Положение о единых требованиях, предъявляемых к проверке рабочих тетрадей, устной и письменной речи обучающихся

II.

Требования к устной и письменной речи обучающихся

2.1. Любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме
(развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или
химического опыта, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая
содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Обучающиеся должны уметь: говорить или писать на тему, соблюдая ее
границы; отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и
основной идеи высказывания; излагать материал логично и последовательно
(устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать
необходимые обобщения и выводы); правильно и точно пользоваться языковыми
средствами для оформления высказывания; строить высказывание в определенном
стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от ситуации
общения (на уроке, собрании, экскурсии, походе и т.д.); отвечать громко, четко, с
соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации; оформлять любые
письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм,
чисто и аккуратно.
2.2. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором
соблюдаются: правила произношения и ударения; правила употребления слов в
соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями
использования в различных стилях речи; правила образования и изменения слов, а
также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями
грамматики; правила орфографии и пунктуации: не допускаются ошибки в написании
изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях
исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических
деятелей и др.
2.3 Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается
разнообразием
словаря,
богатством
грамматического
строя,
уместным
использованием эмоционально окрашенных средств речи.
2.4 Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение
слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к
высказываниям
других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т. д.
III. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых
требований к устной и письменной речи учащихся
3.1. Воспитание речевой культуры гимназистов может успешно
осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных
действий всего педагогического коллектива.
С этой целью рекомендуется:
3.2.1. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход
изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно
оформлять все виды записей (на классной доске, в электронном журнале в СГО
«Сетевой город. Образование» и т.п.); писать разборчивым почерком. Не допускать в
своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм
произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках
определений.
3.2.2. Учителям-предметникам: больше внимания уделять формированию

на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный
материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и
обобщения; на уроках проводить специальную работу, направленную на
полноценное восприятие обучающимися учебного текста и слова учителя,
которые являются образцами правильно оформленной речи; в ходе этой работы
учащимся целесообразно
предлагать
такие
задания,
как
например:
сформулировать тему и основную мысль, составить план; шире использовать
выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования
культурной речи обучающихся, как средство эмоционального и логического
осмысления текста; настойчиво учить гимназистов работать с книгой,
пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и
картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять
результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов,
конспектов, цитатного материала, списков литературы в соответствии с
требованиями государственных стандартов; систематически проводить работу по
обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией
изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать
на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное
употребление в речи; следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием
надписей и грамотным оформлением.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».