ПРИНЯТ Педагогическми советом ЧОУ Филофеевской гимназии Протокол от 17.08.2023 № 11 УТВЕРЖДЕН приказом ЧОУ Филофеевской гимназии от 17.08.2023 № 206 Учебный план среднего общего образования для 11 класса по ФГОС и ФОП частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского» на 2023/2024 учебный год Новый Уренгой – 2023 Пояснительная записка к учебному плану для 11 класса частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского» на 2023-2024 учебный год В соответствии с Уставом ЧОУ Филофеевской гимназии целью учебного плана является: Цель формирования и реализации учебного плана – создание условий для достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования. Учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: среднего общего образования – 1 год; Нормативно-правовой основой для конструирования учебного плана 11 класса на 2023-2024 учебный год являются следующие документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ. Федеральная образовательная программа среднего общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрированного Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями); Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (по состоянию на 31.01.2012 №69); Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 2 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г., 01 марта 2019 г., 10 июня 2019 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О у федеральном перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для учебных заведений РФ, утверждённым Священным Синодом Русской Православной Церкви, от 27 июля 2011г.; Закон ЯНАО № 55 - ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»; Устав НОЧУ Филофеевская гимназия. Учебный план составлен на основе ФГОС СОО и ФОП для 11 класса Основными задачами учебного плана являются: обеспечение обучающимся 11 класса среднего общего образования на основе федерального государственного образовательного стандарта создание условий для формирования у обучающихся внутренних мотивов к учению, к дальнейшему самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию; обеспечение единства федерального, национально-регионального компонентов и компонента образовательного учреждения; удовлетворение запросов и потребностей обучающихся на образовательные услуги; создание условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующей актуальным и перспективным запросам современной жизни, их личностному потенциалу; 3 обеспечение условий для сохранения здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни При разработке учебного плана были учтены общие подходы и рекомендации по его составлению: учебный план представлен двумя частями: обязательной частью и частью формируемой участниками образовательных отношений; количество предметов и часов в каждой части определяет обязательную нагрузку обучающихся и соответствует рекомендациям федеральных государственных образовательных стандартов; количество учебных часов, определяющих общую максимально допустимую нагрузку обучающихся, не превышает количества часов, указанных в ФГОC и ФОП; Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению позволяет: 4 создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; обеспечить углубленное изучение отдельных полноценному учебных образованию предметов; разным установить категориям равный обучающихся, доступ к расширить возможности их социализации; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования. Принципы построения ФГОС для 11 класса основаны на идее двухуровневого (базового или обязательного и профильного или углубленного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане ЧОУ Филофеевская гимназия и выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиН, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Изменения в составе учебных предметов 1. Введен учебный предмет «Русский язык», учитывая возрастающую роль русского языка в многонациональном федеративном государстве, и обязательный экзамен по этому предмету при поступлении в любой ВУЗ. 2. Усилено внимание к изучению в общеобразовательных учреждениях иностранных языков - увеличено время на изучение «Иностранного языка» до 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне».* 3. В профилях гуманитарной специализации учебная область «Естествознание» представлена предметами: физика, химия, биология, география. 5 4. Учебный предмет «Технология» на ступени среднего (полного) общего образования изучается дифференцировано, в зависимости от профиля и специализации. 5. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне по выбору (ввиду того, что данный учебный предмет введен как обязательный в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования). Это не исключает организации в 10 классе по окончании учебного года учебных сборов, где обучающиеся изучают основы военной службы. 6. Часть формируемая участник4ами образовательных отношений в представлена следующими предметами: «Обществознание»; «География»; «Информатика»; «Естествознание». Курсы по выбору: «Практикум решения обществоведческих задач»; «Основы православной веры»; Основы компьютерной анимации; «Курс практической грамотности по русскому языку»; «Практикум по решению математических задач». 6 11 классе Учебный план среднего общего образования на 2023-2024 учебный год Универсальный профиль (5-дневная неделя) Предметные Учебные области предметы Всего Уровень обучения Часть Классы Количество часов 11 класс в неделю в год Обязательная часть Русский язык и Русский язык У 3 102 102 литература Литература Б 3 102 102 Иностранные Иностранный язык Б 3 102 102 языки (английский) Общественные История Б 2 68 68 Математика У 6 204 204 Астрономия Б 0 0 0 Физическая Физическая Б 3 102 102 культура, экология культура и основы Основы Б 1 34 34 безопасности безопасности жизнедеятельности жизнедеятельност и Б 1 34 22 748 Общие учебные предметы науки Математика и информатика Естественные науки Индивидуальный проект ЭК Итого обязательная часть: 7 34 748 Учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей Часть, формируемая участниками образовательных отношений Общественные науки Математика и Обществознание Б География Б Информатика Б Естествознание Б 2 68 68 34 34 1 34 34 3 102 102 7 238 238 1 Информатика Естественные науки Итого часть, формируемая участниками образовательных отношений Курсы по выбору Основы православной веры* ЭК 1 34 34 Практикум решения обществоведческих задач ЭК 1 34 34 Основы компьютерной анимации ЭК 1 34 34 Курс практической грамотности по русскому языку ЭК 1 34 34 Практикум по решению математических задач ЭК 1 34 34 Итого курсы по выбору 5 170 170 Всего 34 1156 1156 *Реализуется в рамках стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для учебных заведений РФ, утверждённым Священным Синодом Русской Православной Церкви, от 27 июля 2011г. Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточная аттестация обучающихся – процедура проводимая с целью повышения ответственности общеобразовательного 8 учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательном учреждении Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением гимназии о промежуточной аттестации обучающихся, системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся. Периодом проведения промежуточной аттестации в 11 класса являются конец учебного года. Основные формы промежуточной аттестации: Диктант с грамматическим заданием Контрольная работа Самостоятельная работа Зачет Практическая работа Изложение Сочинение Тестовая работа Собеседование Защита реферата Проектная работа Промежуточная аттестация учащихся гимназии в 2023/2024 учебном году распределяется по классам следующим образом: Класс 11 кл. Предмет Форма промежуточной аттестации С целью здоровьесбережения выпускников, промежуточная аттестация в 11 классе проводится на основании полугодовых отметок по каждому предмету учебного плана. Годовая отметка (среднее арифметическое полугодовых отметок) Таким образом, данный Учебный план реализует главный принцип образования – приоритет духовного развития личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников; отражает специфику негосударственного общеобразовательного 9 частного учреждения «Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского» и направлен на: удовлетворение образовательного заказа государства, учащихся и их родителей; повышение качества знаний, умений и навыков учащихся; обеспечение духовно-нравственного развития и обучения воспитанников в традициях Русской Православной Церкви. Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое и материальнотехническое обеспечение, что дает возможность развивать творческий потенциал личности и удовлетворить образовательные запросы и познавательные интересы. 10 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ ЧОУ ФИЛОФЕЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ на 2023/2024 учебный год Начало учебного года: 1 сентября 2023 года (11 класс), 11 класс – окончание учебного года дополнительно определяется в соответствии с расписанием ГИА. Продолжительность учебного года, четвертей: 11класс – 34 учебных недели. Классы 11 класс Четверть Период учебы 1 2 3 4 01.09.2023-27.10.2023г. 07.11.2-23-29.12.2023г. 10.01.2024-22.03.2024г. 01.04.2024-21.05.2024г. Всего: Промежуточная аттестация: 1-11 классы с 17.04.2024 г. по 12.05.2024 г. Количество учебных недель 8 8 10,5 7,5 34 Каникулы 28.10.2023-05.11.2023г. 30.12.2023-09.01.2024г. 23.03.2024-31.03.2024г. Количество дней каникул 10 11 9 30