Чтение. Работа с текстом 1 - 4 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,

МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"

РАССМОТРЕНА
на школьном МО классных руководителей
рук. метод. объединения Гриднева И.С.
(протокол от 13 мая 2020 г. №5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская гимназия
13 мая 2020 г. № 108

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по ВР Гриднева И.С.
13 мая 2020 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 13 мая 2020 г. № 5)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Чтение. Работа с текстом»

Начальное общее образование
Срок освоения 4 года
Класс: 1- 4
Учитель: Щербакова Л. А., Мелентьева Н.В., Хомко Л.Н., Мартюченко Л.А.
Разработана на основе:
1. Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
2. Авторской программы учебного курса к учебно-методическому комплекту О.Н. Крыловой
«Чтение. Работа с текстом».

г. Новый Уренгой
2020г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана и составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа «Чтение. Работа с текстом» входит во внеурочную деятельность по
общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Место курса в учебном плане
Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четыре года
обучения. «Чтение. Работа с текстом» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю.

Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс – 33 ч (33 учебные недели), 2,3 и 4 классы – по 34 ч (34
учебные недели).
Актуальность программы

Известно, что начальная школа специально не обучает ребенка приемам анализа
информационных текстов, но их понимание во многом отражает готовность ученика к
продолжению образования, самостоятельному получению знаний, поскольку текст является
основным источником информации и одним из базовых средств обучения. С переходом в
основную школу ребенок переносится в новую для себя ситуацию целенаправленного чтения для
обучения. В виду того, что в конце каждого года обучения проводятся итоговые работы в
тестовой форме, возникает необходимость обучения детей этому виду деятельности и обучению
работе с различными источниками информации.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего
обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий
(УУД), обеспечивающих умение учиться. Современное начальное образование закладывает
основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных
мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать,
контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Учитывался и тот факт, что в 2018
году был принят новый проект ФГОС НОО, в котором были расширены универсальные учебные
действия, составляющие основу умения учиться, и добавлены ещё два: совместная деятельность
и работа с информацией, а это тоже хорошо ложится в канву выбранного внеурочного курса
«Чтение. Работа с текстом».
Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной
компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное приобретение
знаний с использование различных по характеру и знаковым системам источников информации.
Планируемым результатом обучения могут стать как успешность работы в
информационном поле, так и способность включиться в предметную и общекультурную
коммуникацию.
Общая характеристика учебного курса
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только
проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом
прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные
языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать
текст.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического,
стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для работы с текстом
включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль
текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как
единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая
антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные
орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках
русского языка и литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую
информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы
развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым
текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает
орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение
таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом,
работа с фразеологизмами.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также
прослеживаются межпредметные связи.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется
в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание
любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных
произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение
ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из
задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию
эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности,
взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,
состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия
ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного
предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность,
самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному
труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны,
государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через
содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему,
готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Для работы используется методический комплект Крыловой О.Н. Чтение. Работа с текстом:
1-4 класс / О.Н.Крылова. – 9-е изд.- перераб
и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. (Серия «Учебно – методический комплект»).

Планируемые результаты освоения курса «Чтение. Работа с
текстом»

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1)
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального
российского общества;
2)
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
4)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6)
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
10)
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным
и духовным ценностям, формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;

2)
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
6)
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7)
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
8)
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10)
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
11)
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
• формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий
достижение необходимого уровня речевого
о добре и зле, дружбе и честности,;
развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа
художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
• использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя
самостоятельно краткую аннотацию;
• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;

•

умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений, уметь написать отзыв на
прочитанное произведение;
• умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
 1-2 класс
 Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» в 1-2 классе является
формирование следующих умений:
























Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 1-2 классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или
o небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
1 класс Предметные результаты: Ученик научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;





















различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение
нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к близким, забота о старших
и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов;
владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами)
осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей;
воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический
материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по
прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения под руководством учителя;
определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить
содержание текста по плану под руководством взрослого;
характеризовать
героя
произведения,
давать
элементарную
оценку
(положительная/отрицательная и почему) его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;
составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на
основе прочитанного или прослушанного произведения);
применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности:
выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных произведений по аналогии
с прочитанным;
ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки,
иллюстрации;
выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;
рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).
Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию (чтение
про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов,
самоконтроль; словарная работа по ходу чтения

2 класс Предметные результаты:
 Ученик научится:
 определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,
 озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы,
 различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение
нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям,
природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов;
 соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов
искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
 владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с
учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь
переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и
намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);



воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов,
осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме,
подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому
содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно
определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или
прослушанного произведения;



определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
портретные характеристики персонажей. Пересказывать повествовательный текст
(подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования
(вопросный, номинативный);



характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев
одного произведения по заданным критериям;
находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства
языка в собственном высказывании;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей;
составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного
или прослушанного произведения);
применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности:
выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное иллюстрирование,
рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание
собственных произведений по аналогии с прочитанными;






















ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление,
аннотацию, предисловие, иллюстрации);
выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться
систематическим каталогом;
рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема);
под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
. определять главную мысль текста
. соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
. находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
(по словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др.
. подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
. подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
. различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
 3–4-й класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Работа с текстом»
в 3–4-м классах является формирование следующих умений:



Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Работа с
текстом» в 3 – 4 -м классе являются формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:




Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.



Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану,
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью
учителя.




Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять
себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.






















Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
 класс
Предметные результаты:
Ученик научится:
различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений
фольклора разных народов России, находить в них отражение нравственных ценностей

(служение России, милосердие, творчество, мужество и т. д.), факты бытовой и духовной
культуры;



соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов
искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей
понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно
(передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в
соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее,
выборочное, ознакомительное);



воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов,
осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в
устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать
вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать
в беседе по прочитанному; определять тему и под руководством взрослого главную мысль
прочитанного или прослушанного произведения;



определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Составлять план
текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно,
выборочно, сжато);



характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев
произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для
сравнения;



находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства
языка в собственном высказывании;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей
и других источников информации;
составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать
наизусть, участвовать в драматизации, создавать (и озаглавливать) собственный текст на
основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица
рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать текст
по аналогии с прочитанными;












выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой;
при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление,
аннотацию, предисловие, иллюстрации);
составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному
образцу;
самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в
соответствии с учебной задачей под руководством взрослого.
Ученик получит возможность научиться:
. соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
















. находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю,
родителям и др.
. подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
. подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
. различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
. оценивать уместность использования слов в тексте;
4 класс Предметные результаты:
Ученик научится:
различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений
национальной литературы и фольклора разных народов России; находить в них отражение
нравственных ценностей (добро и зло, стремление к истине, Родина, планета Земля,
народы и их культуры и др.), факты бытовой и духовной культуры;
соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов
искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты,
соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам
чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое);
воспринимать фактическое содержание художественного, научно-популярного и
учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в
устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать
вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать
в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём
рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения;



определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и
самостоятельно составлять портретные характеристики персонажей, описание пейзажа,
интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ
повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный,
номинативный, цитатный);



характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного
произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также
самостоятельно определять критерии для сравнения;
находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные
средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей
и других источников информации;
составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать
наизусть и участвовать в драматизации; создавать (и озаглавливать) собственный текст на







основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица
рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать
произведения самостоятельно и по аналогии с прочитанными, на предложенную тему;















выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой;
при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление,
аннотацию, предисловие, иллюстрации);
составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному
образцу;
самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в
соответствии с учебной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
. соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике
материала);
. находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю,
родителям и др.
. подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
. подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
. различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
. оценивать уместность использования слов в тексте;
. выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.

Содержание курса «Чтение. Работа с текстом»

Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение
скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие
поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение
самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп
чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с
помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные
через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,
авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой
части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли
фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных
высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с научнопопулярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научнопопулярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление
причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение
проявлять доброжелательность к собеседнику.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование
норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета
на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Письмо
(культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему.
Содержание в 1 классе

Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои,
заголовок. Вопросы по фактическому содержанию художественного текста. Способы толкования
значения незнакомых слов: по контексту, с использование словарей. Последовательность событий, план
для пересказа. Подробный пересказ текста, по опорным словам, предложенному плану, коллективно
составленному плану, серии рисунков, на основе вопросов.
Характеристика героя произведения (поступки, причины поведения) под руководством учителя.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма
выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, высказывание на заданную
тему. Культурные нормы речевого высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): поиск в тексте и понимание значения и
роли в тексте средств художественной выразительности. Средства изображения и выражения чувств
героя. Звуковая и смысловая стороны слова.
Сочинение загадки по аналогии, продолжение истории. Составление рассказа по рисункам, серии
рисунков. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста
литературного произведения: чтение по ролям, слова автора, слова героев, выразительное чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка. Распределение произведений по темам, жанрам.
Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя).

Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, читатель,
автор (рассказчик), тема, герой, прозаическая и стихотворная речь.
Содержание во 2 классе
Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, загадки, считалки,
небылицы, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки; рассказы, басни, стихотворения,
сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных
произведениях. Хорошие и плохие поступки героев произведений. Произведения народного
творчества.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Цель
речевого высказывания. Вопросы по содержанию прослушанного произведения, составление
вопросов по услышанному тексту. Эмоциональный отклик (формулирование своего впечатления
в устном высказывании).

Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово
(словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста:
соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, темпа чтения, при этом замедление
его или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее,
выборочное, просмотровое.
Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрации, имени автора. Стили
речи: художественный, учебный, научнопопулярный. Сравнение художественных и научнопознавательных произведений.
Работа с учебными, познавательными текстами. Заглавие произведения, соотнесение
заглавия с содержанием. Подробный и выборочный пересказ учебного и познавательного текста.
Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста,
герои, заголовок, портретные описания персонажей, диалог.
Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей
и справочной литературы. Последовательность событий. Эпизод, смысловые части; план текста
для пересказа. Пересказ текста подробный, выборочный. Пересказ от лица героя.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине (под
руководством учителя); ответ на вопрос «Чему учит произведение?». Сравнение героев одного
произведения, характеристика героев (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного
характера, вопросы на установление взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая
форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст
и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, рассказ по
рисункам, прочитанному тексту, заданной теме, о книге с соблюдением последовательности и
связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура речевого
высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной
выразительности, их значение и роль в тексте. Звуковая и смысловая стороны слова.
Рассказ по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам
прочитанных текстов. Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным
произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью
вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование;
выразительное чтение, устное словесное рисование; творческий пересказ (от лица героя).
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги,
ее справочно-иллюстративный материал).
Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, автор
(рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли); отношение автора к герою (с помощью
учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения волшебной сказки.
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя).
Содержание в 3 классе
Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, сказки о
животных, волшебные и бытовые сказки, народные песни; рассказы, басни, стихотворения,
литературные сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературнохудожественных произведениях. Произведения живописи.

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов).
Ответы на вопросы по содержанию услышанного произведения. Составление вопросов по
услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Описание
своего впечатления от произведения в форме устного высказывания.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и
перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее
связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение
небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование
интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения,
при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения.
Виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Прогнозирование содержания произведения по заголовку, автору. Стили речи:
художественный, учебный, научно-популярный.
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
Работа с учебными, познавательными текстами. Простейшими приемы анализа различных
видов текста: установление причинноследственных связей; определение главной мысли текста;
деление текста на части; выделение ключевых (опорных) слов. Алгоритм деятельности по
воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение
главного в содержании текста).
Работа с текстами художественного произведения. Фактический уровень текста: тема
текста, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий, ключевые события.
Вопросы по фактическому содержанию. Способы толкования значения незнакомых слов: по
контексту, с использованием словарей и справочной литературы. Пересказ текста подробный,
выборочный.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам. Сравнение героев (сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и
выражений), характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы
проблемного характера, а также на установление взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая
форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст
и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, на заданную тему.
Составление рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением
последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Структура речевого высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной
выразительности, их значение и роль в тексте. Прямое и переносное значение слов.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением;
придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя);
высказывание по репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или
на основе личного опыта. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование;
выразительное чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка. Самостоятельное обращение к словарям
и справочной литературе, соответствующим возрасту. Аннотация и отзыв, рассказ о книге (без
пересказа содержания).

Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, искусство
слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки), отношение автора к герою (с
помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет), рассуждения (монолог героя, диалоги
героев). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя)
Содержание в 4 классе
Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, народные песни,
былины; рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки, произведения древнерусской
культуры. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных
произведениях. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и
отношения литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Произведения
живописи.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Цели
высказывания, особенности (жанровые, стилистические). Главная мысль, тема, структура текста.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и
перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение. Выразительное
чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения,
использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и
темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями
общения. Использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, просмотровое) в
соответствии с учебной задачей.
Прогнозирование содержания текста по заголовку, автору. Стили речи: художественный,
учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных
произведений.
Работа с учебными, познавательными текстами. Особенности текстов разных типов,
выполнение элементарного анализа. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста
(выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема, герои,
заголовок, описания, время и место описанных событий; фрагмент текста, эпизод. Выборочный
пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить
рассказ. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием
словарей и справочной литературы.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине. Сравнение
героев, характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы
проблемного характера, на установление взаимосвязей.
Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая
форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст
и личный опыт.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: на заданную тему или
поставленный вопрос. Передача прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана
собственного высказывания; отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания.
Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с
соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого
высказывания.
Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной
выразительности, значение и роль в тексте. Прямое и переносное значение слов.

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением,
включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта
развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя), по репродукциям картин художников,
по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Составление рассказа по
рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных
текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование;
выразительное чтение.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Аннотация, отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания).
Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, искусство
слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки); отношение автора к герою (с
помощью учителя). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя)

Формы организации внеурочной деятельности на занятиях
курса «Чтение. Работа с текстом»

 Рабата в группе, в паре.
 Индивидуальная работа
 Фронтальная работа.
 Учебная дискуссия.
 Тестирование.
 Учебная игра
 Урок- путешествия,
 Наблюдение.
 Практическая работа.
 Исследование
 Творческая работа,
 Практическая работа

Тематическое планирование с указанием количества часов на
освоение каждой темы
«Чтение. Работа с текстом» в 1 классе

№
п/п

Дата

(по тетради «Чтение. Работа с текстом» О. Н. Крылова)
Тема урока

Дидактические материалы, наглядные
пособия + ИКТ

1 четверть - 8 часов.
1

Вводное занятие. «Спала кошка на
крыше…» Л. Толстой

Тетрадь – стр. 8-10

2

«Спала кошка на крыше…» Л.
Толстой

Тетрадь стр.8-10

3

«Была у Насти кукла…» Л. Толстой

Тетрадь стр11-13

4

«Медведь». По Е. Чарушину

Тетрадь стр. 13-16 Презентация о
медведях

5

«Хотела галка пить…» Л. Толстой

Тетрадь стр. 16-18.
Фото птицы

6

«Старик сажал яблони…» Л.
Толстой

Тетрадь стр.19-22

7

«Лиса» По Е. Чарушину

Тетрадь стр.23-25
Иллюстрации животных

8

Комплексная работа №1
2 четверть - 8 часов.
Тетрадь стр.26-29

9

«Весной скворец весь горит…» А.
Тихонов

Тетрадь стр.26-29 Презентация о
птице.
Запись пения птицы.

11

Хороша весна в лесу…» А. Тихонов

Тетрадь стр.30-32

12

«Пошла Катя по утру по грибы…» По Тетрадь стр.33-35
Л. Толстому

13

Комплексная работа №2

14

«Слон» Е. Чарушин

Тетрадь стр.36-39
Презентация о животном

15

«Надя приехала к бабушке в
колхоз…» Я. Тайц

Тетрадь стр. 40-42

16

Тетрадь стр.43-45 Презентация
«Издали горы кажутся строгими…»
А. Тихонов
3 четверть - 9 часов.

17

«Охотился кит как-то близ устья
реки…» С. Сахарнов

10

Тетрадь стр.46-49
Видеоматериал о китах

18

«Всё здесь» Я. Тайц

19
«Просто старушка» В. Осеева

Тетрадь стр.50-53
Тетрадь стр.54- 57

20

«По пояс» По Я. Тайцу

Тетрадь стр.58--61

21

«По пояс» По Я. Тайцу
(продолжение)

Тетрадь стр.58--61

22

Комплексная работа №3

23
«Зимой» С. Редозубов и др.
24

«Почему с тополей падает снег?» По
материалам энциклопедии «Хочешь
знать
почему?»

25
«Дома у бабушки были куры…» Я.
Тайц
4 четверть - 8 часов.

Тетрадь стр.62-64
Тетрадь стр.65-67
Энциклопедия
Тетрадь стр.68 -71

26

«Что касается сообразительности…»
А. Тихонов

Тетрадь стр. 72-74

27

«По грибы» Я. Тайц

Тетрадь стр 75-78

28

«Три товарища» В. Осеева

Тетрадь стр. 79-82

29

«Собака – близкий родственник
волку…»
По И. Шустовой
«Издали на лесной опушке…» По
Н. Юрцевичу
«Дедушка рассказывал…»
По Н. Юрцевичу

Тетрадь стр.83-86
Презентация о служебных собаках
Тетрадь стр.87-90 Презентация о
муравьях
Тетрадь стр.91-93
Презентация о каменной соли.

32

Контрольная работа

Раздаточный материал

33

Итоговое занятие

30
31

Тематическое планирование.
«Чтение. Работа с текстом» в 2 классе

№

(по тетради «Чтение. Работа с текстом» О. Н. Крылова)
Тема
Планируемые результаты освоения
урока
Предметные
Метапредметные
1 четверть - 8 часов.

1

Работа над
текстом И.
Соколова –
Микитова «В
лесу».

2

Работа над
текстом В.
Осеевой
«Плохо»

Умение
правильно читать
сложные слова,
ставить ударение
в словах,
определять тему
текста.

Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою
мысль в устной и письменной речи
Уметь дополнять Определять и формулировать цель
диалог словами
деятельности на уроке, учиться
из текста,
высказывать своё предположение
высказывать свое (версию) на основе работы с
отношение к
иллюстрацией учебника, делать
герою,
выводы в результате совместной
определять
работы всего класса, оформлять свою
последовательнос мысль в устной и
ть событий.

письменной речи

3

Работа над
текстом
Л. Толстого
«Два
товарища»

Уметь определять
главную мысль,
делить слова для
переноса,
восстанавливать
последовательнос
ть событий.

Определять и формулировать цель
деятельности на уроке с помощью
учителя и самостоятельно,
проговаривать последовательность
действий на уроке, отличать новое от
уже известного с помощью учителя,
находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на
уроке.

4

Работа над
текстом В.
Бурлакова «На
рассвете»

Уметь
восстанавливать
последовательнос
ть предложений,
подбирать
заголовок к
тексту,
восстанавливать
последовательнос
ть событий.

Определять и формулировать цель
деятельности на уроке с помощью
учителя и самостоятельно,
проговаривать последовательность
действий на уроке, отличать новое от
уже известного с помощью учителя,
находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на
уроке.

Дата
план
факт

5

Работа над
Уметь ставить
текстом А.
ударение в
Тихонова
словах.
«Где вода, там
жизнь»

Принимать и сохранять учебную
задачу, выстраивать речевые
высказывания в устной форме,
взаимодействовать с одноклассниками
и учителем.
Уметь определять Определять и формулировать цель
главную мысль
деятельности на уроке, учиться
текста,
высказывать своё предположение
восстанавливать (версию) на основе работы с
диалог, вставлять иллюстрацией учебника, делать
пропущенные
выводы в результате совместной
гласные.
работы всего класса, оформлять свою
мысль в устной и письменной речи
Уметь подбирать Определять и формулировать цель

6

Работа над
текстом С.
Михалкова
«Аисты и
лягушки».

7

Работа над
текстом
И. Пузанова «На
рыбалке».

8

заголовок к
тексту, подбирать
антонимы,
разгадывать
кроссворд по
тексту, подбирать
иллюстрацию к
тексту.
Итоговая работа за Умение работать
1 четверть по
с текстом:
тексту:
подбирать
«Медведко»
заголовок,
выделять тему
Д.Н. Маминатекста,
Сибиряка
определять
главную мысль
текста,
восстанавливать
последовательнос
ть событий.

деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять
свою мысль в устной и письменной
речи
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять
свою мысль в устной и письменной
речи

2 четверть - 8 часов.
9

Работа над
ошибками. Работа
над текстом В.
Бехревского
«Мишка под
деревом»

Уметь подбирать
синонимы,
заголовок к
тексту,
восстанавливать
последовательнос
ть событий по
иллюстрациям.

Принимать и сохранять учебную
задачу, выстраивать речевые
высказывания в устной форме,
взаимодействовать
с
одноклассниками и учителем,
делать выводы в результате
совместной работы всего класса,
оформлять свою мысль в устной
и письменной речи

10

Работа над текстом
И.Соколова
Микитова «На
лесной дороге»

Уметь
восстанавливать
деформированные
предложения,
знать лексическое
значение слова.

Принимать и сохранять учебную
задачу, выстраивать речевые
высказывания в устной форме,
взаимодействовать с
одноклассниками и учителем.

11

Работа с

Уметь ставить

Определять и формулировать цель

текстом
Л. Яхнина
«Силачи».

12

13

14

15

Работа над
текстом А.
Тихонова
«Сороки».

ударение в
словах, делить
текст на части,
определять
главную мысль,
распределять
слова на группы
по количеству
слогов.
Уметь заполнять
схему по тексту,
расставлять знаки
препинания в
тексте.

деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою
мысль в устной и письменной речи

Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою
мысль в устной и письменной речи
Работа с
Уметь подбирать Определять и формулировать цель
заголовок к
текстом из
деятельности на уроке, учиться
тексту,
детской
высказывать своё предположение
энциклопедии. определять
(версию) на основе работы с
главную мысль
иллюстрацией учебника, делать
текста,
выводы в результате совместной
восстанавливать работы всего класса, оформлять свою
деформированное мысль в устной и письменной речи
предложение.
Работа над
Уметь
Определять и формулировать цель
текстом
выполнять
деятельности на уроке, учиться
К.Ушинского фонетический
высказывать своё предположение
«Играющие
разбор слова,
(версию) на основе работы с
собаки»
разгадывать
иллюстрацией учебника, делать
кроссворд,
выводы в результате совместной
пользуясь
работы всего класса, оформлять свою
текстом.
мысль в устной и письменной речи
Итоговая
Умение работать Определять и формулировать цель
работа за 2 с текстом:
деятельности на уроке, отличать новое
четверть
по подбирать
от уже известного с помощью учителя,
тексту:
«Четыре

желания» К.
Д. Ушинского

16

Работа над
ошибками.
Работа с
текстом И.
Соколова –
Микитова
«Утром в
лесу»

17

Работа над
текстом Е.
Пермяка
«Первая
рыбалка»

18

Работа с
текстом
И.Сокола –
Микитова
«Белка»

19

Работа над
текстом
С.Михалкова

заголовок,
слушать и понимать речь других,
выделять тему
оценивать результаты своей
текста,
деятельности.
определять
главную мысль
текста,
восстанавливать
последовательнос
ть событий.
Уметь исправлять Определять и формулировать цель
ошибки.
деятельности на уроке, учиться
Сравнивать,
высказывать своё предположение
подбирать
(версию) на основе работы с
однокоренные
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
слова,
работы всего класса, оформлять свою
восстанавливать
мысль в устной и письменной речи
предложения.
3 четверть - 10 часов.
Уметь определять
стиль речи,
восстанавливать
деформированные
предложения,
подбирать
заголовок к
иллюстрации.
Знать типы
текста, давать
характеристику
герою, уметь
списывать текст.

Уметь подбирать
антонимы,
ставить ударение
в словах,

«Не стоит
разгадывать
благодарности». кроссворд,
подбирать
прилагательные.

Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою
мысль в устной и письменной речи
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою
мысль в устной и письменной речи
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию)
на основе работы с иллюстрацией
учебника, делать выводы в
результате совместной работы всего
класса, оформлять свою мысль в
устной и письменной речи

20

Работа над
текстом Г.
Цыферова
«Жил на свете
слоненок».

21

Работа с
текстом
В. Кологрива
«Жизнь
кузнечика»

22

Работа с
текстом С.
Аксакова
«Щенок».

23

Работа с
текстом
Ш. Перро
«Золушка»

Уметь
определять
главную мысль,
определять
количество букв
и звуков, давать
характеристику
герою.
Уметь
определять тип
речи, ставить
ударение в
словах,
подбирать
антонимы.

Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою
мысль в устной и письменной речи
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять свою
мысль в устной и письменной речи
Уметь
Определять и формулировать цель
определять стиль деятельности на уроке, учиться
текста,
высказывать своё предположение
лексическое
(версию) на основе работы с
значение слова,
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
подбирать
работы всего класса, оформлять свою
антонимы,
восстанавливать мысль в устной и письменной речи.
последовательнос
ть событий.
Уметь составлять Определять и формулировать цель
план к тексту,
деятельности на уроке, учиться
подбирать
высказывать своё предположение
антонимы,
(версию) на основе работы с
разгадывать
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате
кроссворд.

24

Итоговая
работа за 3
четверть

Умение работать
с текстом:
подбирать
заголовок,
выделять тему
текста,
определять
главную мысль
текста,
восстанавливать
последовательнос
ть событий.

совместной работы всего класса,
оформлять свою мысль в устной и
письменной речи.
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, отличать
новое от уже известного с помощью
учителя, слушать и понимать речь
других, оценивать результаты своей
деятельности.

25

Работа над
ошибками.
Работа с
текстом
Н. Юрцевича
«Красавица
русских
лесов»

26

Работа над
текстом
С.Юцзунь
«Светлячок и
Муравей»

27

Работа над
текстом
В.Танасийчук
«Лосось».

Уметь
Определять и формулировать цель
определять стиль деятельности на уроке, учиться
текста,
высказывать своё предположение
лексическое
(версию) на основе работы с
значение слова,
иллюстрацией учебника, делать
подбирать
выводы в результате совместной
антонимы,
работы всего класса, оформлять свою
восстанавливать мысль в устной и письменной речи
последовательнос
ть событий.
Определять
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
главную мысль
текста,
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
подбирать
иллюстрацией учебника, делать
заголовок к
выводы в результате совместной
тексту,
работы всего класса, оформлять свою
оформлять
мысль в устной и письменной речи
обложку.
4 четверть - 8 часов.
Определять стиль
текста,
разгадывать
кроссворд,
определять
границы
предложения.

28

29

Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией

учебника, делать выводы в результате
совместной работы всего класса,
оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Работа с
Подбирать
Определять и формулировать цель
текстом В.
заголовок к тексту, деятельности на уроке, учиться
Коржикова
подбирать
высказывать своё предположение
«Прогулка по синонимы,
(версию) на основе работы с
лесу»
определять стиль
иллюстрацией учебника, делать
текста,
выводы в результате совместной
восстанавливать
работы всего класса, оформлять
свою мысль в устной и письменной
предложения.
речи
Работа
над Уметь определять
Определять и формулировать цель
арабской
жанр произведения, деятельности на уроке, учиться
народной
подбирать
высказывать своё предположение
сказкой
синонимы.
(версию) на основе работы с
«Хлеб
и
иллюстрацией учебника, делать
золото»
выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять
свою мысль в устной и письменной
речи

30

Работа с
текстом К.
Ушинского
«Гадюка»

31

Работа с
Знать, что такое
текстом
синонимы, знать
М. Садовского стили текста.
«Зима на
колесах»

32

Работа над
текстом В.
Осеевой «Кто
хозяин?»

33

Итоговая
работа за год
по тексту И.
Соколова –
Микитова
«Лоси»

34

Знать виды жанров
произведений,
уметь подбирать
синонимы.

Уметь составлять
диалог, подбирать
заголовок.

Умение работать с
текстом: подбирать
заголовок,
выделять тему,
определять
главную мысль
текста,
восстанавливать
последовательность
событий.
Работа над
Знать стили текста,
текстом басни уметь подбирать
И. Крылова
заголовок к тексту.
«Кукушка и
петух»

Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса, оформлять
свою мысль в устной и письменной
речи
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника, делать
выводы в результате совместной
работы всего класса,
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, учиться
высказывать своё предположение на
основе работы с иллюстрациями
учебника, делать выводы.
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, отличать
новое от уже известного с помощью
учителя, слушать и понимать речь
других, оценивать результаты своей
деятельности.

Определять и формулировать цель
деятельности на уроке, отличать
новое от уже известного с помощью
учителя, слушать и понимать речь
других, оценивать результаты своей
деятельности.

Тематическое планирование
«Чтение. Работа с текстом» в 3 классе

(«Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крылова)

№
п/п

Дата

Тема урока

Дидактические материалы,
наглядные пособия + ИКТ

1 четверть - 8 часов.
1

Вводное занятие

2

Работа с текстом «Синица»

Тетрадь стр.6-8

3

Работа с текстом «Птицы»

Тетрадь стр9-11

4

Работа с текстом «Фламинго»

5

Работа с текстом «Грызуны»

6

Работа с текстом «Бактерии»

Тетрадь стр.1922

7

Работа с текстом «Волчиха»

Тетрадь стр.23-25
Иллюстрации животных

8

Работа с текстом «Ответ»

Тетрадь стр.26-29

Тетрадь стр. 12-14
Фото птицы
Тетрадь стр. 15-18.
Энциклопедия
«Хочу все знать»
Презентация о грызунах.

2 четверть - 8 часов.
9

Работа с текстом «
Диковинное дерево»»

Тетрадь стр.30-33

Презентация экзотических
деревьев
10

Работа с научно-популярным текстом
«Воздух»

Тетрадь стр.34-36

11

Комплексный анализ текста (продолжение)

Тетрадь стр.34-36

12

Работа с текстом «Олени»

Тетрадь стр.37-40
Презентация о животном

13

Работа с текстом «Змеи»

Тетрадь стр.4143 презентация

14

Работа с текстом «Синички»

Тетрадь стр. 44-46

15

Работа с текстом «Дрессировка»

Тетрадь стр.4750 видеоматериал

16

Работа с текстом «И так бывает»

Тетрадь стр.51-53

3 четверть - 10 часов.
17

Работа с научно-популярным текстом
«Радуга»

Тетрадь стр.54-56
Видеоматериал о радуге

18

Комплексный анализ текста (продолжение)

Тетрадь стр.54-56

19

Работа с текстом «Конец лета»

Тетрадь стр.57-60

20

Работа с текстом «Сосновый бор»

Тетрадь стр.61-64 Фото
соснового бора

21

Комплексный анализ текста (продолжение)

Тетрадь стр.61-64

22

Работа с текстом «Дельфины»

Тетрадь стр.65-67
Презентация о дельфинах

23

Работа с текстом «Башмачки»

Тетрадь стр.68-70

24

Работа с текстом
«Немецкая овчарка»

Тетрадь стр.71-73

25

Работа с текстом « Осёл и бобр»

Тетрадь стр.74-77

26

Работа с текстом «Весна»

Тетрадь стр. 78-81

4 четверть - 8 часов.
27

Комплексный анализ текста (продолжение)

Тетрадь стр. 78-81

28

Работа с текстом «На катке»

Тетрадь стр. 82.-85

29

Работа с научно-популярным текстом
«Растения»

Тетрадь стр.86-89
Презентация о разных видах
растений

30

Комплексный анализ текста (продолжение)

Тетрадь стр.86-89

31

Работа с текстом «Калина»

Тетрадь стр.90-93
Иллюстрации растения

32

Комплексный анализ текста (продолжение)

Тетрадь стр.90-93

33

Контрольная работа по промежуточной
аттестации

Раздаточный материал

34

Итоговое занятие

Тематическое планирование с указанием количества часов на
освоение каждой темы
«Чтение. Работа с текстом» в 4 классе

(по тетради «Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крылова)

№
п/п

Дата

Тема занятия
1 четверть - 8 часов.

Дидактические
материалы, наглядные
пособия + ИКТ

1.

Вводное занятие. Текст-описание Г. Николаева «Ливень»

С.7-10

2.

Текст-описание
Г. Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета»

С.11-14

3.

Работа с текстом К. Ушинского «Гнездо ласточки»

С.15-18 Фото

4.

Тренировочная комплексная работа №1.

5.

Публицистический текст. Хочу всё знать. Сахар

С.19-23

6.

Повествовательный текст А. Бострома «Кошка и еж»

С.24- 27

7.

Текст-описание С. Аксаков «Осень»

8.

Тренировочная комплексная работа №2.

С.28-31
Иллюстрации осени
Презентация

2 четверть - 8 часов.
9.

Работа с текстом И. Соколова-Микитова «Клены»

10.

Работа с текстом
Р. Киплинга «Слоненок»

С.32-35
Фото
С.36-39
Презентация о животном

12.

Тренировочная комплексная работа №3.

С.40-43

13.

Работа с текстом описанием А. Тихонова «Колибри»

С44- 47 Фото.
Презентация о колибри

14.

Публицистический текст. Хочу все знать. Экология

15.

Работа с текстом
«Осень» по И. Соколову- Микитову

С.48-51
Презентация
С.52-55
Иллюстрации
художников

16.

Тренировочная комплексная работа №4.
3 четверть - 10 часов.

17.

Работа с текстом К. Ушинского «Четыре желания»

С.56-60

18.

Публицистический текст. Хочу все знать. Планеты.

С.61-64
Презентация о
планетах

19.

Работа с текстом рассуждением
«Жираф» (по Э. Бауэру)

С.65-67 Фото

Работа с текстом
С. Михалкова «Жадный Заяц»
Текст-описание
И. Соколов-Микитов «Рябина»

С.68-71

23.

Повествовательный текст И. Дудникова «Весенняя вода»

24.

Тренировочная комплексная работа №6.

С.77-80
Презентация

25.

С.81-84

26.

Работа с текстом
К. Ушинского «Утренние лучи»
Работа с текстом
Е.Пермяка «Как Маша стала большой»
4 четверть - 8 часов.

27.
28.

Работа с текстом сказки С. Михалкова «Просчитался»
Тренировочная комплексная работа №7.

С.90-93

29.

Работа с текстом
В. Осеевой «Злая мать и добрая тетя»
Работа с текстом
«Однажды в лесу» по Г. Скребицкому
Работа с текстом
П. Молчанова «Рыбалка»

С.94-96

21.
22.

30.
31.
32.

Итоговая комплексная работа №8.

33.

Работа с текстом
Г. Скребицковго «Художник-Осень»

34.

Чему научились на курсе «Чтение. Работа с текстом»

С.72-76
Фото рябины

С.85-89

С.97-101
Иллюстрации леса
С.102-105

С.106-109
Презентация.
Аудиозапись

Система оценивания знаний обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Работа с
текстом» направлены на достижение личностных результатов освоения программы.
Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается
посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать
смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения
планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы,
алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде
индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения
(полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие
по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также
самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить
как в устной, так и в письменной форме.
Письменная работа также, может быть, проведена в виде тестовых заданий, построенных с
учетом предмета в зачетно/незачетной форме.

Перевод итоговых баллов в школьные отметки
уровень
достижений

Базовый
(опорный)
уровень

Повышенный
(функциональ
ный) уровень

Словесная
оценка

Высокий
Повышенн
уровень
ый уровень
достижени
достижения
я

не менее
85%
заданий
базового
уровня

не менее
65%, но не
более 85%
заданий
базового
уровня

и не менее
80%
баллов за
задания
повышенн
ого уровня
сложности

и
более
1/3
баллов, но
менее 80%
баллов за
задания
повышенн
ого
уровня
сложност
и

Отлично

Хорошо

Базовый уровень
дост
иже
ний

65%
заданий
базового уровня
(если
работа
содержит
только задания
с
выбором
ответов)

Недостаточный
(для дальнейшего
обучения) уровень
достижений

менее 65 %
заданий базового
уровня

75 % 91%
заданий
базового 50% заданий
менее 50%
базового уровня
уровня
заданий базового
(если работа
уровня
содержит задания
с развёрнутым и
кратким
ответом)

Хорошо

Зачет
удовлетворительн
о

Незачет
неудовлетворит
ельно

Критерии выставления отметок по результатам итоговой контрольной работы
Кол-во правильных ответов, %
91-100
75-90
50-74
Менее 50
динамики развития ребенка и в пользу ученика.
Отметка

Если показатели итоговой оценки
неоднозначны, то решение об
итоговой
оценке
принимается
педагогами-экспертами на основании

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – наглядные пособия:
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши
цветные и простой, линейка, треугольники, ластик. Наборы
муляжей овощей и фруктов. Набор предметных картинок
Словари по русскому языку.
Компьютерные и
информационно - коммуникативные средства УМК «Школа
России»
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Аудиопроигрыватель
Экспозиционный экран
Оборудование класса Ученические столы
двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
Классная доска (магнитная).
Книгопечатная продукция:
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс / О.Н.Крылова. – 9-е изд.- перераб и доп.- М.:
Издательство «Экзамен», 2020. – 109 с. (Серия
«Учебно – методический комплект»)
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс / О.Н.Крылова. – 9-е изд.- перераб и доп.- М.:
Издательство «Экзамен», 2020. – 109 с. (Серия
«Учебно – методический комплект»)
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н.Крылова. – 6-е изд.- перераб и доп.- М.:
Издательство «Экзамен», 2020. – 109 с. (Серия
«Учебно – методический комплект»)
Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 4 класс / О.Н.Крылова. – 3-е изд.- перераб и доп.- М.:
Издательство «Экзамен», 2020. – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект»)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».