Церковнославянский язык 4 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"

РАССМОТРЕНА
на школьном МО классных руководителей
рук. метод. объединения Гриднева И. С.
(протокол от 13 мая 2022г. № 5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская
гимназия
16 мая 2022 г. № 165

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по ВР Гриднева И. С.
13 мая 2022 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 16. 05. 2022г. № 9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Церковно-Славянский язык»
Основное общее образование
Срок освоения – 1 года
Класс: 4
Авторы – составители: Ильина И.Г.
Разработана на основе:
1. Стандарта Православного компонента начального общего, основного общего, среднего
общего образования для учебных заведений РФ.

Новый Уренгой, 2022

1

Учебно – тематическое планирование
по церковнославянскому языку
Класс: 4
Учитель Ильина Ирина Геннадьевна
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю

1 час.

Планирование составлено на основе:
Стандарта православного компонента начального общего, основного общего,
среднего ( полного) общего образования для учебных заведений Российской
федерации
Учебник: Супрун В. И.Учебник церковнославянского языка. Учебник для
общеобразовательных школ. Волгоград «Книга», 1998.

2

Пояснительная записка
Настоящая программа создана на основе Стандарта православного
компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования для учебных заведений Российской Федерации и Примерных
программ по церковнославянскому языку для начальной и основной школы
(http://pravobraz.ru).
Программа предполагает изучение церковнославянского языка в 3,4,5 и 6
классах 1 час в неделю (34 часа в год).
Рабочая программа по церковнославянскому языку представляет собой
целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку;
требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план;
содержание тем учебного курса; учебно-методические средства обучения;
календарно-тематическое планирование; контрольно-измерительные материалы.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Церковнославянский язык» является основой развития
духовности, мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития
способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию учебной деятельности. Церковнославянский язык является средством
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным
средством социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому
опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,
церковнославянский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами,
влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения
профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира. Церковнославянский язык является
основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных
ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с
позиций моральныхнорм.
Церковнославянский язык связан не только с такими предметами, как основы
православной веры, основы православной культуры, церковное пение, церковные
искусства, но всем циклом гуманитарных предметов: русским языком,
иностранными языками, литературой, историей, географией, обществознанием.
Церковнославянская цифирь может стать предметом изучения и на уроках
математики; на уроках технологии и искусства можно познакомить детей с
особенностями церковнославянской графики. Знание церковнославянского языка
позволяет свободно читать ипереводить
древнеславянские и древнерусские тексты, являющиеся нашим духовным наследием
3

и невещественной сокровищницей духовной культуры.
Учебный предмет способствует развитию у обучающихся навыков
осмысленного слушания, внимания к другой речи, овладение различными формами
речевой деятельности, особенно традициями русского красноречия на основе
литературных памятников Древней Руси, овладению приемами аргументированной
речи, умению вести диалог и воздействовать на слушателя, достигая своих речевых
целей.
Ориентация Стандартов нового поколения на «умение учиться», на овладение
универсальными учебными действиями повышают требования к языковому
образованию. И в этом аспекте изучение русского языка в егоисторической
перспективе, возможность которого предлагает учебный курс
«Церковнославянский
язык»,становится особенно
насущным и необходимым.
Таким образом, предлагаемый курс направлен на духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся, формирование языковой картины мира на
основе
теоцентричного
православного
мировоззрения,
художественноэстетического вкуса, ценностных ориентаций, на осознание русского языка как
духовной сокровищницы, его значимости в жизни современного общества; на
формирование любви и уважения к русскомуязыку, что позволит воспитать
высоконравственного,
творческого,
компетентного
гражданина
России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и
культурныхтрадициях
многонационального
народа
России.
Курс
«Церковнославянский язык» позволяет, кроме того, осуществить преемственность
воспитательного идеала.
Цели и задачи курса «Церковнославянский язык»
Изучение церковнославянского
языка направлено на
достижение
следующих целей:
- сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей
ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры
славянскихнародов;
- раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и
развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских
литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка
богослужения Русской ПравославнойЦеркви;
-овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования
навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в
литургической жизниЦеркви.
Для достижения поставленных целей следует решить следующие задачи:
воспитывать:
- духовность и нравственность учащегося через осмысленное и глубокое постижение
текстов духовного содержания; уважения к родному языку и его истории, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
- уважение к церковнославянскому языку как к богослужебному языку Русской
4

Православной Церкви и первому литературному языкуславян;
Развивать языковую и речевую культуру и логику, языкового чутья, умения решать
коммуникативные задачи;
осваивать первоначальные знания об истории
происхождения славянской
письменности, роли свв. Кирилла и Мефодия в просвещении славян; о графике,
фонетике, грамматике, лексике церковнославянского языка и элементарными
способами анализа изучаемых явленийязыка;
овладевать умениями правильно читать и по-церковнославянски, осознанно
участвовать в церковной службе, читать наизусть основные молитвы;
совершенствование каллиграфических и артикуляционных навыков и овладеть
элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
обогащать словарный запас и общекультурный уровеньобучающихся.
Место учебного предмета «Церковнославянский язык» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Церковнославянский язык» в начальной школе
отводится (68 часов). В 3-4 классе 34часа в год. из расчета 1 час в неделю (34
учебных недели).
Предмет «Церковнославянский язык» реализуется в 4 классе через внеурочную
деятельность .
Раздел 2.Требования к уровню подготовки учащихся
Знание церковнославянского языка позволяет свободно читать и переводить
древнеславянские и древнерусские тексты, являющиеся нашим духовным
наследием и невещественной сокровищницей духовной культуры.
Изучаемый предмет направлен на языковое развитие обучающегося, его
нравственного, патриотического, духовного и эстетического воспитания школьника,
формирование у него ценностной ориентации на осознание духовной значимости
русского языка, его значения в жизни современного общества; на формирование
любви и уважения к русскомуязыку, что позволит воспитать высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества
как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененного в духовных и культурныхтрадициях многонационального
народа России.
Учебный курс «Церковнославянский язык» сохраняет преемственность
воспитательного идеала от Святой Руси к современной России.
Личностными результатами изучения церковнославянского языка в начальной
школе являются:
осознание роли церковнославянского языка в формировании духовнонравственных качеств личности;
осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения,
приобщения к духовному опыту Церкви;
понимание церковнославянского языка как невещественной сокровищницы нашей
духовности, хранителя исторической памяти, духовности и самосознания многих
поколений соотечественников;
5

формирование позиции гражданина, ответственного за сохранение духовности и
исторической памяти народа.
Метапредметными результатами изучения церковнославянского языка в
начальной школе являются:
понимание логики исторического языкового развития русского и индоевропейских
языков, умение оперировать семиотической информацией;
высокая языковая культура и информационная поисковая активность;
навыки осмысленного чтения и понимания текста, наблюдения за языковыми
явлениями;
формирование знаково-символических и коммуникативных универсальных
учебных действий;
осмысленное участие школьников в православном богослужении.
Предметными результатами изучения церковнославянского языка в начальной
школе являются:
знания об истории возникновения славянской письменности и роли святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия в просвещении славян;
знание истории возникновения славянской письменности, развития
церковнославянского языка;
знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых
соответствий каждой буквы;
знание церковнославянской азбуки и цифири, надстрочного узорочья, основных
особенностей церковнославянского языкового строя;
умение читать и переписывать церковнославянский текст.
Раздел 3. Учебно-тематическийплан
Тема (раздел)

Количествочасов

4 класс
«ИсконибылоСлово»
Графика и орфография
Церковнославянскаяфонетика
Церковнославянскаялексика
Церковнославянскаяморфология
Церковнославянскийсинтаксис

2
12
4
4
10
2

Раздел 4. Содержание тем учебного курса
Виды речевой деятельности.
Слушание
(аудирование).

Восприятие
6

и

понимание

звучащего

церковнославянского языка. Поскольку церковнославянский язык не является
разговорным, но имеет исключительно книжный богослужебный характер,
предполагается правильное чтение и произнесение церковнославянского текста,
соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Правильное чтение и понимание церковнославянского текста.
Письмо. Правильное написание церковнославянских букв. Безошибочное
списывание текста. Написание под диктовку церковнославянского текста (30 слов)
в соответствии с изученными нормамиправописания.
Систематический курс.
Основные вехи истории церковнославянского языка. Начало славянского
письма. Жизнь и труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Славянские
азбуки – глаголица и кириллица. Славянская письменность в Болгарии и Киевской
Руси. Москва – центр славянской письменности и культуры. Изводы
церковнославянской письменности.
Графика. Орфография.
Азбука славянская. Изучение азбуки. Азбучные акростихи. Названия букв
славянской азбуки. Церковнославянские буквы, сходные с современными русскими
и отличные от них. Древние азбуки и буквари.
Надстрочные знаки и знаки препинания. Изучение надстрочных знаков и
знаков препинания. Правила употребления знаков ударения, придыхания. Знаки
титла.
Правила церковнославянской орфографии. Правила употребления
надстрочных знаков: знаков ударения, придыхания. Правила написания тяжелого и
острого ударения. Знаки придыхания: правила употребления «звательца», «исо» и
«апострофа». Правила употреблениязнака«паерок».
Знакититла.
Простое и
буквенное титло. Числовое значение букв. Обозначение единиц, десятков, сотен,
тысяч.
Правописание «дублетных» букв: e-широкое и е-узкое; букв «зело» и «земля»;
букв«иже», «и», «ижица»; букв «он» простого и торжественного и «омега».
Правописание разновидности буквы «ук». Правила употребления букв « аз», «я»,
«юс-малый». Правила употребления букв, заимствованных из греческого: «кси»,
«пси», «ферт» и «фита».
Правила чтения.
Церковнославянская
лексика.
Семантические
группы
слов.
Церковнославянизмы в современном русском языке и их стилистические
особенности. Словарные слова (употребляемые в Псалтири, Евангелии и наиболее
распространенных гимнографических текстах: тропарях, кондаках, прокимнах,
антифонах и др.)
Церковнославянская морфология. Части речи
Имя существительное, значение и употребление. Имена собственные.
Имя прилагательное, значение и употребление.
7

Местоимение, их особенности сравнительно с русским языком.
Глагол, значение и употребление. Настоящее, будущее и прошедшее время
глагола. Неопределенная форма. Вспомогательный глагол БЫТИ.
Церковнославянские предлоги, союзы и частицы, отличные от современных
русских.
Церковнославянский синтаксис, его специфика.
Пунктуация.
Правила
церковнославянской
пунктуации.
Церковнославянские знаки препинания и их сравнение с русскими. Употребление
запятой, точки, двоеточия; малой точки (русская точка с запятой), двоеточия
(русское многоточие), точки с запятой (русский вопросительный знак),
удивительного (восклицательного знака), знаки вместительные (скобки) (обзорно,
ознакомительно).
Особенности церковнославянского синтаксиса (обзорно, ознакомительно).
Развитие речи. Первоначальные понятия высокого стиля речи. Умение
определять в русском тексте церковнославянские слова.
Текст. Признаки текста. Последовательная работа над церковнославянским текстом.
Знакомство с основными жанрами книг церковного богослужения.
К концу обучения в начальной школе обеспечивается готовность школьников
к дальнейшему образованию, достигается необходимый уровень их общей и
лингвистической компетенции и речевогоразвития.
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Тема
Видыучебных
Дата

№
п/п

действий

I четверть

1

2

«Искони было Слово». Начало
славянского
письма.
«Святъ бо мужь сътворилъ
есть». Жизнь и труды св.
равноапостольных Кирилла и
Мефодия.
Церковнославянскаяазбука.

Знать историю
славянского письма.
Составлять рассказ о
начале славянской
письменности.
Понимать важность
трудов святых
равноапостольных
Кирилла и Мефодия.
Объяснятьихроль и
значение в
просвещенииславян.
Правописание
«дублетных» Распознавать и
букв «е»- широкое и «е»- выделять в тексте
слова с буквами «е» узкое.
широкое и «е» - узкое.
Знать правила их
правописания в начале
слова и в других
8

01.09

08.09

3

Правописание
«дублетных»
букв «зело» и«земля».

4

Правописание
«дублетных»
букв «иже», «и»,«ижица».

5

Правописание «дублетных»
букв
«он»
простого
и
торжественного и «омега».

6

Правила употребления
«аз», «я», «юс-малый».

7

Правила
употребениябукв,
заимствованных
из
греческого: «кси»,«пси»,
«ферт» и «фита».

букв

позициях.
Читать правильно слова
с данными буквами
Распознавать и
выделять в тексте слова
с буквами «зело» и
«земля».
Знать правила их
правописания.
Читать правильно слова
с данными буквами.
Распознавать и
выделять в тексте слова
с буквами «иже», «и»,
«ижица».
Знать правила их
правописания.
Читать правильно слова
с данными буквами.
Распознавать и
выделять в тексте слова
с буквами «он» простое
и торжественное и
«омега».
Знать правила их
правописания.
Читать правильно слова
с данными буквами.
Распознавать и
выделять в тексте слова
с буквами «аз», «я»,
«юс-малый».
Знать правила их
правописания.
Читать правильно слова
с данными буквами.
Распознавать и
выделять в тексте слова
с греческими буквами
«кси», «пси», «ферт» и
«фита».
Знать принципы их
правописания.
Читать правильно слова
с данными буквами

9

15.09

22.09

29.09

06.10

13.10

8

9

Правописаниеразновидности
буквы «ук».

Распознавать и
выделять в тексте слова
с буквой «ук».
Знать правила
правописания слов с
буквой «ук».
Читатьправильносло
ва.
Числовое
значение
букв. Различать числовое
Правила
чтения значение букв.
Ориентироваться в
церковнославянского текста.
нумерации зачал,
псалмов, страниц. Знать
правила чтения
церковнославянского
текста и выполнять их.
Оценивать свое чтение
с точки зрения
правильности.
Слышать ошибки в
чтении и исправлять их.

20.10

27.10

II четверть

10

11

12

Сокращение слов под титлом,
надстрочные
знаки,
пунктуация. Упражнения в
чтении.

Владеть правилами
церковнославянской
орфографии и
пунктуации.
Видеть ошибки в
написании и
исправлять их.
Свободно читать
церковнославянский
текст с соблюдением
правил чтения.
Слышать ошибки в
чтении и исправлять их.
Правила написания букв, Владеть правилами
надстрочных
знаков. написания букв и
Упражнения в письме
надстрочных знаков.
Видеть ошибки в
написании и
исправлять их.
Семантическиегруппыслов.
Знать семантические
Церковнославянизмы
группы слов.
Различать и выделять
слова из разных
семантических групп в
церковнославянском и
русском текстах.
10

10.11

17.11

24.11

Определять
церковнославянизмы в
русских текстах и на
слух.
13

14

15

16

Имя
существительное. Знать признаки имени
существительного.
Грамматическиесвойства.
Распознавать имя
существительное как
часть речи.
Определять роль имени
существительного в
предложении.
Изменение
имен Знать особенности
существительных по числам. двойственного числа.
Находить и выделять в
Двойственное число.
тексте
существительные
двойственного числа.
Образовывать
существительные в
форме двойственного
числа.
Правильно писать в
прописях
существительные в
форме двойственного
числа.
Знать особенности
Изменение
имен склонения имени
существительных по падежам. существительного в
звательном падеже.
Звательныйпадеж.
Различать звательную
форму в текстах.
Образовывать
звательную форму
существительного.
Правильно писать
звательную форму в
прописях.
Имя
прилагательное. Знать грамматические
свойства имени
Грамматическиесвойства.
прилагательного. Уметь
определять разряды,
изменять по родам,
падежам и числам

III четверть

11

01.12

08.12

15.12

22.12

17

Имя
прилагательное
Грамматические свойства.
Краткие
и полные
прилагательные.

18

Местоимение и егозначение.

19

Личные местоимения 1-го и 2го
лица
и
возвратное
местоимение СЕБЕ

20

Грамматические
свойства
глагола.

21

Глагол в настоящем и простом
будущем времени

22

Глагол
архаического
спряженияБЫТИ.

23

Глагол в прошедшем времени
(аорист).

24

Служебные
Предлоги.

части

речи.

Распознавать краткую и
полную формы имени
прилагательного в
тексте, уметь
образовывать полную
форму от краткой.
Соотносить с
русскимязыком.
Знать особенности
деления местоимения в
церковнославянском
языке.
Распознавать
местоимение в тексте.
Соотносить с русским
языком.
Распознавать Личные
местоимения 1-го и 2-го
лица и возвратное
местоимение СЕБЕ в
тексте.
Соотносить с русским
вариантом
произношения и
написания.
Знать основные
особенности
глагольных форм в
церковнославянском
языке.
Распознавать форму
глагола в настоящем и
простом будущем
времени в тексте.
Уметьпереходить к
неопределеннойформе
глагола.
Распознавать глагол
архаического
спряжения БЫТИ в
тексте. Уметьспрягать
глагол БЫТИ.
Распознавать форму
глагола в прошедшем
времени в тексте
Знать основные
предлоги, особенности
их употребления и
написания. Находить
предлоги в тексте.
Переводить на
12

12.01

19.01

26.01

02.02

09.02

16.02

02.03

09.03

русскийязык.

25

26

Служебные
части
речи. Знать основные союзы,
Союзы АЩЕ, ЕЖЕ, БО,ИБО.
особенности их
употребления и
написания.
Находить союзы в
тексте. Переводить на
русскийязык.
Синтаксис.
Простое Знать и уметь
предложение. Подлежащее и
определять главные
сказуемое.
члены предложения.

16.03

23.03

IV четверть

Повторение.
Практические
упражнения.
Владеть правилами
церковнославянской
орфографии и
пунктуации.
Видеть ошибки в
написании и
исправлять их.
Свободно читать
церковнославянский
текст с соблюдением
правил чтения.
Слышать ошибки в
чтении и исправлять их.
Правила написания букв, Владеть правилами
надстрочных
знаков. написания букв и
Упражнения в письме
надстрочных знаков.
Видеть ошибки в
написании и
исправлять их.
Проект
Выполнение творческих
заданий.

30.03

33

Повторение

Упражнение в
чтение.Упражнение в
письме.

11.05

34

Промежуточная аттестация

Письменные и устные
задания.Владеть
правилами написания
букв. Свободно читать
.церковнославянский

18.05

27

28
29
30

31

32

Синтаксис.Простое
предложение. Подлежащее и
сказуемое.
Упражнения
в
чтении
церковнославянского текста.
Упражнения
в
чтении
церковнославянского текста.
Упражнения
в
чтении
церковнославянскоготекста.

13

06.04
13.04
20.04

27.04

04.05

текст с соблюдением
правил чтения.

Раздел 6. Контрольно-измерительные материалы.
Контроль знаний по Церковнославянскому языку для начальной
ступени школы (4 класс) подразумевает проведение проверочных работ по
пройденному материалу в качестве таких видов контроля как:
Текущий контроль
Тематический (промежуточный) контроль
Итоговый контроль
1.Текущий контроль осуществляется в ходе проверки домашних заданий
и проведения занятий, и представляет собой выявление уровня усвоения
пройденного материала по текущей или предыдущей теме.
2.Тематический контроль осуществляется по итогам изучения целого
тематического цикла или по окончании учебной четверти и представляет
собой выявление уровня усвоения пройденного материала по изученным
темам или тематическому циклу.
3.Итоговый контроль осуществляется по итогам завершения учебного
года и представляет собой выявление уровня усвоения пройденного
материала за прошедший учебный год.
В ходе проведения указанных видов контроля могут использоваться
следующие формы:
1) Устный опрос (выполнение устных заданий)
2) Письменный опрос (в т.ч. выполнение письменных заданий)
3) Проверка навыка чтения по-церковнославянски.
4) Перевод текстов.
5) Проверка письменного навыка учащихся в «Церковнославянском
письменнике».
6) Словарный диктант
7) Нетрадиционные виды контроля (кроссворды, ребусы)
8) Творческая практическая работа (проектная работа)
9) Викторина, тестирование.
10) Итоговое испытание
11) Организация проверки знаний учащихся в рамках организации
праздников (в т.ч. День славянской письменности и культуры)
ПРИМЕР ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ДНЯ
СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ.
1. Викторина «Вопросы-ответы»:
Как звали младшего брата из учителей словенских до монашеского
пострига? (Константин)
14

Из какого города были родом святые братья Кирилл и Мефодий? (Солунь,
Греция)
Какой называли Константина за свой ум и выдающиеся познания?
(Философ)
Где пребывал старший брать Мефодий, когда к нему приехал Константин?
(В монастыре на горе Олимп)
Кто попросил отправиться братьев в славянскую страну для просвещения
народа? (Византийский император Михаил)
Перед какой иконой братья молились о написании славянской азбуки?
(перед иконой Богородицы)
Какую первую книгу перевели на славянский язык святые братья?
(Евангелие от Иоанна)
2. Конкурс «Я знаю азбуку». В старину говорили: «сначала аз да буки, а
потом и науки». Сейчас я вам буду показывать буквы, а вы должны
правильно назвать их.
(Графическое пособие – Церковнославянские буквы)
3. Конкурс «Части тела». Сейчас я вам раздам карточки, на которых
название частей тела на русском и церковнославянском языке. Нужно
найти и соотнести правильное название частей тела.
4.Чтение молитв.Ребятам предлагается прочитать предложенную
молитву на церковнославянском языке.
Раздел 7. Учебно-методические средства обучения
Печатные материалы
1. Псалтирь на церковнославянском языке.
2. Псалтирь: перевод с греческого П. Юнгерова. - М.: Сибирская Благозвонница,
2011.
3. Молитвослов на церковнославянском языке.
4. Плетнёва А.А. Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык: Учебник. - М.: Древо
добра, 2001.
5. Ремнёва М.Л. Церковнославянский язык: Грамматика с текстами и словарём. М.: МГУ, 1999.
6. Церковнославянская грамота: Учебные очерки. - СПб.:, 1998.
7. Дорофеева Л. Аз, буки: Стихи. - М., 2008.
8. Объяснительный словарь церковнославянских слов, встречающихся в Св.
Евангелии, Часослове, Псалтири. - М.: Паломник.
9. Олейникова Т.С. Словарь церковно-славянских слов. - М., 1997
10. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири:
Часть I. Псалмы 1-50 / Текст Л.П. Климанко. - Нижний Новгород, 2000.
11. Кравцова М.Ю. Церковнославянский язык. Программа для учащихся 2-8 классов.
// «Образование в современной школе», № 3, 2010, с.4-18.
12. Макарова Е.В. Прописи по церковнославянскому языку. Изд. 5-е. М.:
Православная педагогика, 2003.
15

13. Горячева И.А. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. М.:
Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.
Аудиовизуальные материалы
1. Псалтирь: Читает иг. Амвросий (Ермаков). - 2002.
2. Русский язык как Евангелие: Беседа с В. Ирзабековым. - М.: Бдение, 2008.
3. Саблина Н.П. Священный язык: Учебный фильм о церковнославянской азбуке.
http://www.tvspas.ru/video/index.php?SECTION_ID=646
Интернет-ресурсы
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на
церковнославянском языке. - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm
2. Полный церковнославянский словарь http://www.orthodic.org/
3. Хранители азбуки: Церковнославянский язык для учащих и учащихся
http://xraniteli-azbuki.vrata-uchenosti.ru/
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на
церковнославянском языке. - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm
5. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь - http://www.slavdict.narod.ru/
6. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языкаhttp://chernykh-etym.narod.ru/
7. Православный портал "Предание" https://predanie.ru/
Тексты:
1. Трисвятое.
2. Краткое славословие ко ПресвятойТроице.
3. Молитва ко Пресятой Троице.
4.Молитва Господня (Отченаш).
5. Похвала ПресвятойБогородице.
6. Молитвако АнгелуХранителю.
7. Молитва утренняя.
8.Молитвавечерняя.
9. Молитва о здравии и спасении живых.
10. Молитва о усопших.
12.Молитва передучением.
13. Молитвапослеучения.
14. Молитва перед вкушением пищи.
15. Молитва после вкушения пищи.
16. Из священной истории Ветхого Завета (Быт.1, 2, 3, 6, 7, 12, 16, 22; Исход 2,
3, 19; Дан. 9:24; Иер. 23:5-6; Мих. 5:2; Исаия 7:14, 12:1–3, 42, 40:3–
4,Зах.11:12–13).
17. Из священной истории Нового Завета (Матф. 1, 2, 3, 26, 27 , 28, Лука 1:26–
58, 2:1–14, 2:25–32, 22, Марк1:9–11).
18. Псалмы 3, 50, 101, 102.
16

19. Заповеди Блаженств.
Книги для чтения
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета на
церковнославянском языке.
2. Правило ко святому Причащению.- М.: ИС РПЦ,2005.
3. Православный молитвослов на церковнославянском языке. М.: ИМ РПЦ,2007.
4. Тропари и кондаки с пояснениями. – М.: ИС РПЦ, 2006.
5. Учебный молитвослов: Молитвы утренние и на сон грядущим. Составитель
Е.Тростникова. – М.: ИС РПЦ,2006.
Словари
1. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь -http://www.slavdict.narod.ru/
2. Свирелин А., прот. Церковнославянский словарь (репринтныеиздания).
3. Фасмер М. Этимологический словарь -http://vasmer.narod.ru/
4. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языкаhttp://chernykh-etym.narod.ru/

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».