
5.4.
Процедура представления результатов ВГК включает:
ознакомление объекта ВГК с темой, содержанием, задачами;
доведение до объекта ВГК информации о результатах.
5.5.
По итогам ВГК организуется обсуждение итоговых материалов принятия
решений о следующем:
проведения повторного контроля с привлечением специалистов;
поощрении работников;
привлечении к дисциплинарной ответственности;
иных решениях в пределах компетенции образовательной организации.

VI. Права проверяемых

6.1.
Привлекать к контролю специалистов учебного предмета для проведения
качественного анализа деятельности проверяемого педагогического работника.
6.2.
Переносить сроки проверки по просьбе проверяемого, но не более, чем на
месяц.

VII. Ответственность проверяющего

Проверяющий несет ответственность за:
тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения
контрольных мероприятий;
качественную подготовку к проведению проверки деятельности
педагогического работника;
ознакомление с итогами проверки педагогического работника до
вынесения результатов на широкое обсуждение;

7.1.

срыв сроков проведения проверки;
качество проведения анализа деятельности педагогического работника;
соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе
педагогического работника при условии устранения их в процессе проверки.

VШ. Связь ВГК и ВСОКО

8.1.
Внутригимназический контроль осуществляется с использованием
информации ВСОКО.
8.2.
Должностные лица одновременно могут выступать и субъектами ВСОКО,
и субъектами ВГК.
8.3. Информация по итогам оценки содержания, условий реализации и
результатов освоения обучающимися образовательных программ используется как
средство ВГК.
8.4. ВСОКО обеспечивает ВГК критериями, параметрами, формами и
методами, позволяющими реализовать задачи ВГК.
8.5. Субъекты ВГК организуют подготовку отчета о самообследовании и
обеспечивают его соответствие федеральным требованиям.

IX. Документационное сопровождение

9.1. Документационное
сопровождение
ВГК
включает
следующие
организационно-распорядительные документы:
распорядительный акт об утверждении годового плана ВГК;
план-задание на проведение оперативного контроля;
итоговый документ:
аналитическую
справку,
приказ,
информацию на совещании при директоре.
9.1. Документация хранится в соответствии с номенклатурой дел.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».