НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ, МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО" РАССМОТРЕНА на школьном МО классных руководителей рук. метод. объединения Гриднева И. С. (протокол от 13 мая 2022г. № 5) УТВЕРЖДЕНА приказом НОЧУ Филофеевская гимназия 16 мая 2022 г. № 165 СОГЛАСОВАНА зам. директора по ВР Гриднева И. С. 13 мая 2022 г. ПРИНЯТА педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия (протокол от 16. 05. 2022г. № 9) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Церковно-Славянский язык» Основное общее образование Срок освоения – 1 года Класс: 4 Авторы – составители: Ильина И.Г. Разработана на основе: 1. Стандарта Православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для учебных заведений РФ. Новый Уренгой, 2022 1 Учебно – тематическое планирование по церковнославянскому языку Класс: 4 Учитель Ильина Ирина Геннадьевна Количество часов: Всего 34 часа; в неделю 1 час. Планирование составлено на основе: Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего ( полного) общего образования для учебных заведений Российской федерации Учебник: Супрун В. И.Учебник церковнославянского языка. Учебник для общеобразовательных школ. Волгоград «Книга», 1998. 2 Пояснительная записка Настоящая программа создана на основе Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации и Примерных программ по церковнославянскому языку для начальной и основной школы (http://pravobraz.ru). Программа предполагает изучение церковнославянского языка в 3,4,5 и 6 классах 1 час в неделю (34 часа в год). Рабочая программа по церковнославянскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; учебно-методические средства обучения; календарно-тематическое планирование; контрольно-измерительные материалы. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Церковнославянский язык» является основой развития духовности, мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Церковнославянский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным средством социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, церковнославянский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Церковнославянский язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральныхнорм. Церковнославянский язык связан не только с такими предметами, как основы православной веры, основы православной культуры, церковное пение, церковные искусства, но всем циклом гуманитарных предметов: русским языком, иностранными языками, литературой, историей, географией, обществознанием. Церковнославянская цифирь может стать предметом изучения и на уроках математики; на уроках технологии и искусства можно познакомить детей с особенностями церковнославянской графики. Знание церковнославянского языка позволяет свободно читать ипереводить древнеславянские и древнерусские тексты, являющиеся нашим духовным наследием 3 и невещественной сокровищницей духовной культуры. Учебный предмет способствует развитию у обучающихся навыков осмысленного слушания, внимания к другой речи, овладение различными формами речевой деятельности, особенно традициями русского красноречия на основе литературных памятников Древней Руси, овладению приемами аргументированной речи, умению вести диалог и воздействовать на слушателя, достигая своих речевых целей. Ориентация Стандартов нового поколения на «умение учиться», на овладение универсальными учебными действиями повышают требования к языковому образованию. И в этом аспекте изучение русского языка в егоисторической перспективе, возможность которого предлагает учебный курс «Церковнославянский язык»,становится особенно насущным и необходимым. Таким образом, предлагаемый курс направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирование языковой картины мира на основе теоцентричного православного мировоззрения, художественноэстетического вкуса, ценностных ориентаций, на осознание русского языка как духовной сокровищницы, его значимости в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к русскомуязыку, что позволит воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурныхтрадициях многонационального народа России. Курс «Церковнославянский язык» позволяет, кроме того, осуществить преемственность воспитательного идеала. Цели и задачи курса «Церковнославянский язык» Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей: - сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянскихнародов; - раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской ПравославнойЦеркви; -овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизниЦеркви. Для достижения поставленных целей следует решить следующие задачи: воспитывать: - духовность и нравственность учащегося через осмысленное и глубокое постижение текстов духовного содержания; уважения к родному языку и его истории, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; - уважение к церковнославянскому языку как к богослужебному языку Русской 4 Православной Церкви и первому литературному языкуславян; Развивать языковую и речевую культуру и логику, языкового чутья, умения решать коммуникативные задачи; осваивать первоначальные знания об истории происхождения славянской письменности, роли свв. Кирилла и Мефодия в просвещении славян; о графике, фонетике, грамматике, лексике церковнославянского языка и элементарными способами анализа изучаемых явленийязыка; овладевать умениями правильно читать и по-церковнославянски, осознанно участвовать в церковной службе, читать наизусть основные молитвы; совершенствование каллиграфических и артикуляционных навыков и овладеть элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; обогащать словарный запас и общекультурный уровеньобучающихся. Место учебного предмета «Церковнославянский язык» в учебном плане На изучение учебного предмета «Церковнославянский язык» в начальной школе отводится (68 часов). В 3-4 классе 34часа в год. из расчета 1 час в неделю (34 учебных недели). Предмет «Церковнославянский язык» реализуется в 4 классе через внеурочную деятельность . Раздел 2.Требования к уровню подготовки учащихся Знание церковнославянского языка позволяет свободно читать и переводить древнеславянские и древнерусские тексты, являющиеся нашим духовным наследием и невещественной сокровищницей духовной культуры. Изучаемый предмет направлен на языковое развитие обучающегося, его нравственного, патриотического, духовного и эстетического воспитания школьника, формирование у него ценностной ориентации на осознание духовной значимости русского языка, его значения в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к русскомуязыку, что позволит воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурныхтрадициях многонационального народа России. Учебный курс «Церковнославянский язык» сохраняет преемственность воспитательного идеала от Святой Руси к современной России. Личностными результатами изучения церковнославянского языка в начальной школе являются: осознание роли церковнославянского языка в формировании духовнонравственных качеств личности; осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения, приобщения к духовному опыту Церкви; понимание церковнославянского языка как невещественной сокровищницы нашей духовности, хранителя исторической памяти, духовности и самосознания многих поколений соотечественников; 5 формирование позиции гражданина, ответственного за сохранение духовности и исторической памяти народа. Метапредметными результатами изучения церковнославянского языка в начальной школе являются: понимание логики исторического языкового развития русского и индоевропейских языков, умение оперировать семиотической информацией; высокая языковая культура и информационная поисковая активность; навыки осмысленного чтения и понимания текста, наблюдения за языковыми явлениями; формирование знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий; осмысленное участие школьников в православном богослужении. Предметными результатами изучения церковнославянского языка в начальной школе являются: знания об истории возникновения славянской письменности и роли святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в просвещении славян; знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка; знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы; знание церковнославянской азбуки и цифири, надстрочного узорочья, основных особенностей церковнославянского языкового строя; умение читать и переписывать церковнославянский текст. Раздел 3. Учебно-тематическийплан Тема (раздел) Количествочасов 4 класс «ИсконибылоСлово» Графика и орфография Церковнославянскаяфонетика Церковнославянскаялексика Церковнославянскаяморфология Церковнославянскийсинтаксис 2 12 4 4 10 2 Раздел 4. Содержание тем учебного курса Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Восприятие 6 и понимание звучащего церковнославянского языка. Поскольку церковнославянский язык не является разговорным, но имеет исключительно книжный богослужебный характер, предполагается правильное чтение и произнесение церковнославянского текста, соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Правильное чтение и понимание церковнославянского текста. Письмо. Правильное написание церковнославянских букв. Безошибочное списывание текста. Написание под диктовку церковнославянского текста (30 слов) в соответствии с изученными нормамиправописания. Систематический курс. Основные вехи истории церковнославянского языка. Начало славянского письма. Жизнь и труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Славянские азбуки – глаголица и кириллица. Славянская письменность в Болгарии и Киевской Руси. Москва – центр славянской письменности и культуры. Изводы церковнославянской письменности. Графика. Орфография. Азбука славянская. Изучение азбуки. Азбучные акростихи. Названия букв славянской азбуки. Церковнославянские буквы, сходные с современными русскими и отличные от них. Древние азбуки и буквари. Надстрочные знаки и знаки препинания. Изучение надстрочных знаков и знаков препинания. Правила употребления знаков ударения, придыхания. Знаки титла. Правила церковнославянской орфографии. Правила употребления надстрочных знаков: знаков ударения, придыхания. Правила написания тяжелого и острого ударения. Знаки придыхания: правила употребления «звательца», «исо» и «апострофа». Правила употреблениязнака«паерок». Знакититла. Простое и буквенное титло. Числовое значение букв. Обозначение единиц, десятков, сотен, тысяч. Правописание «дублетных» букв: e-широкое и е-узкое; букв «зело» и «земля»; букв«иже», «и», «ижица»; букв «он» простого и торжественного и «омега». Правописание разновидности буквы «ук». Правила употребления букв « аз», «я», «юс-малый». Правила употребления букв, заимствованных из греческого: «кси», «пси», «ферт» и «фита». Правила чтения. Церковнославянская лексика. Семантические группы слов. Церковнославянизмы в современном русском языке и их стилистические особенности. Словарные слова (употребляемые в Псалтири, Евангелии и наиболее распространенных гимнографических текстах: тропарях, кондаках, прокимнах, антифонах и др.) Церковнославянская морфология. Части речи Имя существительное, значение и употребление. Имена собственные. Имя прилагательное, значение и употребление. 7 Местоимение, их особенности сравнительно с русским языком. Глагол, значение и употребление. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола. Неопределенная форма. Вспомогательный глагол БЫТИ. Церковнославянские предлоги, союзы и частицы, отличные от современных русских. Церковнославянский синтаксис, его специфика. Пунктуация. Правила церковнославянской пунктуации. Церковнославянские знаки препинания и их сравнение с русскими. Употребление запятой, точки, двоеточия; малой точки (русская точка с запятой), двоеточия (русское многоточие), точки с запятой (русский вопросительный знак), удивительного (восклицательного знака), знаки вместительные (скобки) (обзорно, ознакомительно). Особенности церковнославянского синтаксиса (обзорно, ознакомительно). Развитие речи. Первоначальные понятия высокого стиля речи. Умение определять в русском тексте церковнославянские слова. Текст. Признаки текста. Последовательная работа над церковнославянским текстом. Знакомство с основными жанрами книг церковного богослужения. К концу обучения в начальной школе обеспечивается готовность школьников к дальнейшему образованию, достигается необходимый уровень их общей и лингвистической компетенции и речевогоразвития. Раздел 5. Календарно-тематическое планирование Тема Видыучебных Дата № п/п действий I четверть 1 2 «Искони было Слово». Начало славянского письма. «Святъ бо мужь сътворилъ есть». Жизнь и труды св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Церковнославянскаяазбука. Знать историю славянского письма. Составлять рассказ о начале славянской письменности. Понимать важность трудов святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Объяснятьихроль и значение в просвещенииславян. Правописание «дублетных» Распознавать и букв «е»- широкое и «е»- выделять в тексте слова с буквами «е» узкое. широкое и «е» - узкое. Знать правила их правописания в начале слова и в других 8 01.09 08.09 3 Правописание «дублетных» букв «зело» и«земля». 4 Правописание «дублетных» букв «иже», «и»,«ижица». 5 Правописание «дублетных» букв «он» простого и торжественного и «омега». 6 Правила употребления «аз», «я», «юс-малый». 7 Правила употребениябукв, заимствованных из греческого: «кси»,«пси», «ферт» и «фита». букв позициях. Читать правильно слова с данными буквами Распознавать и выделять в тексте слова с буквами «зело» и «земля». Знать правила их правописания. Читать правильно слова с данными буквами. Распознавать и выделять в тексте слова с буквами «иже», «и», «ижица». Знать правила их правописания. Читать правильно слова с данными буквами. Распознавать и выделять в тексте слова с буквами «он» простое и торжественное и «омега». Знать правила их правописания. Читать правильно слова с данными буквами. Распознавать и выделять в тексте слова с буквами «аз», «я», «юс-малый». Знать правила их правописания. Читать правильно слова с данными буквами. Распознавать и выделять в тексте слова с греческими буквами «кси», «пси», «ферт» и «фита». Знать принципы их правописания. Читать правильно слова с данными буквами 9 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 8 9 Правописаниеразновидности буквы «ук». Распознавать и выделять в тексте слова с буквой «ук». Знать правила правописания слов с буквой «ук». Читатьправильносло ва. Числовое значение букв. Различать числовое Правила чтения значение букв. Ориентироваться в церковнославянского текста. нумерации зачал, псалмов, страниц. Знать правила чтения церковнославянского текста и выполнять их. Оценивать свое чтение с точки зрения правильности. Слышать ошибки в чтении и исправлять их. 20.10 27.10 II четверть 10 11 12 Сокращение слов под титлом, надстрочные знаки, пунктуация. Упражнения в чтении. Владеть правилами церковнославянской орфографии и пунктуации. Видеть ошибки в написании и исправлять их. Свободно читать церковнославянский текст с соблюдением правил чтения. Слышать ошибки в чтении и исправлять их. Правила написания букв, Владеть правилами надстрочных знаков. написания букв и Упражнения в письме надстрочных знаков. Видеть ошибки в написании и исправлять их. Семантическиегруппыслов. Знать семантические Церковнославянизмы группы слов. Различать и выделять слова из разных семантических групп в церковнославянском и русском текстах. 10 10.11 17.11 24.11 Определять церковнославянизмы в русских текстах и на слух. 13 14 15 16 Имя существительное. Знать признаки имени существительного. Грамматическиесвойства. Распознавать имя существительное как часть речи. Определять роль имени существительного в предложении. Изменение имен Знать особенности существительных по числам. двойственного числа. Находить и выделять в Двойственное число. тексте существительные двойственного числа. Образовывать существительные в форме двойственного числа. Правильно писать в прописях существительные в форме двойственного числа. Знать особенности Изменение имен склонения имени существительных по падежам. существительного в звательном падеже. Звательныйпадеж. Различать звательную форму в текстах. Образовывать звательную форму существительного. Правильно писать звательную форму в прописях. Имя прилагательное. Знать грамматические свойства имени Грамматическиесвойства. прилагательного. Уметь определять разряды, изменять по родам, падежам и числам III четверть 11 01.12 08.12 15.12 22.12 17 Имя прилагательное Грамматические свойства. Краткие и полные прилагательные. 18 Местоимение и егозначение. 19 Личные местоимения 1-го и 2го лица и возвратное местоимение СЕБЕ 20 Грамматические свойства глагола. 21 Глагол в настоящем и простом будущем времени 22 Глагол архаического спряженияБЫТИ. 23 Глагол в прошедшем времени (аорист). 24 Служебные Предлоги. части речи. Распознавать краткую и полную формы имени прилагательного в тексте, уметь образовывать полную форму от краткой. Соотносить с русскимязыком. Знать особенности деления местоимения в церковнославянском языке. Распознавать местоимение в тексте. Соотносить с русским языком. Распознавать Личные местоимения 1-го и 2-го лица и возвратное местоимение СЕБЕ в тексте. Соотносить с русским вариантом произношения и написания. Знать основные особенности глагольных форм в церковнославянском языке. Распознавать форму глагола в настоящем и простом будущем времени в тексте. Уметьпереходить к неопределеннойформе глагола. Распознавать глагол архаического спряжения БЫТИ в тексте. Уметьспрягать глагол БЫТИ. Распознавать форму глагола в прошедшем времени в тексте Знать основные предлоги, особенности их употребления и написания. Находить предлоги в тексте. Переводить на 12 12.01 19.01 26.01 02.02 09.02 16.02 02.03 09.03 русскийязык. 25 26 Служебные части речи. Знать основные союзы, Союзы АЩЕ, ЕЖЕ, БО,ИБО. особенности их употребления и написания. Находить союзы в тексте. Переводить на русскийязык. Синтаксис. Простое Знать и уметь предложение. Подлежащее и определять главные сказуемое. члены предложения. 16.03 23.03 IV четверть Повторение. Практические упражнения. Владеть правилами церковнославянской орфографии и пунктуации. Видеть ошибки в написании и исправлять их. Свободно читать церковнославянский текст с соблюдением правил чтения. Слышать ошибки в чтении и исправлять их. Правила написания букв, Владеть правилами надстрочных знаков. написания букв и Упражнения в письме надстрочных знаков. Видеть ошибки в написании и исправлять их. Проект Выполнение творческих заданий. 30.03 33 Повторение Упражнение в чтение.Упражнение в письме. 11.05 34 Промежуточная аттестация Письменные и устные задания.Владеть правилами написания букв. Свободно читать .церковнославянский 18.05 27 28 29 30 31 32 Синтаксис.Простое предложение. Подлежащее и сказуемое. Упражнения в чтении церковнославянского текста. Упражнения в чтении церковнославянского текста. Упражнения в чтении церковнославянскоготекста. 13 06.04 13.04 20.04 27.04 04.05 текст с соблюдением правил чтения. Раздел 6. Контрольно-измерительные материалы. Контроль знаний по Церковнославянскому языку для начальной ступени школы (4 класс) подразумевает проведение проверочных работ по пройденному материалу в качестве таких видов контроля как: Текущий контроль Тематический (промежуточный) контроль Итоговый контроль 1.Текущий контроль осуществляется в ходе проверки домашних заданий и проведения занятий, и представляет собой выявление уровня усвоения пройденного материала по текущей или предыдущей теме. 2.Тематический контроль осуществляется по итогам изучения целого тематического цикла или по окончании учебной четверти и представляет собой выявление уровня усвоения пройденного материала по изученным темам или тематическому циклу. 3.Итоговый контроль осуществляется по итогам завершения учебного года и представляет собой выявление уровня усвоения пройденного материала за прошедший учебный год. В ходе проведения указанных видов контроля могут использоваться следующие формы: 1) Устный опрос (выполнение устных заданий) 2) Письменный опрос (в т.ч. выполнение письменных заданий) 3) Проверка навыка чтения по-церковнославянски. 4) Перевод текстов. 5) Проверка письменного навыка учащихся в «Церковнославянском письменнике». 6) Словарный диктант 7) Нетрадиционные виды контроля (кроссворды, ребусы) 8) Творческая практическая работа (проектная работа) 9) Викторина, тестирование. 10) Итоговое испытание 11) Организация проверки знаний учащихся в рамках организации праздников (в т.ч. День славянской письменности и культуры) ПРИМЕР ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ДНЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ. 1. Викторина «Вопросы-ответы»: Как звали младшего брата из учителей словенских до монашеского пострига? (Константин) 14 Из какого города были родом святые братья Кирилл и Мефодий? (Солунь, Греция) Какой называли Константина за свой ум и выдающиеся познания? (Философ) Где пребывал старший брать Мефодий, когда к нему приехал Константин? (В монастыре на горе Олимп) Кто попросил отправиться братьев в славянскую страну для просвещения народа? (Византийский император Михаил) Перед какой иконой братья молились о написании славянской азбуки? (перед иконой Богородицы) Какую первую книгу перевели на славянский язык святые братья? (Евангелие от Иоанна) 2. Конкурс «Я знаю азбуку». В старину говорили: «сначала аз да буки, а потом и науки». Сейчас я вам буду показывать буквы, а вы должны правильно назвать их. (Графическое пособие – Церковнославянские буквы) 3. Конкурс «Части тела». Сейчас я вам раздам карточки, на которых название частей тела на русском и церковнославянском языке. Нужно найти и соотнести правильное название частей тела. 4.Чтение молитв.Ребятам предлагается прочитать предложенную молитву на церковнославянском языке. Раздел 7. Учебно-методические средства обучения Печатные материалы 1. Псалтирь на церковнославянском языке. 2. Псалтирь: перевод с греческого П. Юнгерова. - М.: Сибирская Благозвонница, 2011. 3. Молитвослов на церковнославянском языке. 4. Плетнёва А.А. Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык: Учебник. - М.: Древо добра, 2001. 5. Ремнёва М.Л. Церковнославянский язык: Грамматика с текстами и словарём. М.: МГУ, 1999. 6. Церковнославянская грамота: Учебные очерки. - СПб.:, 1998. 7. Дорофеева Л. Аз, буки: Стихи. - М., 2008. 8. Объяснительный словарь церковнославянских слов, встречающихся в Св. Евангелии, Часослове, Псалтири. - М.: Паломник. 9. Олейникова Т.С. Словарь церковно-славянских слов. - М., 1997 10. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири: Часть I. Псалмы 1-50 / Текст Л.П. Климанко. - Нижний Новгород, 2000. 11. Кравцова М.Ю. Церковнославянский язык. Программа для учащихся 2-8 классов. // «Образование в современной школе», № 3, 2010, с.4-18. 12. Макарова Е.В. Прописи по церковнославянскому языку. Изд. 5-е. М.: Православная педагогика, 2003. 15 13. Горячева И.А. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. Аудиовизуальные материалы 1. Псалтирь: Читает иг. Амвросий (Ермаков). - 2002. 2. Русский язык как Евангелие: Беседа с В. Ирзабековым. - М.: Бдение, 2008. 3. Саблина Н.П. Священный язык: Учебный фильм о церковнославянской азбуке. http://www.tvspas.ru/video/index.php?SECTION_ID=646 Интернет-ресурсы 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm 2. Полный церковнославянский словарь http://www.orthodic.org/ 3. Хранители азбуки: Церковнославянский язык для учащих и учащихся http://xraniteli-azbuki.vrata-uchenosti.ru/ 4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm 5. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь - http://www.slavdict.narod.ru/ 6. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языкаhttp://chernykh-etym.narod.ru/ 7. Православный портал "Предание" https://predanie.ru/ Тексты: 1. Трисвятое. 2. Краткое славословие ко ПресвятойТроице. 3. Молитва ко Пресятой Троице. 4.Молитва Господня (Отченаш). 5. Похвала ПресвятойБогородице. 6. Молитвако АнгелуХранителю. 7. Молитва утренняя. 8.Молитвавечерняя. 9. Молитва о здравии и спасении живых. 10. Молитва о усопших. 12.Молитва передучением. 13. Молитвапослеучения. 14. Молитва перед вкушением пищи. 15. Молитва после вкушения пищи. 16. Из священной истории Ветхого Завета (Быт.1, 2, 3, 6, 7, 12, 16, 22; Исход 2, 3, 19; Дан. 9:24; Иер. 23:5-6; Мих. 5:2; Исаия 7:14, 12:1–3, 42, 40:3– 4,Зах.11:12–13). 17. Из священной истории Нового Завета (Матф. 1, 2, 3, 26, 27 , 28, Лука 1:26– 58, 2:1–14, 2:25–32, 22, Марк1:9–11). 18. Псалмы 3, 50, 101, 102. 16 19. Заповеди Блаженств. Книги для чтения 1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. 2. Правило ко святому Причащению.- М.: ИС РПЦ,2005. 3. Православный молитвослов на церковнославянском языке. М.: ИМ РПЦ,2007. 4. Тропари и кондаки с пояснениями. – М.: ИС РПЦ, 2006. 5. Учебный молитвослов: Молитвы утренние и на сон грядущим. Составитель Е.Тростникова. – М.: ИС РПЦ,2006. Словари 1. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь -http://www.slavdict.narod.ru/ 2. Свирелин А., прот. Церковнославянский словарь (репринтныеиздания). 3. Фасмер М. Этимологический словарь -http://vasmer.narod.ru/ 4. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языкаhttp://chernykh-etym.narod.ru/ 17