Принят на педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Утвержден приказом директора ЧОУ
Филофеевская гимназия
от 29.08.2025 № 193
Учебный план
основного общего образования по ФГОС-2021 и ФОП
для 5-9 классов
при пятидневной учебной неделе
частного общеобразовательного учреждения
«Православная гимназия имени святителя Филофея,
митрополита Тобольского»
на 2025/2026 учебный год
г. Новый Уренгой, 2025 год
Пояснительная записка
к Учебному плану основного общего образования (ФГОС ООО - 2021 и ФОП)
частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени
святителя Филофея, митрополита Тобольского» на 2025/2026 учебный год
Учебный
план
основного
общего
образования
(ФГОС
ООО)
частного
общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени святителя Филофея,
митрополита
Тобольского»
(далее
ЧОУ
Филофеевская
гимназия)
-
документ,
определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, а также формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план позволяет обеспечить оптимальную систему управления качеством
образования, осуществлять функционирование школы в едином образовательном
пространстве, сохраняя преемственность между уровнями общего образования и
формирование знаний, умений и навыков, необходимых для последующего получения
профессионального образования.
Учебный план ЧОУ Филофеевская гимназия разработан в соответствии со
следующими нормативными документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568,
от
08.11.2022 N 955).
3.
Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования и
основного общего образования».
4.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2
6.
Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 № 67 «О внесении изменений в
некоторые приказы Минпросвещения России, касающиеся федеральных адаптированных
образовательных программ».
7.
Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 №62 «О внесении изменений в
некоторые приказы Минпросвещения России, касающиеся федеральных образовательных
программ основного общего образования и среднего общего образования».
8.
Приказ Минпросвещения России от 19.02.2024 №110 «О внесении изменений в
некоторые приказы Минпросвещения России и Министерства просвещения РФ,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования».
9.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные
правила...»).
Учебный план основной общей школы обеспечивает преемственность с начальной
школой, предпрофильную подготовку и подготовку выпускников основной школы к
освоению следующего уровня образования и строится на принципах дифференциации, на
создании условий формирования активной, творческой, интеллектуально развитой
личности, умеющей и желающей учиться, сохранение здоровья и формирование
здорового образа жизни обучающихся.
Нормативные требования
Продолжительность
5-9 классы
5-9 классы - 34 учебных недель
учебного года
Продолжительность
5-9 классы – 5 дней
учебной недели
Продолжительность урока
Система оценивания
40 минут
«5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2»неудовлетворительно
Максимальная
5 классы – 29 часов, 6 классы – 30 часов
еженедельная нагрузка
7 классы – 32 час, 8,9 классы – 33 часа.
Обучающиеся 5-9 классов обучаются с 08.30. Продолжительность перемен:
первая, вторая – 10 минут, третья, четвертая - 20 минут; пятая, шестая – 10 минут
3
Календарный
учебный график работы ЧОУ Филофеевская гимназия
на 2025/2026 учебный год
Четверть
Период учебы
Количество
Классы
5-8 классы
Количество
учебных
дней
недель/дней
каникул
1
01.09.2025 – 24.10.2025 г.
8/40
25.10.2025 – 02.11.2025 г.
9
2
03.11.2025 – 26.12.2025 г.
8/39
27.12.2025 – 11.01.2026 г.
16
3
12.01.2026 – 27.03.2025 г.
11/54
28.03.2026 – 05.04.2026 г.
9
06.04.2026 – 22.05.2026 г.
7/34
4
Всего:
9 классы
Каникулы
34
34/167
1
01.09.2025 – 24.10.2025 г.
8/40
25.10.2025 – 02.11.2025 г.
9
2
03.11.2025 – 26.12.2025 г.
8/39
27.12.2025 – 11.01.2026 г.
16
3
12.01.2026 – 27.03.2025 г.
11/54
28.03.2026 – 05.04.2026 г.
9
06.04.2026 – 22.05.2026 г.
7/34
4
Всего:
34/167
34
Основными целями учебного плана 5-9 классов (ФГОС ООО) являются:
- овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными
видами
деятельности
(учебной,
трудовой,
коммуникативной,
двигательной,
художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;
поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру,
этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в
разнообразной творческой деятельности;
- формирование системы знаний, умений и способов деятельности по базовым
предметам не ниже государственных образовательных стандартов, определяющих степень
готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков
самообразования, контроля и самооценки.
Основные задачи:
- обеспечение выполнения федерального государственного образовательного стандарта;
- обеспечение единства федерального, национально-регионального компонентов и
компонента образовательного учреждения;
4
- соблюдение государственных образовательных стандартов;
- введение в учебные программы национально-регионального компонента;
- сохранение целостности каждой системы обучения;
- удовлетворение интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей);
- сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни).
Учебный план для обучающихся по ФГОС ООО 5-9 классов составлен на основе
примерного учебного плана основного общего образования, одобренный на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
08.04.2015 № 1/15). Учебный план основного общего образования включает в себя две
части: обязательную и
формируемую
участниками образовательных отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, не превышает
величину допустимой недельной образовательной нагрузки.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных
предметов для реализации основной образовательной программы основного общего
образования,
отражает
содержание
образования,
которое обеспечивает
решение
важнейших целей современного основного образования: формирование гражданской
идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным
ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению образования на
уровне среднего общего образования, формирование здорового образа жизни, знаний
поведения
в
экстремальных ситуациях,
личностного
развития обучающегося в
соответствии с его индивидуальностью.
Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов
обязательных предметных областей:
- русский язык и литература (Русский язык, Литература)
- иностранные языки (Английский)
- математика
и
информатика
(Математика,
Информатика,
Алгебра,
Геометрия,
Вероятность и статистика);
- общественно-научные предметы (История, Обществознание, География);
- естественнонаучные предметы (Биология, Физика, Химия);
- искусство (Музыка, Изобразительное искусство);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (Физическая культура,
Основы безопасности и защиты Родины);
- Труд (технология).
5
«Русский язык»: изучение направлено на совершенствование видов речевой
деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное
овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование
коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; расширение и
систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий
языка;
формирование
навыков
проведения
различных
видов
анализа
слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в
речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию; формирование ответственности
за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
«Литература»: изучение направлено на осознание значимости чтения и изучения
литературы
для
своего
дальнейшего
развития;
формирование
потребности
в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога; литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры,
культуры
своего народа, мировой культуры; воспитание
квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
6
планировать своё досуговое чтение; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение
процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
«Иностранный язык»: изучение направлено на формирование дружелюбного и
толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной
личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на
основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной
литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной
компетентности; формирование
компетенции;
расширение
и совершенствование иноязычной коммуникативной
и
систематизация
знаний
о
языке,
расширение
лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой
культурой; достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня
владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и
самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию
иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои
знания в других предметных областях.
«История»:
изучение
направлено
на
формирование
основ
гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося,
осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями
о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение
опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений,
современных глобальных процессов; формирование умений применения исторических
знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в
современном
поликультурном,
полиэтничном
7
и
многоконфессиональном
мире;
формирование важнейших культурно исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации
личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического
опыта России и человечества; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и
оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к
ней; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве.
«Обществознание»: изучение направлено на формирование у обучающихся
личностных
представлений
об
основах
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской
Федерации; понимание основных принципов жизни общества, основ современных
научных теорий общественного развития; приобретение теоретических знаний и опыта
применения полученных знаний и умений для определения собственной активной
позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных
отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и
социальных групп; формирование основ правосознания для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными
законодательством
Российской
Федерации,
убежденности
в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; освоение
приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие
способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
«География»: изучение направлено на формирование представлений о географии,
её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач
человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и
рационального природопользования; формирование
первичных
компетенций
использования территориального подхода как основы географического мышления
8
для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и
адекватной ориентации в нём; формирование представлений и основополагающих
теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными
практическими умениями использования приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том
числе её экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и
использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение
основными
географической
навыками
информации;
нахождения,
формирование
использования
умений
и
навыков
и
презентации
использования
разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование
представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и
развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях,
умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей
среде.
«Математика» «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»: изучение
направлено на формирование представлений о математике как о методе познания
действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением
математической терминологии и символики, проводить классификации, логические
обоснования, доказательства математических утверждений; развитие представлений о
числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение
навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; овладение символьным
языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений,
решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения
моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с
использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат; овладение
системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-
9
графические представления для решения различных математических задач, для описания
и анализа реальных зависимостей; овладение геометрическим языком; развитие умения
использовать
его
для
описания
предметов
окружающего
мира;
развитие
пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических
построений; формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,
представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования
реальных ситуаций
на языке геометрии, исследования построенной
модели
с
использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения
геометрических и практических задач; овладение простейшими способами представления
и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших
вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в
таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых
данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание
вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений; развитие умений
применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического
характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости
справочных
материалов,
компьютера,
пользоваться
оценкой
и
прикидкой
при
практических расчётах; формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных
устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель - и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого
для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить
и
записать
алгоритм
для
конкретного исполнителя;
формирование
знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним
из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической; формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и
умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными
программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
«Биология»: изучение направлено на формирование системы научных знаний о
10
живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для
развития современных естественно
- научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности
и
изменчивости; овладение
понятийным
аппаратом
биологии,
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ
экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в
природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему
и
окружающих,
осознание
необходимости
действий
по
сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; формирование
представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости
рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого
изменения экологического качества окружающей среды; освоение приёмов оказания
первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
«Химия»: изучение направлено на познание законов природы, формирование
научной картины мира, создание основы химических знаний, необходимых для
повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его
среды образа жизни, воспитание экологической культуры.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии.
Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по
химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.
«Физика»: изучение направлено на развитие у обучающихся представлений о
строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение
обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий
для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных,
информационных компетенций; овладение научными методами решения различных
теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать,
11
проводить
эксперименты,
оценивать
и
анализировать
полученные
результаты,
сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
«Информатика»: изучение направлено на формирование информационной и
алгоритмической культуры; умение формализации и структурирования информации,
овладение способами представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных
средств
обработки
универсальном
данных;
устройстве
формирование
обработки
представления
информации;
о
компьютере
представление
об
как
основных
изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развитие
алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; формирование представления о том, как понятия и конструкции
информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и
роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях;
выработкой навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными
программами
и
в
сети
Интернет,
умения
соблюдать
нормы
информационной этики и права.
«Изобразительное искусство»: изучение направлено на формирование основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как
особого
способа
эстетического,
познания жизни
и
средства
эмоционально-ценностного
видения
организации
общения;
окружающего
мира;
развитие
развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира,
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания
художественного образа в разных видах и жанрах визуально пространственных искусств:
изобразительных
(живопись,
графика,
скульптура),
декоративно-прикладных,
в
архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
12
синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными
художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в
том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная
графика,
мультипликация
и
анимация);
развитие
потребности
в
общении
с
произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков
восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности.
«Музыка»: изучение направлено на формирование основ музыкальной культуры
обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в
общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации,
самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания
роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
музыкальных образов; формирование мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное
музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкальнопластическое движение); воспитание эстетического отношения к миру, критического
восприятия
музыкальной
многообразных
видах
информации,
музыкальной
развитие
деятельности,
творческих
связанной
способностей
с
театром,
в
кино,
литературой, живописью; расширение музыкального и общего культурного кругозора;
воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; овладение
основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку
как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и
ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках
изучаемого курса.
«Труд
(технология)»:
изучение
направлено
на
развитие
инновационной
творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных 20 при изучении других учебных предметов,
и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений
13
выполнения
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности;
формирование
представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование
способности
придавать
экологическую
направленность
любой
деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах
деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны
отражать: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической
культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления
изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; овладение средствами и формами
графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической
документации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
учебным предметам для решения прикладных учебных задач; развитие умений применять
технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать
возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном
производстве или сфере обслуживания; формирование представлений о мире профессий,
связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
«Физическая культура»: изучение направлено на понимание роли и значения
физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в
здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; овладение
системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для
формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития
физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать
физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных
систематических
занятий
с
различной
функциональной
направленностью
(оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом
индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих
занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; приобретение опыта
организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с
соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение
умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта
14
совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой,
форм активного отдыха и досуга; расширение опыта организации и мониторинга
физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести
наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать
текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий
физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и
функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки,
контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных
занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; формирование
умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих
упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние
здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий,
приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать
их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение
двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных
физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем
организма. В 6-9 классах за счет часов обязательной части учебного плана реализуется 2
часа физической культуры. Третий час физической культуры, предусмотренный в объеме
общей недельной нагрузки, реализуется в рамках плана внеурочной деятельности.
«Основы безопасности и защиты Родины»: освоение учебного предмета
направлено на получение обучающимися знаний, умений навыков и компетенций личной
безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и
технически насыщенного окружающего мира. Целью изучения и освоения программы
является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности
жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию
интересов
и
потребностей
обучающихся,
их
родителей
(законных
представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Время,
отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано для реализации
Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего
(полного) образования для учебных заведений Российской Федерации (утвержден
15
решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011г., журнал №76).
Часть формируемая участниками образовательных отношений представлена предметами
«Основы православной веры» по 1 часу в 5-9 классах; «Церковное пение» - 1 час в неделю
в 5 -8 классах.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом РФ
от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным
образовательным
стандартом,
Уставом
ОУ,
проводится
с
Положением
о
промежуточной аттестации.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
целью
получения
объективной оценки усвоения обучающимися образовательных программ каждого года
обучения в общеобразовательной организации.
Сроки проведения промежуточной аттестации утверждаются приказом директора
школы не позднее 3-х недель до окончания учебного года.
Перечень предметов и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся
5-9 классов:
Форма проведения
Класс
Предметы
промежуточной
аттестации
5
класс
Русский язык
ВПР
Математика
ВПР
иностранный
история,
язык
(английский),
география,
литература,
биология,
музыка,
изобразительное искусство, труд (технология),
физическая
культура,
основы
православной
веры, церковное пение.
6
класс
Годовая отметка
(среднее
арифметическое
четвертных отметок)
Математика
ВПР
Русский язык
ВПР
Литература,
история,
биология,
музыка,
изобразительное искусство, труд (технология),
физическая
культура,
основы
веры, церковное пение.
православной
Годовая отметка
(среднее
арифметическое
четвертных отметок)
7 класс Русский язык
ВПР
16
Математика
ВПР
Литература, информатика, история, биология,
музыка,
изобразительное
искусство,
труд
(технология), физическая культура, иностранный
язык (английский), основы православной веры,
церковное пение.
Годовая отметка
(среднее
арифметическое
четвертных отметок)
Математика
ВПР
Русский язык
ВПР
Литература, иностранный язык (английский),
8 класс
геометрия,
физика,
информатика,
история,
обществознание, география, биология, ОБЗР,
музыка,
культура,
труд
(технология),
основы
физическая
православной
веры,
Годовая отметка
(среднее
арифметическое
четвертных отметок)
церковное пение.
С
целью
здоровьесбережениявыпускников,
промежуточная
аттестация
в
9
классе
9 класс проводится на основании четвертных отметок
за 1, 2, 3, 4 четверти по каждому предмету
учебного плана.
17
Годовая отметка
(среднее
арифметическое
четвертных отметок)
Сетка часов недельного учебного плана
основного общего образования
на 2025/2026 учебный год (5-дневная учебная неделя)
Количество часов в неделю
Предметные
Учебные
области
предметы
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
класс класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5
6
4
3
3
21
литература
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранный
3
3
3
3
3
15
Математика
5
5
–
–
–
10
Алгебра
–
–
3
3
3
9
Геометрия
–
–
2
2
2
6
Вероятность и
–
–
1
1
1
3
Информатика
–
–
1
1
1
3
История
3
3
3
2
2
13
Обществознание –
–
–
1
1
2
География
1
1
2
2
2
8
Физика
–
–
2
2
3
7
Химия
–
–
–
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
7
Изобразительное 1
1
1
–
–
3
1
1
1
–
4
Иностранные языки язык
(английский)
Математика и
информатика
статистика
Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы
Искусство
искусство
Музыка
1
18
Технология
Труд
2
2
2
1
1
8
1
1
2
(технология)
Основы
Основы
безопасности и
безопасности и
защиты Родины
защиты Родины
Физическая
Физическая
культура
культура
Итого
–
–
–
2
2
2
2
2
10
27
28
30
31
32
148
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по
2
2
2
2
1
9
Основы православной веры*
1
1
1
1
1
5
Церковное пение*
1
1
1
1
-
4
Всего в неделю
29
30
32
33
33
157
Максимально допустимая
29
30
32
33
33
157
Учебные недели
34
34
34
34
34
170
Всего учебных часов на учебный
986
1020
1088
1122
1122
5338
выбору:
недельная нагрузка (при 5-дневной
неделе) в соответствии с
действующими санитарными
правилами и нормами
период
19
Годовая сетка часов учебного плана
основного общего образования
на 2025-2026 учебный год (5-дневная учебная неделя)
Количество часов в неделю
Предметные
Учебные
области
предметы
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
класс класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
170
204
136
102
102
714
литература
Литература
102
102
68
68
102
442
Иностранный
102
102
102
102
102
510
Математика
170
170
–
–
–
340
Алгебра
–
–
102
102
102
306
Геометрия
–
–
68
68
68
204
Вероятность и
–
–
34
34
34
102
Информатика
–
–
34
34
34
102
История
102
102
102
68
68
442
Обществознание –
–
–
34
34
68
География
34
34
68
68
68
272
Физика
–
–
68
68
102
238
Химия
–
–
–
68
68
136
Биология
34
34
34
68
68
238
Иностранные языки язык
(английский)
Математика и
информатика
статистика
Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы
20
Изобразительное 34
34
34
–
–
102
искусство
Искусство
Технология
Музыка
34
34
34
34
–
136
Труд
68
68
68
34
34
272
–
–
–
34
34
68
68
68
68
68
68
340
918
952
1020
1054
1088
5032
(технология)
Основы
Основы
безопасности и
безопасности и
защиты Родины
защиты Родины
Физическая
Физическая
культура
культура
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по
68
68
68
68
34
306
Основы православной веры*
34
34
34
34
34
170
Церковное пение*
34
34
34
34
–
136
Всего часов в год
986
1020
1088
1122
1122
5338
Учебные недели
34
34
34
34
34
170
выбору:
Предметы реализуемые согласно требованиям Стандарта православного компонента начального
общего, основного общего, среднего (полного) образования для учебных заведений Российской
Федерации (утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011г.,
журнал №76).
Организация индивидуального обучения больных детей на дому
на 2025/2026 учебный год
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, которые
по состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию, с согласия
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и на основании
заключения
лечебно-профилактического
учреждения организуется
21
индивидуальное
обучение на дому.
Индивидуальное обучение на дому является формой дифференциации и
направлено на создание благоприятных условий для решения задач своевременной
помощи больным детям в освоении образовательной программы начального общего
образования на уровне федеральных государственных образовательных стандартов, а
также сохранение и укрепление их здоровья.
Учебный план для обучающихся 5-9 классов, обучающихся на дому по состоянию
здоровья, разработан на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года № 55-ЗАО «Об
образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;
- Приказ ДО ЯНАО от 23.03.2017 № 378 «Об утверждении Порядка организации обучения
по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования на дому детей-инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не
могут посещать образовательные организации».
-Приказ ДО ЯНАО от 24.07.2014г № 1164 «Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной организации и родителей
(законных) представителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также
детей – инвалидов в части организации обучения по основным образовательным
программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории
Ямало – Ненецкого автономного округа».
Организация образовательного процесса при индивидуальном обучении на дому
регламентируется:
- индивидуальным учебным планом;
- индивидуальным расписанием занятий;
- годовым календарным учебным графиком.
Индивидуальный учебный план для обучающегося на дому составляется на основе
учебного плана ЧОУ Филофеевская гимназия с обязательным включением всех учебных
предметов учебного плана,
минимума контрольных и практических работ, сроков
проведения промежуточной аттестации, с учетом индивидуальных особенностей
обучающегося на дому, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и
медицинскими
рекомендациями,
представителями) и
Детям
с
согласовывается
с
родителями
(законными
утверждается руководителем образовательной организации.
сохранным
интеллектом
осуществляющие
22
органы
местного
самоуправления,
управление в сфере образования (по решению психолого-медико-педагогической
комиссии), вправе увеличить количество часов для обучения детей, учитывая их
психофизические возможности и рекомендации медико-социальной экспертизы до
максимальной нагрузки в соответствии с базисным учебным планом.
Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации
обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому
Промежуточная аттестация для обучающихся, находящихся на индивидуальном
обучении на дому, проводится в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012
года
№
273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
Федеральным
государственным образовательным стандартом, Уставом ЧОУ Филофеевская гимназия
Положением о промежуточной аттестации обучающихся.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и
достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
обучающегося в осуществлении образовательной деятельности;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за
определённый промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год.
23