II. Требования к устной и письменной речи обучающихся 2.1. Любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление. Обучающиеся должны уметь: говорить или писать на тему, соблюдая ее границы; отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания; излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы); правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания; строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от ситуации общения (на уроке, собрании, экскурсии, походе и т.д.); отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации; оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. 2.2. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются: правила произношения и ударения; правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи; правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики; правила орфографии и пунктуации: не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др. 2.3 Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. 2.4 Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т. д. III. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся 3.1. Воспитание речевой культуры гимназистов может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива. С этой целью рекомендуется: 3.2.1. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в электронном журнале в СГО «Сетевой город. Образование» и т.п.); писать разборчивым почерком. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений. 3.2.2. Учителям-предметникам: больше внимания уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения; на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучающимися учебного текста и слова учителя, которые являются образцами правильно оформленной речи; в ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как например: сформулировать тему и основную мысль, составить план; шире использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования культурной речи обучающихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста; настойчиво учить гимназистов работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы в соответствии с требованиями государственных стандартов; систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи; следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)