Церковнославянский язык 3 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"

РАССМОТРЕНА
на школьном МО классных руководителей
рук. метод. объединения Гриднева И. С.
(протокол от 13 мая 2022г. № 5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская
гимназия
16 мая 2022 г. № 165

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по ВР Гриднева И. С.
13 мая 2022 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 16. 05. 2022г. № 9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Церковно-Славянский язык»

Начальное общее образование
Срок освоения – 1 года
Класс: 3
Авторы – составители: Ильина И.Г.
Разработана на основе:
1. Стандарта Православного компонента начального общего, основного общего, среднего
общего образования для учебных заведений РФ.

Новый Уренгой, 2022

1

Учебно – тематическое планирование
по церковнославянскому языку

Класс: 3
Учитель:Ильина Ирина Геннадьевна
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю

1 час.

Планирование составлено на основе:
Стандарта православного компонента начального общего, основного общего,
среднего ( полного) общего образования для учебных заведений Российской
федерации
Учебник: Супрун В. И.Учебник церковнославянского языка. Учебник для
общеобразовательных школ. Волгоград «Книга», 1998.

2022- 2023учебный год
г. Новый Уренгой
2

Раздел 1. Пояснительная записка
Настоящая программа создана на основе Стандарта православного
компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования для учебных заведений Российской Федерации и Примерных
программ по церковнославянскому языку для начальной и основной школы
(http://pravobraz.ru).
Программа предполагает изучение церковнославянского языка в 3,4,5 и 6
классах 1 час в неделю (34 часа в год).
Рабочая программа по церковнославянскому языку представляет собой
целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку;
требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план;
содержание тем учебного курса; учебно-методические средства обучения;
календарно-тематическое планирование; контрольно-измерительные материалы.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Церковнославянский язык» является основой развития
духовности, мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития
способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию учебной деятельности. Церковнославянский язык является средством
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным
средством социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому
опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,
церковнославянский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами,
влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения
профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира. Церковнославянский язык является
основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных
ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с
позиций моральныхнорм.
Церковнославянский язык связан не только с такими предметами, как основы
православной веры, основы православной культуры, церковноепение, церковные
искусства, но всем циклом гуманитарных предметов: русским языком,
иностранными языками, литературой, историей, географией, обществознанием.
Церковнославянская цифирь может стать предметом изучения и на уроках
математики; на уроках технологии и искусства можно познакомить детей с
особенностями церковнославянской графики. Знание церковнославянского языка
позволяет свободно читать ипереводить
3

древнеславянские и древнерусские тексты, являющиеся нашим духовным наследием
и невещественной сокровищницей духовной культуры.
Учебный предмет способствует развитию у обучающихся навыков
осмысленного слушания, внимания к другой речи, овладение различными формами
речевой деятельности, особенно традициями русского красноречия на основе
литературных памятников Древней Руси, овладению приемами аргументированной
речи, умению вести диалог и воздействовать на слушателя, достигая своих речевых
целей.
Ориентация Стандартов нового поколения на «умение учиться», на овладение
универсальными учебными действиями повышают требования к языковому
образованию. И в этом аспекте изучение русского языка в егоисторической
перспективе, возможность которого предлагает учебный курс
«Церковнославянский
язык»,становится особенно
насущным и необходимым.
Таким образом, предлагаемый курс направлен на духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся, формирование языковой картины мира на
основе
теоцентричного
православного
мировоззрения,
художественноэстетического вкуса, ценностных ориентаций, на осознание русского языка как
духовной сокровищницы, его значимости в жизни современного общества; на
формирование любви и уважения к русскомуязыку, что позволит воспитать
высоконравственного,
творческого,
компетентного
гражданина
России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и
культурныхтрадициях
многонационального
народа
России.
Курс
«Церковнославянский язык» позволяет, кроме того, осуществить преемственность
воспитательного идеала.
Цели и задачи курса «Церковнославянский язык»
Изучение церковнославянского
языка направлено на
достижение
следующих целей:
- сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей
ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры
славянскихнародов;
- раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и
развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских
литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка
богослужения Русской ПравославнойЦеркви;
-овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования
навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в
литургической жизниЦеркви.
Для достижения поставленных целей следует решить следующиезадачи:
воспитывать:
- духовность и нравственность учащегося через осмысленное и глубокое постижение
текстов духовного содержания; уважения к родному языку и его истории, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
4

- уважение к церковнославянскому языку как к богослужебному языку Русской
Православной Церкви и первому литературному языкуславян;
развиватьязыковую и речевую культуру и логику, языкового чутья, умения решать
коммуникативныезадачи;
осваивать первоначальные знания об истории
происхождения славянской
письменности, роли свв. Кирилла и Мефодияв просвещении славян; о графике,
фонетике, грамматике, лексике церковнославянского языка и элементарными
способами анализа изучаемых явленийязыка;
овладеватьумениями правильно читать и по-церковнославянски, осознанно
участвовать в церковной службе, читать наизусть основные молитвы;
совершенствование каллиграфических и артикуляционных навыков и овладеть
элементарными способами анализа изучаемых явленийязыка;
обогащатьсловарный запас и общекультурный уровеньобучающихся.
Место учебного предмета «Церковнославянский язык» в учебномплане
На изучение учебного предмета «Церковнославянский язык» в начальной школе
отводится (68 часов). В 3-4 классе 34часа в год. из расчета 1 час в неделю (34
учебных недели).
Предмет «Церковнославянский язык» реализуется в 3классе через внеурочную
деятельность (смотри план внеурочной деятельности),
Раздел 2.Требования к уровню подготовки учащихся
Знание церковнославянского языка позволяет свободно читать и переводить
древнеславянские и древнерусские тексты, являющиеся нашим духовным
наследием и невещественной сокровищницей духовной культуры.
Изучаемый предмет направлен на языковое развитие обучающегося, его
нравственного, патриотического, духовного и эстетического воспитания школьника,
формирование у него ценностной ориентации на осознание духовной значимости
русского языка, его значения в жизни современного общества; на формирование
любви и уважения к русскомуязыку, что позволит воспитать высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества
как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененного в духовных и культурныхтрадициях многонационального
народа России.
Учебный курс «Церковнославянский язык» сохраняет преемственность
воспитательного идеала от Святой Руси к современной России.
Личностными результатами изучения церковнославянского языка в начальной
школе являются:
осознание роли церковнославянского языка в формировании духовнонравственных качеств личности;
осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения,
приобщения к духовному опыту Церкви;
понимание церковнославянского языка как невещественной сокровищницы нашей
духовности, хранителя исторической памяти, духовности и самосознания многих
5

поколений соотечественников;
формирование позиции гражданина, ответственного за сохранение духовности и
исторической памяти народа.
Метапредметными результатами изучения церковнославянского языка в
начальной школе являются:
понимание логики исторического языкового развития русского и индоевропейских
языков, умение оперировать семиотической информацией;
высокая языковая культура и информационная поисковая активность;
навыки осмысленного чтения и понимания текста, наблюдения за языковыми
явлениями;
формирование знаково-символических и коммуникативных универсальных
учебных действий;
осмысленное участие школьников в православном богослужении.
Предметными результатами изучения церковнославянского языка в начальной
школе являются:
знания об истории возникновения славянской письменности и роли святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия в просвещении славян;
знание истории возникновения славянской письменности, развития
церковнославянского языка;
знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых
соответствий каждой буквы;
знание церковнославянской азбуки и цифири, надстрочного узорочья, основных
особенностей церковнославянского языкового строя;
умение читать и переписывать церковнославянский текст.
Раздел 3. Учебно-тематическийплан
Тема (раздел)

Количествочасов

3 класс
«ИсконибылоСлово»
Графика и орфография
Пунктуация
Итоговоеповторение
Проект

2
22
5
2
3

Раздел 4. Содержание тем учебного курса
Виды речевой деятельности.
Слушание
(аудирование).
Восприятие
и
понимание
звучащего
церковнославянского языка. Поскольку церковнославянский язык не является
разговорным, но имеет исключительно книжный богослужебный характер,
6

предполагается правильное чтение и произнесение церковнославянского текста,
соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Правильное чтение и понимание церковнославянского текста.
Письмо. Правильное написание церковнославянских букв. Безошибочное
списывание текста. Написание под диктовку церковнославянского текста (30 слов)
в соответствии с изученными нормамиправописания.
Систематический курс.
Основные вехи истории церковнославянского языка. Начало славянского
письма. Жизнь и труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Славянские
азбуки – глаголица и кириллица. Славянская письменность в Болгарии и Киевской
Руси. Москва – центр славянской письменности и культуры. Изводы
церковнославянской письменности.
Графика. Орфография.
Азбука славянская. Изучение азбуки. Азбучные акростихи. Названия букв
славянской азбуки. Церковнославянские буквы, сходные с современными русскими
и отличные от них. Древние азбуки и буквари.
Надстрочные знаки и знаки препинания. Изучение надстрочных знаков и
знаков препинания. Правила употребления знаков ударения, придыхания. Знаки
титла.
Правила церковнославянской орфографии. Правила употребления
надстрочных знаков: знаков ударения, придыхания. Правила написания тяжелого и
острого ударения. Знаки придыхания: правила употребления «звательца», «исо» и
«апострофа». Правила употреблениязнака«паерок».
Знакититла.
Простое и
буквенное титло. Числовое значение букв. Обозначение единиц, десятков, сотен,
тысяч.
Правописание «дублетных» букв: e-широкое и е-узкое; букв «зело» и «земля»;
букв«иже», «и», «ижица»; букв «он» простого и торжественного и «омега».
Правописание разновидности буквы «ук». Правила употребления букв « аз», «я»,
«юс-малый». Правила употребления букв, заимствованных из греческого: «кси»,
«пси», «ферт» и «фита».
Правила чтения.
Церковнославянская
лексика.
Семантические
группы
слов.
Церковнославянизмы в современном русском языке и их стилистические
особенности. Словарные слова (употребляемые в Псалтири, Евангелии и наиболее
распространенных гимнографических текстах: тропарях, кондаках, прокимнах,
антифонах и др.)
Церковнославянская морфология. Части речи
Имя существительное, значение и употребление. Имена собственные.
Имя прилагательное, значение и употребление.
Местоимение, их особенности сравнительно с русским языком.
Глагол, значение и употребление. Настоящее, будущее и прошедшее время
7

глагола. Неопределенная форма. Вспомогательный глагол БЫТИ.
Церковнославянские предлоги, союзы и частицы, отличные от современных
русских.
Церковнославянский синтаксис, его специфика.
Пунктуация.
Правила
церковнославянской
пунктуации.
Церковнославянские знаки препинания и их сравнение с русскими. Употребление
запятой, точки, двоеточия; малой точки (русская точка с запятой), двоеточия
(русское многоточие), точки с запятой (русский вопросительный знак),
удивительного (восклицательного знака), знаки вместительные (скобки) (обзорно,
ознакомительно).
Особенности церковнославянского синтаксиса (обзорно, ознакомительно).
Развитие речи. Первоначальные понятия высокого стиля речи. Умение
определять в русском тексте церковнославянские слова.
Текст. Признаки текста. Последовательная работа над церковнославянским текстом.
Знакомство с основными жанрами книг церковного богослужения.
К концу обучения в начальной школе обеспечивается готовность школьников
к дальнейшему образованию, достигается необходимый уровень их общей и
лингвистической компетенции и речевогоразвития.
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема

Видыучебных
действий

Дата

I четверть

1

«Искони было Слово». Начало
славянского письма.
«Святъбомужьсътворилъ
есть». Жизнь и труды св.
равноапостольных Кирилла и
Мефодия.

2

«Искони было
слово»Названия букв
славянской азбуки.
Азбучная проповедь святых

Рассказывать о началах
славянского письма.
Осознавать роль и
значение святых
равноапостольных
Кирилла и Мефодия в
развитии славянской
письменности.
Объяснять причины
распространения
славянской
письменности среди
славянских народов.
Различать названия букв
славянской азбуки.
Читать азбучную
молитву с кратким
8

02.09

09.09

3

4

5

6

7

8

9

Кирилла и Мефодия.
Азбучнаямолитва.

объяснением.

Буквы славянской азбуки,
схожие с современными.
Упражнения в письме и чтении.
Буквы славянской азбуки,
схожие с современными.
Упражнения в письме и чтении.
Буквы славянской азбуки,
схожие с современными.
Упражнения в письме и чтении.
Буквы славянской азбуки,
отличные от современных.
Упражнения в письме и чтении.
Буквы славянской азбуки,
отличные от современных.
Упражнения в письме и чтении.

Выделять буквы, схожие
с современными, знать
их имена.
Писать в прописях
церковнославянские
буквы, схожие с
современными.

16.09

Выделять буквы,
отличные от
современных, знать их
имена.
Писать в прописях
церковнославянские
буквы, отличные от
современных.
Выделять буквы, схожие
с современными, знать
их имена.
Писать в прописях
церковнославянские
буквы, схожие с
современными.

07.10

Буквы славянской азбуки,
схожие с современными.
Упражнения в письме и чтении.
Буквы славянской азбуки,
схожие с современными.
Упражнения в письме и чтении.
Проект "Аз, буки, веди"
Выполнение творчеких
заданий и практических
упражнений.
Буквы славянской азбуки,
Выделять буквы, схожие
схожие с современными.
с современными, знать
Упражнения в письме и чтении. их имена.
Писать в прописях
Буквы славянской азбуки,
церковнославянские
схожие с современными.
Упражнения в письме и чтении. буквы, схожие с

11.11

Буквы славянской азбуки,
схожие с современными.
Упражнения в письме и чтении.
Повторение
II четверть

10

11

12

13

14

9

23.09

30.09

14.10

21.10

28.10

18.11

25.11

02.12

09.12

15

16

Буквы славянской азбуки,
схожие с современными.
Упражнения в письме и чтении.
Повторние

современными

16.12

23.12

III четверть

17

18

19

20

21

22

Буквы славянской азбуки,
отличные от современных.
Упражнения в письме и чтении.
Буквы славянской азбуки,
отличные от современных.
Упражнения в письме и чтении.

Буквы славянской азбуки,
схожие с современными.
Упражнения в письме и чтении.
Буквы славянской азбуки,
схожие с современными.
Упражнения в письме и чтении.
Буквы славянской азбуки,
схожие с современными.
Упражнения в письме и чтении.
Проект«Славянскаяазбука»

23

Надстрочные знаки. Знаки
ударения: оксия, вария и
камора. Звательцо. Знаки
препинания. Правила их
употребления. Упражнения в
письме.

24

Знаки титла: простое и
буквенное титло. Упражнения в
письме.

Выделять буквы,
отличные от
современных, знать их
имена.
Писать в прописях
церковнославянские
буквы, отличные от
современных.
Выделять буквы, схожие
с современными, знать
их имена.
Писать в прописях
церковнославянские
буквы, схожие с
современными

13.01

Подготовка и защита
проекта
Различать знаки
препинания и ударения
по начертанию и
правилам употребления.
Обнаруживать знаки
ударения в
церковнославянском
тексте.
Писать знаки ударения в
прописях.
Различать знаки титла
по начертанию.
Находить знаки титла в
церковнославянском
тексте.
Писать знаки титла в
прописях.

17.02

10

20.01

27.01

03.02

10.02

24.02

03.03

25

Слова под титлом. Упражнения
в письме.

26

Числовоезначениебукв.

27

Правила чтения
церковнославянского текста.
Упражнения в чтении.
Чтение с соблюдениеправил.
IV четверть

28

Правила чтения
церковнославянского текста.
Упражнения в чтении.
Чтение с соблюдениеправил.
Правила написания букв,
надстрочных знаков.
Упражнения в письме и чтении

29

30

Повторение

31

История развития славянской
азбуки. Подготовка к проекту
«Славянскаябуквица».

32

Проект«Славянскаябуквица».

Читать слова под
титлом полностью.
Писать слова под
титлом в прописях.
Различать числовое
значение букв.
Определять числовое
значение букв.
Ориентироваться в
нумерации псалмов,
страниц (по Псалтири).
Владеть правилами
чтения
церковнославянского
текста. Читать
речитативом. Оценивать
правильность своего
чтения.

10.03

17.03

24.03

31.03

Знать начертания букв,
надстрочных знаков.
Выделять надстрочные
знаки по их значению.
Читать
церковнославянские
тексты с соблюдением
данных правил.
Писать в прописях
слова и выражения по
правилам
церковнославянской
графики.
Пересказывать
основные вехи развития
церковнославянской
азбуки
Выполнениетворческих
заданий.

11

07.04

14.04

28.04

05.05

33

Промежуточная аттестация

34

Праздник
славянскойписьменн
ости.

Выполнение письменнных
заданий.

12.05

Участие в подготовке
праздника.
Выполнение творческих
заданий.

19.05

Раздел 6. Контрольно-измерительные материалы.
Проверочная работа
1 вариант.
1. Запишите название букв церковнославянского алфавита: И, М, П, У, Ф, Щ,Ы.
2. Как называется специальный знак, которым показывают сокращение слова?
3. Какие еще надстрочные знаки вызнаете?
4. Как в церковнославянских текстах записываетсятысяча?
5. Кто первый явился издателем русской печатнойкниги?
2 вариант.
1. Запишите название букв церковнославянского алфавита: К, Г, С, Р, Т, Ч,Ъ.
2. На какие два варианта делятсятитла?
3. Какие еще надстрочные знаки вызнаете?
4. Как в церковнославянских текстах записываетсясто?
5. Кто создал славянскую азбуку?
Раздел 7. Учебно-методические средства обучения
Печатные материалы
1. Псалтирь на церковнославянском языке.
2. Псалтирь: перевод с греческого П. Юнгерова. - М.: Сибирская Благозвонница,
2011.
3. Молитвослов на церковнославянском языке.
4. Плетнёва А.А. Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык: Учебник. - М.: Древо
добра, 2001.
5. Ремнёва М.Л. Церковнославянский язык: Грамматика с текстами и словарём. М.: МГУ, 1999.
6. Церковнославянская грамота: Учебные очерки. - СПб.:, 1998.
7. Дорофеева Л. Аз, буки: Стихи. - М., 2008.
8. Объяснительный словарь церковнославянских слов, встречающихся в Св.
Евангелии, Часослове, Псалтири. - М.: Паломник.
9. Олейникова Т.С. Словарь церковно-славянских слов. - М., 1997
10. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири:
Часть I. Псалмы 1-50 / Текст Л.П. Климанко. - Нижний Новгород, 2000.
12

11. Кравцова М.Ю. Церковнославянский язык. Программа для учащихся 2-8 классов.
// «Образование в современной школе», № 3, 2010, с.4-18.
12. Макарова Е.В. Прописи по церковнославянскому языку. Изд. 5-е. М.:
Православная педагогика, 2003.
13. Горячева И.А. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. М.:
Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.
Аудиовизуальные материалы
1. Псалтирь: Читаетиг. Амвросий (Ермаков). - 2002.
2. Русский язык как Евангелие: Беседа с В. Ирзабековым. - М.: Бдение, 2008.
3. Саблина Н.П. Священный язык: Учебный фильм о церковнославянской азбуке.
http://www.tvspas.ru/video/index.php?SECTION_ID=646
Интернет-ресурсы
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на
церковнославянском языке. - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm
2. Полный церковнославянский словарь http://www.orthodic.org/
3. Хранители азбуки: Церковнославянский язык для учащих и учащихся
http://xraniteli-azbuki.vrata-uchenosti.ru/
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на
церковнославянском языке. - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm
5. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь - http://www.slavdict.narod.ru/
6. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языкаhttp://chernykh-etym.narod.ru/
7. Православный портал "Предание" https://predanie.ru/
Тексты:
1. Трисвятое.
2. Краткое славословие ко ПресвятойТроице.
3. Молитва ко Пресятой Троице.
4.Молитва Господня (Отченаш).
5. ПохвалаПресвятой Богородице.
6. Молитвако Ангелу Хранителю.
7. Молитва утренняя.
8.Молитва вечерняя.
9. Молитва о здравии и спасении живых.
10. Молитва о усопших.
12.Молитва перед учением.
13. Молитвапослеучения.
14. Молитва перед вкушениемпищи.
15. Молитва после вкушенияпищи.
16. Из священной истории Ветхого Завета (Быт.1, 2, 3, 6, 7, 12, 16, 22; Исход 2,
13

3, 19; Дан. 9:24; Иер. 23:5-6; Мих. 5:2; Исаия 7:14, 12:1–3, 42, 40:3–
4,Зах.11:12–13).
17. Из священной истории Нового Завета (Матф. 1, 2, 3, 26, 27 , 28, Лука 1:26–
58, 2:1–14, 2:25–32, 22, Марк1:9–11).
18. Псалмы 3, 50, 101, 102.
19. Заповеди Блаженств.
Книги для чтения
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета на
церковнославянском языке.
2. Правило ко святому Причащению.- М.: ИС РПЦ,2005.
3. Православный молитвослов на церковнославянском языке. М.: ИМ РПЦ,2007.
4. Тропари и кондаки с пояснениями. – М.: ИС РПЦ, 2006.
5. Учебный молитвослов: Молитвы утренние и на сон грядущим. Составитель
Е.Тростникова. – М.: ИС РПЦ,2006.
Словари
1. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь -http://www.slavdict.narod.ru/
2. Свирелин А., прот. Церковнославянский словарь (репринтныеиздания).
3. Фасмер М. Этимологический словарь -http://vasmer.narod.ru/
4. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языкаhttp://chernykh-etym.narod.ru/

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».