литературное чтение на родном языке

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования города Новый Уренгой
ЧОУ Филофеевская гимназия
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Корда В.Д.
Приказ № 206 от 17.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке»
для обучающихся 1-4 классов

г. Новый Уренгой 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке» на уровне начального общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также в рабочей программе воспитания школы.








ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в
части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения,
входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке
в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику. В соответствии с требованиями ФГОС
НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен
на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и
передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной
литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на
формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения
культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература
включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и
передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего
русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к
традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство
своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;

 формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в
родной литературе;
 обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
 формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
 совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
 развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет
«Литературное чтение на родном (русском) языке» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Срок освоения рабочей программы: 3 года
Количество часов в учебном плане на изучение предмета:
Класс
Количество часов в неделю Количество часов в год
1 класс
0,5
16
2 класс
0,5
17
3 класс
0,5
17
4 класс
Всего
50
Учебники: Литературное чтение на родном русском языке. 1-4 классы. Пособие для общеобразовательных организаций. О. М. Александрова и
др. – Издательство: М. «Просвещение»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в центре внимания находятся:
1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до
современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на
материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную
специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной
культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
2. Интересы ребёнка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего
школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу
включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования
нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В
программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции
русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику.
3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые
средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.

В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» и принципами построения курса содержание
каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия — Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы,
например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и др., во втором: «Люди земли Русской», «О родной природе».
Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени
(традиционность формы произведения, темы или проблемы).
Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также
вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в
целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов
учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (16 ч)
Раздел 1. Мир детства (10 ч)
Я и книги (2 ч)
Не красна книга письмом, красна умом
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Не торопись отвечать, торопись слушать
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например:
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею (5 ч)
Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например:
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например:
В. А. Осеева. «Почему?».
Л. Н. Толстой. «Лгун».

Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям. Например:
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например:
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире. Например:
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
Я и моя семья (1 ч)
Семья крепка ладом
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. Например:
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю (2 ч)
Необычное в обычном
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
Раздел 2. Россия — Родина моя (6 ч)
Что мы Родиной зовём (2 ч)
С чего начинается Родина?

Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе (4 ч)
Сколько же в небе всего происходит
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица».
А. Н. Толстой. «Петушки».
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)
Раздел 1. Мир детства (6ч)
Я и книги (1 ч)
Пишут не пером, а умом
Произведения, отражающие первый опыт «писательства». Например:
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Я взрослею (2 ч)
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например:
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например:
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

Я и моя семья (1 ч)
В дружной семье и в холод тепло
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к
старшим). Например:
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (2 ч)
Мечты, зовущие ввысь
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например:
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Детские фантазии
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия — Родина моя (11 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (5 ч)
Люди земли Русской
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. Например:
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года (4 ч)
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. Например:
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».

А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Всякая душа празднику рада
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Например:
Е. В. Григорьева. «Радость».
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе (2 ч)
К зелёным далям с детства взор приучен
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)
Раздел 1. Мир детства (8 ч)
Я и книги (2 ч)
Испокон века книга растит человека
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например:
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею (2 ч)
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Например:
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает

Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственноэтических ценностях, значимых для национального русского сознания. Например:
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И. С. Тургенев. «Голуби».
Я и моя семья (2 ч)
Такое разное детство
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками. Например:
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый „полёт”»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»).
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (2 ч)
Придуманные миры и страны
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например:
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты).
Раздел 2. Россия — Родина моя (9 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (4 ч)
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).
Что мы Родиной зовём (1 ч)
Широка страна моя родная
Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли. Например:
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе (4 ч)
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе. Например:
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.

В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман».
Под дыханьем непогоды
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе. Например:
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
В. Д. Берестов. «Мороз».
А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи;
умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов
чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания
и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты
русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение,
взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и
продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам.
Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением
человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых
текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с
опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение
услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов общения, лежащих в основе национального речевого
этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное
своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного
устного и письменного текста на основе художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на
серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих
историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения
своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры
художественных произведений;
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;

— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
— находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в Интернете;
— анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов
работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

—
—
—
—
—

признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
— находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение трёх лет обучения должно обеспечить:
 понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
 осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры;
для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
 ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной
оценки поступков героев;

 овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
 совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);
 применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого; составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
 самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения;
 использование справочных источников для получения дополнительной информации.
Предметные результаты по годам обучения
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
 осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры;
 владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать
прослушанного/прочитанного текста;
 использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;
 читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

в

обсуждении

К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
 владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
 обогащать собственный круг чтения;
 соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
 осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
 давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание

прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное
произведение от имени одного из действующих лиц;
 пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.
 осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для культурной самоидентификации;
 определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
 самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;
 пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
16 часов
Тематические
блоки, темы

Номер и тема урока

Кол-во
часов

Основное
содержание

Мир детства.
Я и книги.

1. Не красна книга
пером, красна
умом.

1 ч.

Произведения,
отражающие первые
шаги в чтении.

Я взрослею.

2. Без друга в жизни
туго.

1 ч.

3. Не тот прав кто
сильный, а тот,
кто честный.

1 ч.

4-5. Необычное в
обычном.

2 ч.

Пословицы о дружбе.
Произведения,
отражающие
представление о дружбе
как нравственноэтической ценности.
Пословицы о правде и
честности.
Произведения,
отражающие
традиционные
представления о
честности как о
нравственном ориентире.
Произведения,
отражающие умение
удивляться при
восприятии окружающего
мира.

Я фантазирую
и мечтаю.

Методы и формы организации обучения. Основные
виды деятельности обучающихся
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, в которых рассказывается о том, как дети
учатся читать;
Понимание воспринятого на слух текста: ответы на
вопросы по содержанию текста, который читает учитель;
Учебный диалог: сопоставление собственного опыта
по освоению способа чтения с описанным в произведении;
Упражнение: соотнесение содержания текста и
пословиц, выбор пословицы, отражающей содержание
текста;
Воспроизведение услышанного текста с опорой на
иллюстрации к тексту: подробный пересказ;
Понимание воспринятого на слух текста: участие в
коллективном обсуждении прочитанного текста, например
рассказа В. А. Осеевой «Почему?», доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст; эмоциональнонравственная оценка поступков героев;
Работа в группе: определение последовательности
рисунков, передающих основные события рассказа;
фиксация последовательности с помощью условных
значков; пересказ текста с опорой на выстроенную
последовательность рисунков;
Творческое задание: произнесение одной и той же
фразы с разной интонацией.; Чтение вслух: чтение
небольших отрывков из стихотворений;
Игра «Волшебные очки»: развитие творческой
фантазии, придумывание, во что необычное может
превратиться обычный предмет, если на него посмотреть
через волшебные очки;
Работа в парах: подготовка к выразительному чтению
небольшого текста, чтение вслух друг другу;
Понимание текста: понимание значения незнакомых
слов в тексте с опорой на контекст;
Учебный диалог: обсуждение вопроса «Какие чудеса
могут быть связаны с восприятием времени?»;
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/teacher

произведений по выбору учащихся, в том числе из числа
размещённых в учебнике;

Россия-Родина
моя. Что мы
Родиной
зовём.

О родной
природе.

Мир детства.
Я и книги.

6-7. С чего начинается
Родина?

8. Одним костром весь
свет согреет.

2 ч.

Произведения,
отражающие
многогранность понятия
«Родина»

1 ч.

Поэтические
представления русского
народа о солнце, луне,
звёздах, облаках;
отражение этих
представлений в
фольклоре и их развитие
в русской поэзии и прозе.

9-10. Выше облака
ходячего.

2 ч.

11. В синем небе белые
гуси.

1 ч.

12. Не торопись отвечать,
торопись слушать.

1 ч.

Произведения,
отражающие детское
восприятие услышанных
рассказов, сказок, стихов.

Беседа перед изучением раздела: обсуждение
вопросов «Что мы Родиной зовём? Как человек открывает
для себя свою Родину?»;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений, постепенный переход от слогового к
плавному осмысленному правильному чтению целыми
словами (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
темпом чтения, позволяющим осознать текст);
Упражнение: передача смысловых особенностей
текстов с помощью интонирования; Пополнение словарного
запаса: высказывание предположения о значении слов,
соотнесение своего понимания с содержанием словарной
статьи, сравнение слов приволье, раздолье; часть, частица,
участвовать, причастный;
Понимание текста: сравнение содержания текстов
нескольких
произведений,
например
фрагмента
стихотворения Ф. П. Савинова «Родное» и стихотворения П.
А. Синявского «Рисунок», обобщение результатов
сравнения при ответе на вопросы.;
Учебный диалог при обобщении работы с текстами
подраздела: обсуждение вопросов «С чего начинается
Родина? Почему Россию называют Отечеством? Почему
Россию называют матушкой?»;
Интерпретация
литературного
произведения
в
творческой деятельности учащихся: чтение по ролям;
Творческое задание: составление собственных загадок;
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных
произведений по выбору учащихся, в том числе из числа
размещённых в учебнике;
Проверочная работа;
Внеклассное
чтение:
выбрать
книгу
для
дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный
список книг в учебнике и рассказ учителя;
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами (скорость чтения в
соответствии
с
индивидуальным
темпом
чтения,
позволяющим осознать текст); выразительное чтение
отрывков из стихотворений (работа в группе);

http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/teacher

Я взрослею.

Семья крепка
ладом.

13. Как аукнется, так и
откликнется.

1 ч.

Пословицы об отношении
к другим людям.

14. Воля и труд дивные
всходы дают.

1 ч.

Пословицы о труде.

15. Кто идёт вперёд, того
страх не берёт.

1 ч.

Пословицы о смелости.

16. Л. Н. Толстой «Отец и
сыновья»

1 ч.

Произведения,
отражающие
традиционные
представления о
семейных ценностях.

Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в
тексте отрывков, соответствующих иллюстрациям; Учебный
диалог на основе проблемных вопросов к тексту;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами (скорость чтения в
соответствии
с
индивидуальным
темпом
чтения,
позволяющим осознать текст); выразительное чтение
стихотворения (работа в паре);
Понимание значения незнакомых слов и выражений в
тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и
дополнительные источники информации;
Характеристика героев произведения: установление
связи между поступками героя и его характером, оценка его
поступков с опорой на текст;
Творческая работа: чтение сказки по ролям (работа в
группе);
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами (скорость чтения в
соответствии
с
индивидуальным
темпом
чтения,
позволяющим
осознать
текст);
чтение
пословиц,
определение их значений (работа в паре);
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и
обсуждение историко-культурной информации, имеющей
отношение к прочитанному произведению; Характеристика
текста художественного произведения: определение главной
мысли произведения; сравнение двух произведений,
определение идеи, которая их объединяет;
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в
тексте соответствующих отрывков; Учебный диалог на
основе текста;

http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/catal
og/teacher

2 класс
17 часов
Тематические
блоки, темы

Номер и тема урока

Кол-во
часов

Мир детства.
Я фантазирую
и мечтаю.

1. Мечты, зовущие ввысь.

Россия-Родина
моя

Мир детства.
Я и книги.

Основное
содержание

Методы и формы организации обучения. Основные виды
деятельности обучающихся

1 ч.

Произведения,
отражающие умение
удивляться при
восприятии окружающего
мира.

2-3. Люди земли Русской.

2 ч.

4-5. Народные праздники,
связанные с
временами года.
6-7. О родной природе.

2 ч.

Произведения,
отражающие
многогранность понятия
«Родина»

8. Пишут не пером, а
умом.

1 ч.

Творческое задание: произнесение одной и той же
фразы с разной интонацией.; Чтение вслух: чтение небольших
отрывков из стихотворений;
Игра «Волшебные очки»: развитие творческой
фантазии, придумывание, во что необычное может
превратиться обычный предмет, если на него посмотреть
через волшебные очки;
Работа в парах: подготовка к выразительному чтению
небольшого текста, чтение вслух друг другу;
Понимание текста: понимание значения незнакомых
слов в тексте с опорой на контекст;
Учебный диалог: обсуждение вопроса «Какие чудеса
могут быть связаны с восприятием времени?»;
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных
произведений по выбору учащихся, в том числе из числа
размещённых в учебнике;
Беседа перед изучением раздела: обсуждение вопросов
«Что мы Родиной зовём? Как человек открывает для себя свою
Родину?»;
Упражнение: передача смысловых особенностей текстов
с помощью интонирования; Пополнение словарного запаса:
высказывание предположения о значении слов, соотнесение
своего понимания с содержанием словарной статьи,
сравнение слов приволье, раздолье; часть, частица,
участвовать, причастный;
Учебный диалог при обобщении работы с текстами
подраздела, обсуждение вопросов.
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами (скорость чтения в
соответствии
с
индивидуальным
темпом
чтения,
позволяющим осознать текст); выразительное чтение
отрывков из стихотворений (работа в группе);
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в
тексте отрывков, соответствующих иллюстрациям; Учебный

2 ч.

Произведения,
отражающие детское
восприятие услышанных
рассказов, сказок, стихов.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher

диалог на основе проблемных вопросов к тексту;

Я взрослею.

9. Жизнь дана на
добрые дела.

2 ч.

Пословицы и
произведения о добре и
зле, о совести.

11. В.М. Шукшин.
«Как зайка летал на
воздушных шариках»

1 ч.

Произведения,
отражающие
традиционные
представления о семейных
ценностях.

12. В.П. Крапивин
«Зелёная грива»

1 ч.

Произведения,
отражающие умение
удивляться при
восприятии окружающего
мира.

10. Живи по
совести.

В дружной
семье и в
холод тепло.

Я фантазирую
и мечтаю.

Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами (скорость чтения в
соответствии
с
индивидуальным
темпом
чтения,
позволяющим осознать текст); выразительное чтение
стихотворения (работа в паре);
Понимание значения незнакомых слов и выражений в
тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и
дополнительные источники информации;
Характеристика героев произведения: установление
связи между поступками героя и его характером, оценка его
поступков с опорой на текст;
Творческая работа: чтение сказки по ролям (работа в
группе);
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами (скорость чтения в
соответствии
с
индивидуальным
темпом
чтения,
позволяющим осознать текст); чтение пословиц, определение
их значений (работа в паре);
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и
обсуждение историко-культурной информации, имеющей
отношение к прочитанному произведению; Характеристика
текста художественного произведения: определение главной
мысли произведения; сравнение двух произведений,
определение идеи, которая их объединяет;
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в
тексте соответствующих отрывков; Учебный диалог на
основе текста;
Творческое задание: произнесение одной и той же
фразы с разной интонацией.; Чтение вслух: чтение небольших
отрывков из стихотворений;
Игра «Волшебные очки»: развитие творческой
фантазии, придумывание, во что необычное может
превратиться обычный предмет, если на него посмотреть
через волшебные очки;
Работа в парах: подготовка к выразительному чтению
небольшого текста, чтение вслух друг другу;
Понимание текста: понимание значения незнакомых

http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher

Россия Родина
моя.

13-15. Люди земли
Русской.

3.ч.

16-17. От праздника к
празднику.

2 ч.

Произведения,
отражающие
многогранность понятия
«Родина»

слов в тексте с опорой на контекст;
Учебный диалог: обсуждение вопроса «Какие чудеса
могут быть связаны с восприятием времени?»;
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных
произведений по выбору учащихся, в том числе из числа
размещённых в учебнике;
Беседа перед изучением раздела: обсуждение вопросов
«Что мы Родиной зовём? Как человек открывает для себя свою
Родину?»
Упражнение: передача смысловых особенностей текстов
с помощью интонирования; Пополнение словарного запаса:
высказывание предположения о значении слов, соотнесение
своего понимания с содержанием словарной статьи,
сравнение слов приволье, раздолье; часть, частица,
участвовать, причастный;
Учебный диалог при обобщении работы с текстами
подраздела: обсуждение вопросов.

http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher

3 класс
17 часов
Тематические
блоки, темы

Номер и тема урока

Кол-во
часов

Основное
содержание

Методы и формы организации обучения. Основные виды
деятельности обучающихся
Беседа перед изучением раздела: обсуждение вопросов
«Что мы Родиной зовём? Как человек открывает для себя свою
Родину?»;
Упражнение: передача смысловых особенностей текстов
с помощью интонирования; Пополнение словарного запаса:
высказывание предположения о значении слов, соотнесение
своего понимания с содержанием словарной статьи,
сравнение слов приволье, раздолье; часть, частица,
участвовать, причастный;
Учебный диалог при обобщении работы с текстами
подраздела, обсуждение вопросов.
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами (скорость чтения в
соответствии
с
индивидуальным
темпом
чтения,
позволяющим осознать текст); выразительное чтение
отрывков из стихотворений (работа в группе);
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в
тексте отрывков, соответствующих иллюстрациям; Учебный
диалог на основе проблемных вопросов к тексту;
Чтение небольших отрывков из произведений целыми
словами (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
темпом чтения, позволяющим осознать текст); выразительное
чтение стихотворения (работа в паре);
Понимание значения незнакомых слов и выражений в
тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и
дополнительные источники информации;
Характеристика героев произведения: установление
связи между поступками героя и его характером, оценка его
поступков с опорой на текст;
Творческая работа: чтение сказки по ролям (работа в
группе);
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания произведения, ответы на

1. О родной природе.

1 ч.

Произведения,
отражающие
многогранность понятия
«Родина»

Мир детства.
Я и книги.

2-3. Испокон века книга
растит человека

2 ч.

Произведения,
отражающие детское
восприятие услышанных
рассказов, сказок, стихов.

Я взрослею.

4. Скромность красит
человека.

2 ч.

Пословицы и
произведения о
человеческих качествах.

2 ч.

Произведения,
отражающие

Россия-Родина
моя

5. Любовь всё побеждает.

Я и моя семья

6-7. Такое разное детство.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/cat

традиционные
представления о семейных
ценностях, о детстве.

Я фантазирую
и мечтаю.

8-9. Придуманные миры.

2 ч.

Произведения,
отражающие умение
удивляться при
восприятии окружающего
мира.

Россия Родина
моя.

10-12. Люди земли
Русской.

3.ч.

13. Что мы Родиной
зовём.

1 ч.

Произведения,
отражающие
многогранность понятия
«Родина»

14-17. О родной природе.

4 ч.

вопросы;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами (скорость чтения в
соответствии
с
индивидуальным
темпом
чтения,
позволяющим осознать текст); чтение пословиц, определение
их значений (работа в паре);
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и
обсуждение историко-культурной информации, имеющей
отношение к прочитанному произведению; Характеристика
текста художественного произведения: определение главной
мысли произведения; сравнение двух произведений,
определение идеи, которая их объединяет;
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в
тексте соответствующих отрывков; Учебный диалог на
основе текста;
Творческое задание: произнесение одной и той же
фразы с разной интонацией.; Чтение вслух: чтение небольших
отрывков из стихотворений;
Игра «Волшебные очки»: развитие творческой
фантазии, придумывание, во что необычное может
превратиться обычный предмет, если на него посмотреть
через волшебные очки;
Работа в парах: подготовка к выразительному чтению
небольшого текста, чтение вслух друг другу;
Понимание текста: понимание значения незнакомых
слов в тексте с опорой на контекст;
Беседа перед изучением раздела: обсуждение вопросов
«Что мы Родиной зовём? Как человек открывает для себя свою
Родину?»
Упражнение: передача смысловых особенностей текстов
с помощью интонирования; Пополнение словарного запаса:
высказывание предположения о значении слов, соотнесение
своего понимания с содержанием словарной статьи,
сравнение слов приволье, раздолье; часть, частица,
участвовать, причастный;
Учебный диалог при обобщении работы с текстами
подраздела: обсуждение вопросов.

alog/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher

http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/teacher


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».