Положение об использовании государственных символов

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО»
ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета
ЧОУ Филофеевская гимназия
Протокол № 1 от 31 августа 2024 г.

Директор ЧОУ Филофеевская гимназия
_____________________/_В.Д.Корда__/

Протокол заседания совета родительской
общественности от 31.08.2024 г. № 1

Приказ от 31 августа 2024 г. № ___

Протокол заседания совета обучающихся
от 31.08.2024 г. № 1

ПОЛОЖЕНИЕ

об использовании государственных символов
Российской Федерации
в ЧОУ Филофеевская гимназия
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об использовании государственных символов
Российской Федерации в ЧОУ Филофеевская гимназия разработано в соответствии
со статьей 70 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным
законом Российской Федерации от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О
Государственном флаге Российской Федерации», Федеральным конституционным
законом Российской Федерации от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О
Государственном гербе Российской Федерации», Федеральным конституционным
законом Российской Федерации от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ «О
Государственном гимне Российской Федерации».
1.2. Положение об использовании государственных символов Российской
Федерации в ЧОУ Филофеевская гимназия (далее - Положение) определяет
порядок использования (установления, размещения) Государственного флага
Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации, а также
исполнения Государственного гимна Российской Федерации в ЧОУ Филофеевская
гимназия (далее - Учреждение).
1.3. Государственный флаг Российской Федерации (далее - Флаг) является
официальным
государственным символом Российской
Федерации.
Флаг
представляет
собой
прямоугольное
полотнище
из
трех
равновеликих
горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.
Отношение ширины флага к его длине 2:3.
1.4. Государственный герб Российской Федерации (далее - Герб) является
официальным
государственным символом Российской
Федерации.
Герб
представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами,
заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым
орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной,
соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди
орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне,
поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного
конем дракона. Воспроизведение Герба допускается без геральдического щита (в
виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1
Федерального конституционного закона Российской Федерации от 25 декабря 2000
года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»), а также в
одноцветном варианте.
1.5. Государственный гимн Российской Федерации (далее - Гимн) является
официальным государственным символом Российской Федерации. Гимн
представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Гимн может
исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и
инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и
видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
Гимн должен исполняться в точном соответствии с музыкальной редакцией и
текстом, утвержденными Федеральным конституционным законом от 25 декабря
2000 года № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации».
2. Использование Флага
2.1. Флаг вывешивается постоянно на здании Учреждения или устанавливается
постоянно на ее территориях.
2.2. Флаг может быть поднят (установлен) во время торжественных
мероприятий. Флаг поднимается (устанавливается) во время массовых мероприятий
(в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных).
2.3. Каждая учебная неделя начинается с торжественной линейки, на которой
происходит поднятие Флага и прослушивание Гимна. Конкретное время начала и
продолжительность линейки устанавливается приказом директора Учреждения.
2.4. Подъем Флага осуществляется по команде директора Учреждения,
дежурного администратора или ведущего мероприятия при построении
обучающихся и администрации Учреждения в соответствии с Регламентом.
2.5. Спуск Флага производится дежурным обучающимся или работником
образовательной организации в конце рабочего дня или в конце учебной недели в
часы, установленные приказом директора образовательной организации, в
соответствии с Регламентом.
2.6. После спуска Флаг доставляется в комнату его хранения. При
необходимости принимаются меры по его чистке и сушке.
2.7. Контроль за состоянием Флага еженедельно осуществляет работник,
назначенный приказом директора Учреждения (ответственный за хранение Флага).
2.8. В случае повреждения Флаг должен быть немедленно заменен запасным.
2.9. В дни траура в верхней части древка Флага крепится черная лента, длина
которой равна длине полотнища Флага. Флаг, поднятый на мачте (флагштоке),
приспускается до половины высоты мачты (флагштока).
2.10. При одновременном подъеме (размещении) Флага и флага субъекта РФ,
муниципального образования, Флаг располагается с левой стороны от другого
флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении)
нечетного числа флагов Флаг располагается в центре, а при подъеме (размещении)
четного числа флагов (но более двух) - левее центра.

2.11. При одновременном подъеме (размещении) Флага и других флагов
размер флага субъекта РФ, муниципального образования не может превышать
размер Флага, а высота подъема Флага не может быть меньше высоты подъема
других флагов.
2.12. Использование Флага с нарушением Федерального конституционного
закона от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской
Федерации», а также надругательство над Государственным флагом Российской
Федерации влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством
РФ.
3. Использование Герба
3.1. Допускается использование Герба, в том числе его изображения, если
такое использование не является надругательством над Гербом.
3.2. В образовательной организации Герб размещается в помещениях (части
помещений), отведенных для экспозиции, посвященной государственной символике.
Такие помещения должны быть эстетично оформлены.
3.3. При одновременном размещении Герба и герба (геральдического знака)
субъекта РФ, муниципального образования, Герб располагается с левой стороны от
другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном
размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Герб располагается в
центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра.
3.4. При одновременном размещении Герба и других гербов (геральдических
знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта РФ, муниципального
образования не может превышать размер Герба, при этом Герб не может быть
размещен ниже других гербов (геральдических знаков).
3.5. Использование Герба с нарушением Федерального конституционного
закона от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской
Федерации», а также надругательство над Государственным гербом Российской
Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством
РФ.
4. Использование Гимна
4.1. Текст Гимна размещается в помещениях (части помещений), отведенных
для экспозиции, посвященной государственной символике. Такие помещения (части
помещений) должны быть эстетично оформлены.
4.2. Официальным является исполнение Гимна в тех случаях, когда он
выполняет свою знаковую функцию: обозначает российское государство,
государственное
присутствие,
событие
общероссийской
важности
или
государственного значения. Официальными случаями исполнения являются все
случаи, описанные в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года
№ 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации», а также иные случаи
исполнения Гимна в церемониальных ситуациях, на официальных и массовых
мероприятиях, в значимых общественных и частных случаях.
4.3. Гимн исполняется:
 во время официальной церемонии подъема Флага и других официальных
церемоний;
 при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных
государственным и муниципальным праздникам;


в Учреждении - перед первым уроком (занятием) в день начала нового
учебного года, а также во время проводимых торжественных мероприятий,
посвященных государственным и муниципальным праздникам.
Гимн может исполняться в иных случаях во время торжественных мероприятий.
4.4. При официальном исполнении Гимна присутствующие выслушивают его
стоя. Данное требование не распространяется на лиц, не способных встать или
испытывающих затруднения при вставании и стоянии вследствие состояния
здоровья: пожилых людей, инвалидов, больных и травмированных, а также детей
раннего возраста.
4.5. При официальном исполнении Гимна мужчины должны находиться без
головных
уборов. Данное требование имеет ряд исключений, основанных на традициях и
правах личных свобод граждан. Например, не обнажают головы те, кто имеет
специальный головной убор, ношение которого вызвано состоянием здоровья.
Допускается не обнажать голову при нахождении в исключительно неблагоприятных
погодных, природных или технических условиях, когда обнажение головы на время
исполнения гимна действительно способно привести к потере здоровья, травме или
создать угрозу жизни. Допускается не обнажать голову лицам, религиозные
убеждения которых рассматривают обнажение головы как акт неуважения и (или)
унижения.
4.6. При официальном исполнении Гимна следует соблюдать тишину и
сократить передвижения и перемещения до предельно возможного минимума. Гимн
следует выслушать молча, либо подпевая исполнению.
4.7.Если исполнение Гимна сопровождается поднятием Флага, присутствующие
поворачиваются лицом к поднимаемому Флагу.
4.8. При исполнении Гимна со словами исполняется весь Гимн целиком (три
куплета с повторением припева после каждого куплета). В исключительных случаях
возможно исполнение гимна со словами в составе только первого куплета и припева.
4.9. При исполнении Гимна без слов исполняются вступление, куплет и припев.
Троекратное исполнение куплетов и припевов при исполнении Гимна без слов не
применяется.
4.10. Исполнение и использование Государственного гимна Российской
Федерации с нарушением Федерального конституционного закона от 25 декабря
2000 года № 3- ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации», а также
надругательство над Государственным гимном Российской Федерации влечет за
собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Государственные символы как ценностные ориентиры в обучении и
воспитании обучающихся образовательных организаций
5.1. Использование государственных символов в Учреждении должно отвечать
приоритетным задачам воспитания духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку.
5.2. Изучение и использование государственных символов Российской
Федерации имеет важное значение в воспитании подрастающего поколения, в
формировании у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, бережного

отношения
к
историческому
и
культурному
наследию,
традициям
многонационального народа России.
5.3. Знакомство обучающихся с государственными символами Российской
Федерации рекомендуется направить на воспитание бережного отношения и
уважения к символам государства, на формирование актуальных знаний
обучающихся об истории создания и конституционных требований к использованию
государственных символов, на раскрытие содержания ценностей и смыслов,
заложенных в государственных символах.
5.4. Государственные символы должны восприниматься обучающимися как
ценность, иметь личностное значение для восприятия собственной принадлежности
к государству и обществу.
5.5. При изучении государственных символов Российской Федерации важно
учитывать особенности современных детей, социальный и психологический контекст
их развития, формировать предпосылки для консолидации усилий образовательной
организации, семьи, общества и государства, направленных на воспитание
гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
5.6. Воспитание обучающихся является неотъемлемой частью образования.
Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ
осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. В центре
рабочей
программы
воспитания
создание
условий
для
активной
жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения. Этому
способствует формирование у обучающихся системных знаний о различных
аспектах исторического развития России, в содержание которых рекомендуется
включать знания о государственных символах Российской Федерации. Программа
воспитания призвана обеспечить формирование у обучающихся основ российской
идентичности.
5.7. Календарный план программы воспитания должен включать празднование
дней государственных символов Российской Федерации: 22 августа - день
Государственного флага Российской Федерации; 30 ноября - день Государственного
герба Российской Федерации; 25 декабря - день государственного герба, флага и
гимна Российской Федерации.
6. Изучение государственных символов Российской Федерации
6.1. В Учреждении изучение государственной символики России является
частью воспитания обучающихся, осуществляется в рамках всех предметных
областей основных образовательных программ, внеурочной деятельности, рабочей
программы воспитания по каждому уровню образования: начального общего,
основного общего, среднего общего образования.
6.2. Содержание образования направлено на формирование и становление
российской
гражданской идентичности
обучающихся последовательно
и
преемственно в предметных областях и учебных предметах: литературное чтение,
русский язык и литература; родной язык и литературное чтение на родном языке;
общественно-научные предметы история, обществознание; основы религиозных
культур и светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России;
музыка и изобразительное искусство.
6.3. Изучение государственных символов в рамках освоения учебных
предметов гуманитарного содержания должно быть направлено на формирование
готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и

познанию, ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности; чувство гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций.
6.4. Образовательный процесс в единстве обучения и воспитания закономерно
подводит каждого обучающегося к признанию ценности и уважению к Гербу, Флагу,
Гимну России как государственным символам огромной страны, Родины.
6.5. На уровне начального общего образования у обучающихся формируется
чувство принадлежности к народу России и Российскому государству. В начальной
школе осуществляется ознакомление обучающихся с основными государственными
символами в ходе изучения предметных областей: русский язык и литературное
чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный язык,
обществознание и естествознание («окружающий мир»), искусство.
В рамках освоения учебных предметов у обучающихся формируются
первоначальные знания о государственной символике Российской Федерации при
изучении социального раздела учебного предмета «Окружающий мир»,
первоначальные представления о русском языке как государственном языке
Российской Федерации, родном языке как основе национального самосознания,
развиваются представления о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, формируется отношение к семье, населенному пункту,
региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
В рамках предметной области «Искусство» в творческих работах обучающиеся
выражают свое отношение к окружающему миру, демонстрируют чувство гордости
за свою страну.
6.6. На уровне основного общего образования углубляются знания о
государственной символике, истории ее развития, прежде всего при изучении
учебных предметов «Обществознание», «История», особенно в части истории
России, социальной географии.
Освоение общественно-научных предметов обеспечивает формирование
личностных
основ
российской
гражданской
идентичности,
социальной
ответственности, правового самосознания, поликультурности, приверженности
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации. В рамках
предметной области «Русский язык и литература» воспитывается ценностное
отношение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
Значение символов государства, отношение к государственной символике России в
прошлом и современности раскрывается при изучении ряда литературных
произведений. В рамках предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» при изучении курсов по религиозным культурам и курсов
по выбору закрепляются представления о государственной символике России в
связи с историей и культурой народов России, российских традиционных религий. В
предметной области «Искусство» также возможно расширение знаний школьников о
формировании государственной символики России, о современной государственной
символике.
6.7. Изучение истории возникновения и эволюции государственных символов
России осуществляется и на уровне среднего общего образования, имеет большое

познавательное и воспитательное значение для формирования гражданского
самосознания обучающихся.
Углубленное ознакомление с историей государственных символов России
осуществляется в рамках изучения «Обществознания», курсов по истории, в том
числе в формах проектной и исследовательской деятельности, вовлеченности
обучающихся в активные формы самоуправления, воспитательных событий,
связанных с изучением истории своей малой родины, участием в социально
значимых для личностного развития мероприятиях.
Осмысление старшеклассниками политической и нравственной сути символов
Российского государства расширяет и углубляет представления о гражданских
обязанностях, включая обязанность защиты Отечества на воинской или
альтернативной службе, приучает обучающихся сочетать уважительное отношение к
символам и ритуалам с соблюдением российских законов, общепринятых норм
поведения.
6.8. Внеурочная деятельность ориентирована на углубленное изучение
предметного содержания общего образования с учетом индивидуальных учебных,
познавательных
интересов
школьников,
развивает
у
обучающихся
интеллектуальную и эмоциональную сферу личности, реализуется в различных
формах. Она также может включать учебную тематику по государственной
символике России в прошлом и современности, геральдические вечера,
исторические экскурсии, викторины и конкурсы, олимпиады, выпуск исторических
газет
и
журналов,
выполнение
соответствующих
творческих
работ,
исследовательских проектов.
6.9. Существенное значение имеет обсуждение со школьниками на всех
уровнях общего образования тематики о государственных символах России, истории
их развития. Установка и ориентация на ценности уважения государственных
символов, знакомство на классных часах с правилами использования в школе,
обществе, специально или в контексте рассмотрения различных вопросов
воспитания и обучения, соблюдения российского закона, в частности
ответственности за нарушения в использовании, порчу государственных символов
России, будет способствовать формированию нравственных качеств и гражданской
идентичности обучающихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».