Основы православной веры 1-4 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"

РАССМОТРЕНА
на школьном МО классных руководителей
рук. метод. объединения Гриднева И. С.
(протокол от 13 мая 2022г. № 5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская
гимназия
16 мая 2022 г. № 165

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по ВР Гриднева И. С.
13 мая 2022 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 16. 05. 2022г. № 9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Основы православной веры»

Начальное общее образование
Срок освоения – 4 года
Класс: 1 - 4
Авторы – составители: Мартюченко Л. А., Мелентьева Н. В., Хомко Л. Н., Щербакова Л. А.

Разработана на основе:
1. Стандарта Православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего
образования для учебных заведений РФ.
2. Учебно-методического комплекта «Вертоград» – учебные пособия по курсу «Закон Божий» для
православных гимназий и воскресных школ по курсу «Основы православной культуры» для
общеобразовательных школ, Захарова Л. А., 2019.

Новый Уренгой, 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочаяпрограммасоставленасучетомпримернойпрограммыпопредмету«ОсновыПравославно
йверы»Стандартаправославногокомпонентаначальногообщего, основного общего, среднего общего
образования для учебных заведений Российской Федерации Отдела религиозного образования и
катехизации Русской Православной Церкви и на основе учебно-методического комплекта
«Вертоград»– учебные пособия по курсу «Основы православной веры» для общеобразовательных
школ,
Захарова
Л.
А.,
2019,
вкоторыйвходятрабочиететрадидляобучающихсяиметодическиерекомендациидля учителя.
По учебному плану внеурочной деятельности НОЧУ Филофеевская гимназия на изучение
учебного
предмета
«Основы
православнойверы»наступениначальногообщегообразованияотводитсяпо1часувнеделю,чтосоставляе
т135часов:в 1классе–33часавгод,во2-4классах–34часавгод.
Раздел1.Планируемыерезультатыосвоенияпрограммы
По предмету «Основы православной веры» выпускниками начальной школы




















Личностные результаты:
Обучающиеся сформируют
Укоренение в православной вере, традициях и культуре;
Ознакомление с основами веры в контексте Библейской истории;
приобретениеначальногоопыталичногоаскетизмаидобродетели(Богообщенияижертвенногослужения
людям);
благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;
отношение к миру как дару Божьему, который нужно беречь и преумножать;
осознание присутствия Божия в собственной жизни и в мире;
осознаниенеобходимостидляличностногоразвитиятакихдобродетелей,какблагодарность,дружба,ответ
ственность,честность,осторожность,трудолюбиеимилосердие;
осознаниеценностичеловеческойжизни,ееуникальностиинеприкосновенности;
умение отделять грех от человека и, как следствие, преодолевать соблазн осуждения ближнего.
Обучающиеся получат возможность сформировать
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность
на основе выбора добра и пользы;
настроенностьнадоброеповедениеидобрыевзаимоотношениясокружающими;
потребность и желание духовно развиваться и возгревать Дары Святого Духа в
своейжизничерездобросовествноеисполнениепослушаний,преждевсегоучебных;
какрезультатпреданностииуваженияктрадициямсвоегонарода—
уважительноеотношениеклюдямдругихверований,другойнациональнойкультуры,умениевзаимодейст
воватьс людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся
научатся:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
планировать пути достижения целей;
устанавливатьисравниватьразличныеточкизрения,преждечемприниматьрешениеиделатьвывод;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для
оппонентов образом;

 работать в группе;
Обучающиеся получат возможность научиться:
 самостоятельно ставить новые цели и задачи;
 выделятьальтернативныеспособыдостиженияцелиивыбиратьнаиболееэффективныйспособ;
 прилагатьволевыеусилияипреодолеватьтрудностиипрепятствиянапутидостиженияцелей;
 следовать
морально-этическим
и психологическим принципам общения
исотрудничестванаосновеуважительногоотношениякличностидругогочеловека;
 осознанию присутствия Божия в собственной жизни и в мире;
 осознаниюнеобходимостидляличностногоразвитиятакихдобродетелей,какблагодарность,дружба,отве
тственность,честность,осторожность,трудолюбиеимилосердие.




















Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
осмысленно выполнять личное
молитвенное правило, уметь читать молитвы по
молитвослову; знать начальные молитвы наизусть;
свободно
ориентироваться и действовать в храмовом пространстве во время
богослужений и в не богослужебного времени;
отличать
облачение священнослужителей, знать название священных сосудов и
церковной утвари;
знать некоторые основные догматы Церкви(об ангельском не видимом мире, о Боговоплощении, о
Святой Троице, о Воскресении);
знать Заповеди Божиии Заповеди блаженства;
пересказывать отдельные истории Священного Писания Ветхого и Нового Завета на
слухузнаватьиуметьпродолжитьБиблейскийрассказилиисториюизжитиясвятого;
ориентироватьсявхронологиисобытийБиблейскойистории(врамкахпройденногоматериала);
рассказывать о важнейших событиях из истории России и Русской Православной Церкви:
просвещении славян, происхождении славянской письменности, Крещении Руси, опервых русских
святых, о первых монастырях, о событиях, связанных с современным светским праздником Днем
народного единства (4 ноября); иметь представление и уметь объяснять, какое место и значение
имеют в жизни Церкви Соборы;
видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей Библейской истории;
знать смысл некоторых Церковных Таинств;
знать и объяснять золотое правило нравственности, основные понятия христианской
нравственности;
знать основные христианские добродетели;
осознавать важность поста как добродетельного пути к Богу;
уметь рассказывать о церковных праздниках;
объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, БОГ–Троица, свойства
Божии, Церковь как семья, грехопадение, грех как нарушение воли Божией, молитва как образ
Богообщения, Крест и Воскресение Христовы – главное содержание Евангелия, крестное знамение,
храм, Евангелие (значение слова), невидимый мир и видимый мир, ангелы, святые, Таинства,
двунадесятые праздники, евангельские притчи; благословение священника, родителей;
осознанно приступать к Таинству Исповеди.

Обучающиеся получат возможность научиться:
 устойчивым представлениям о нравственности и духовности в рамках понятий добро –зло, правда–
ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

 оценивать
свои поступки и поступки людей, исходя из понятий
христианской
нравственности;
 формированию потребности в нравственном совершенствовании;
осознанию неразрывной связи истории Русской Православной Церкви с историей Государства
Российского, не только исторической связи, но и духовно-патриотической.
Раздел2. Содержание учебного курса
1 класс
Храмоведение
(Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)
Курс рассчитан на семилетних детей, как правило, только начавших свое обучение в
общеобразовательной школе. Это учитывалось при разработке пособия, в Рабочих тетрадях для 1 и 2
классов
предусмотрено
совсем
немного
пустых
строчек
для
написания
слов.Детямвначалепредлагаетсязаписыватьтолькосамыеглавныеслова:своесвятоеимя,название Лиц
Пресвятой Троицы. В комплект включены раскраски и поделки из бумаги к дню Ангела, к Пасхе.
Начинается курс со знакомства детей друг с другом, дети приучаются правильно
иполностьюназыватьсвоеимя,ачерезэтоустанавливатьсвязьсосвоимнебеснымпокровителем,
учатся
ему молиться. Поскольку традиция называния детей в честь святых была утрачена, курс изучения
ОПВ призван помочь семье правильно определить день именин ребенка и родителей, пробудить
интерес к изучению житий семейных святых.
На первых уроках мы призываем детей оценить красоту окружающего мира, чтобы понять,
что такое гармоничное мироздание не могло возникнуть случайным образом, но появилось по воле
Существа еще более Совершенного и Прекрасного, каковым является Бог. Говоря о венце творения,
побуждаем ученика задуматься о высоком предназначении человека и вытекающей отсюда истинной
цели его жизни.
Разбирая свойства Божии, даем простейшие примеры троичности в природе, пытаясь на
доступном для обучающихся языке дать понятие о Боге-Троице. Обучая детей правильно налагать
крестное знамение, объясняем, что таким образом мы исповедуем веру в победу Сына Божия над
грехом и смертью, которую Он одержал через Крест. Получение знаний о Боге в православном
понимании невозможно без общения с Богом. Этому общению мы учим детей, давая им первые
молитвы Пресвятой Троице, Богородице, Ангелу-хранителю, святым. Для детей из не
воцерковленных семей это особенно важно, так как возможно, что это будут первые молитвы,
которые помогут их семье приблизиться к церковной жизни. Обучая ребенка молитве за своих
родных, живущих и уже почивших, мы решаем две задачи: учим помнить о своих близких, ибо
нельзя любить Бога, не любя ближнего, и даем понятие о Церкви земной и Небесной, како Едином
Теле. Рассказ о таинствах в этом классе мы ограничиваем их перечислением, предлагаем раскрасить
картинки с таинствами и выполнить несложное задание-отгадать, для какого таинства предназначен
тот или иной богослужебный предмет (купель, Крести Евангелие, чаша, венцы, елей и кисточка для
помазания).Предметы помещаем в последовательности, предполагающей логическое следование
таинств, друг за другом.
Девять уроков отведено подробному знакомству с устройством православного храма. Рабочие
тетради с этими уроками снабжены большим количеством схем, моделей, на которых детям
предлагается подписать названия частей храма. Знакомя детей с богатой символ икой храма,
обращаем внимание на правила поведения в Доме Божьем.
Разбирая устройство иконостаса, мы выделяем в этом классе 2 темы: Праздничный ряд и
Царские врата. Урок, посвященный Праздничному ряду иконостаса, превращается
воченькраткийкурсновозаветнойистории,заодинурокмыпрослеживаемвсюцепочку
новозаветныхсобытийотРождестваБогородицыдоЕеУспения.Детираскрашиваютнебольшие

стилизованные изображения двунадесятых праздников. Поэтому мы назвали этот урок
«Праздничный ряд иконостаса-священная история в красках».
Урок, посвященный Царским вратам, мы соединяем со знакомством детей с
Библией.Разбираясимволыевангелистов,изображенныенаЦарскихвратах,подводимдетейктеме«Еванг
елие.СвященноеПисание».ВыходсвященникасЕвангелиемизЦарскихвратаозначает, что Сам Христос
- Бог и Царь Вселенной проходит через эти двери. Кроме того, на Царских вратах изображается
праздник Благовещения - день, когда Архангел сообщил Деве Марии, что у Нее родится Сын Божий
а
это
и
есть
та
благая
весть,
которую
записалиевангелисты.Такимобразом,проводимпараллельмеждупонятиями«Благаявесть-Евангелие Царские врата»: открываются Царские врата - и мы встречаемся с Господом, открываем Евангелие и
тоже встречаемся с Господом. Этот урок мы проводим накануне Благовещения.
На уроке, приходящемся на начало Великого поста, рассказываем детям о том, как им задуман
был человек Творцом, как человек нарушил этот замысел своим непослушанием иотпалот Бога, как
любящий Бог пообещал вернуть человеку эту связь и как выполнил обещание, придя к людям, и как
люди, не смотря на предупреждения пророков, не узнал и своего Спасителя и предал и Его страшной
казни на Кресте, но Спаситель воскрес, восстановив этим союз с людьми. Вспоминая коротко все эти
события, объясняем детям, что смысл Великого поста— это подготовка к главному празднику-Пасхе,
и как нужно проводить пост.
Ко дню Торжества Православия нами приурочена тема «Почему мы почитаем иконы»,
которая включает рассказ о первой нерукотворной иконе Спасителя, о первом иконописце-апостоле
Луке, отом, кто кроме Иисуса Христа изображается на иконах.
КрестопоклоннаянеделядаетнамповодпоговоритьоразныхформахКреста,незабывая, конечно, о
том, что Крест для нас — это напоминание о страданиях Господних, и чтозначит «нести свой крест».
В связи с тем, что, как правило, учебный год заканчивается допраздников Вознесения и
Пятидесятницы, рассказы об этих событиях мы объединяем в одинурок,названный нами«ОтПасхи до
Троицы».
Завершаемкурсизготовлениемподелоккоднюженмироносиц,призываядетейпоздравитьсэтимпраздникомсвоихмами бабушек.
Таким образом, в ходе первого года обучения дети получают первые представления оБогеТворце,особытияхСвященной истории, получают навыки общения с Богом черезмолитву, узнают о
Доме Божьем, о Церкви как о единой большой семье, вводятся в кругцерковнойжизни
черезприобщениек постами праздникам.
2 класс
Православныйиконостас
(Двунадесятыепраздники.Ликисвятых.Подробныйразборустройстваиконостаса с
использованиембумажной модели)
Авторский курс «Православный иконостас» продолжает знакомить младших школьников с
началам иправославнойверы.«Иконостасестьграницамеждумиромвидимым и миром невидимым».
Иконостас
образ
Церкви
Небесной.
Собрание
верующихвхрамекакбыпоставленолицомклицуссобраниемнебожителей,таинственноприсутствующи
х
в
образах
иконостаса.
Иконостас
раскрывает
духовную
сущность
того,
чтосовершаетсявалтаре.Именнопоэтомумыпопробовалинапримерерассматриваниямногоярусного
иконостаса
уникального
явления
в
православной
культуре
ввести
детей
всвященнуюбиблейскуюисториюикакеёпродолжение-висториюхристианскойЦеркви.
Основные темы, которые здесь рассматриваются — это двунадесятые праздники и лики
святых.Напервомуроке,вспомнивустройствохрама,беглознакомимсясостроениемиконостаса, для чего
выдаем детям бумажную модель, которую в течение года мы будем сними заполнять. На каждом
уроке по усвоении темы мы будем вклеивать в нужное местоиконостаса икону изучаемого праздника

или святого. На первом же уроке мы вклеиваемикону Троицы и икону Спасителя. Далее курс
построен таким образом, что, знакомясь скаждым новым образом в иконостасе, мы постепенно
продвигаемся от сотворения мира досовременнойжизни Церкви.
Говоряобиконографииангелов,мырассказываемосотворении«мираневидимого»,об отпадении
части ангелов и происхождении зла в мире. В качестве иллюстрации вклеиваемикону «Спас в
Силах»,изображающуюХриста
в
окруженииангельскихликов,
и
иконуАрхангелаМихаилавДеисусный ряд.
Рассматривая и вклеивая в праотеческий ряд иконы праотцев, мы рассказываем осотворении
«видимого мира» и человека, о грехопадении и обетовании Спасителя, подводим детей к тому, что
праотцы — это те люди, из рода которых произойдет Спаситель, особоговоримо богоотцахИоакимеи
Анне.
В этом классе краткий экскурс в ветхозаветные события завершается рассказом
опророках.КороткоговоримовсебольшемотпадениисогрешившихлюдейотБога,опосылании к ним
вождей для вразумления и памятования о Едином Боге, о Моисее и данныхчерез него десяти
заповедях.
Для
знакомства
детей
в
этом
возрасте
с
пророками
мы
выбралиличностиДавидаиСоломона.Вклеиваяихизображениявпророческийряд,обращаемвниманиена
иконувцентреэтогоряда.ОбразБогородицы«Знамение»именноОнаявляется«предметом»всехпророчеств,Её
награждалипророкивсевозможнымисимволическими эпитетами.
Следующийциклуроковпредставляетсобойкраткийэкскурсвновозаветнуюисторию.Напротяже
ниипримернодевятиуроковмыразбираемпраздничныйряд иконостаса. Вклеивая на каждом уроке
одну или несколько икон двунадесятых праздников,последовательно знакомим детей с событиями
годового церковного круга - от РождестваБогородицы до Ее Успения. На этих уроках используем
прием «реставрации текста», даемдетям стихи, посвященные двунадесятым праздникам, пропуская
некоторые слова, которыедетидолжнывставитьсами.Важно,чтобы этобыли ключевыеслова.
Знакомствосдвунадесятымипраздникамипозволяетлишьпроложитьканвуновозаветных
событий
на
полотне
библейской
истории.
Для
детей
этой
возрастной
группымысознательносводимрассказкминимуму,преследуяцельзакрепитьпокалишьпоследовательнос
ть событий, проследить связь ветхозаветной и новозаветной истории. Вэтом возрасте знания о
пришествии в мир Спасителя будут восприниматься ребенком тольков том случае, если они не будут
отвлеченными,
если
они
будут
частью
жизни
семьи
ребенка.ТрадицияПравославнойЦерквиотмечатьдвунадесятые праздники вэтомсмыслеоченьценная:
вертеп на Рождество, вербочки на Вход в Иерусалим, куличи на Пасху, березки
наТроицу,яблокинаПреображение-всеэтинеотъемлемыеатрибутынародноцерковнойкультурыобогащаютдетский опытпереживания евангельскихсобытий.
Другаясторонацерковнойжизниправославныйпост.Этойтемеестественнопосвященурок,приходящийсянавремяВеликогопоста.Объясн
ивназначениепоста,останавливаемся на ключевых моментах Святой Четыредесятницы: Прощеное
воскресение -Покаянный канон Андрея Критского - Торжество Православия - Крестопоклонная
неделя -Лазаревасуббота-Вербноевоскресение.
ВкурсеХрамоведенияурок,посвященныйпервомузнакомствусевангельскойисторией,унасназыв
ался«Иконостас-священнаяисториявкрасках».Черезгодмыпроводим урок «Иконостас и Библия.
Иконостас - священная история в красках. Библия -священнаяистория вслове».
Мы рассказываем детям о том, как раньше люди, придя в храм и рассмотрев росписина
стенах, иконы в иконостасе, могли увидеть всю историю Божественной любви. Как Богсотворил наш
мир и как не дал людям окончательно погибнуть после того, как люди непослушалисьЕго.
Но если иконы — это «Библия для неграмотных», то, что же такое сама Библия? Так
мыподводимдетейкКнигекниг,вкоторойзаписанывсетесвященныесобытия,которые

позднеесталиизображатьвхрамекрасками.ВрассказеодвухбольшихчастяхБиблиинам опять как нельзя
лучше
помогает
модель
многоярусного
иконостаса,
ведь
иконостас
отличноиллюстрируетсвязьВетхогоиНовогоЗавета.ВерхниеегорядыПраотеческийиПророческийотсылаютнаскветхозаветнымсобытиям.НижниеегорядыДеисусный,Праздничный,Местный-ксобытиямновозаветным.Сверхкраткопересказываемсодержание
Библии. Говорим, что первая ее часть повествует о том, как Бог сотворил мир,как первые люди
согрешили и были изгнаны из Рая, как долго они потом ждали Спасителя,который придет на землю и
исправит то, что они натворили, победит диавола и откроетлюдямдорогувНовыйРайЦарствоНебесное.ВтораячастьБиблиирассказываетотом,как Сын Божий родился на земле, жил среди
людей, пострадал и умер на Кресте и воскрес.Как Ондал людям новые заповеди: «Любите друг
друга»,
«Поступай
с
другими
так,
какхочешь,чтобыпоступалистобой».Нанашвзгляд,такойкраткийпересказсвященнойистории,
периодически повторяемый, позволяет не потерять нить, формирует целостнуюкартинумира.
ГоворяобоговдохновенныхписателяхБиблии-пророкахиапостолах,вновь
обращаемсяк
иконостасуи ищемтамихизображения.
Следующийциклуроковпосвященликамсвятых.СынБожий,снизойдядолюдейиоткрывимпутьв
ЦарствоНебесное,основалЦарствоБожиеназемлеСвятуюЦерковь.ЖизньЦерквираскрываетсячерезжизньсвятых,аиконостаснечтоиное,каксобраниесвятых
всехвременинародов.БлижайшиекСпасителюсвятыеапостолы.Впервомклассемызнакомилисьсапостолами-евангелистами,вовторомспервоверховнымиапостолами
ПетромиПавлом.Продолжилиделоапостольскойпроповедивпоследующихэпохах
равноапостольные.НельзянерассказатьдетяморавноапостольныхкнязьяхВладимиреи
Ольге,принесшихапостольскуюверунаРусь.Изсонмасвятителеймывыбралидля
знакомствасвятителяНиколаяМирликийскогоиВселенскихучителейИоаннаЗлатоуста,ВасилияВелико
гоиГригорияБогослова.Рассказодружбеисовместнойучебебудущих
святителейВасилияиГригориявеликолепныйпримердляподражания:«Намизвестныбылитолькодведороги:одна-вхрам;другаявучилище».Бессменныйпримердляучащихся-учебаотрокаВарфоломея.ПримерыдлямальчиковхрабрыевоинызаОтечествоиверувеликомученикГеоргийПобедоносециблаговерныйкнязьАлександр
Невский.ПримердлядевочекневестаХристовавеликомученицаЕкатерина,образеццеломудрияичистоты.Напримереблаженнойподв
ижницы18векаКсенииПетербургской узнаем, кто такие юродивые Христа ради - «безумием мнимым
безумие мира обличившие».
Видимымрезультатом курсакконцугодаявляетсязаполненнаямодельиконостаса.
3 класс
ВетхийЗавет
«ВетхийЗавет»представляетсобойобычныйкурсветхозаветнойистории.Цельюкурсаявляетсяизл
ожение православной концепции появления мира, назначения человека, вытекающего иззамысла
Творца,
искажения
этого
назначения
в
самом
начале
существования
Вселенной,историиветхозаветногочеловечествакакисторииожидания Спасителя.
Здесь мы впервые подробно разбираем дни творения, излагая на простейшем
уровнепринятуюсовременнымибогословамиинтерпретациюбиблейскогоШестоднева.Богпоизбыткул
юбвисотворилизничегоматериальныймир.Окружающийнасмиртакгармониченпотому,чтоустроенпоза
мыслуСуществаещеболеегармоничногоисовершенного, каким является Бог. Важно, чтобы в
сознании ребенка не возникло острыхпротиворечиймежду«наукой» и«религией».Дляэтого,вопервых,«следуетобъяснитьребенку, что сфера науки — это изучение того, как произошло событие, а
сфера религиозногознания — это понимание события».А во-вторых, показать, что в основу

мироздания Богомбыли заложены Законы, вполнеописываемыенаукой.
Земля в начале была «безвидна и пуста» и благоукрашалась постепенно, от простого
ксложному в течение шести творческих периодов. К участию в этом благоукрашении
былпризванисозданныйповолеБогаипоЕгообразучеловек.Нопервозданныйчеловекнесмогпротивостоя
тьзакравшемусявтворениезлу,чемнарушилБожественныйзамысели
обрексебянарабствогрехуисмерти.Единственнойнадеждойоставалосьожиданиеобещанного
Спасителя.
И
это
ожидание
мы
наблюдаем
в
истории
Израиля.
По
сути,
историяизраильскогонародаестьнечтоиное,какдействиеПромыслаБожиявэтомнароде,избранномТвор
цомдлявосстановлениясоюзасовсемчеловечеством.Внашеммногонациональном обществе важно
правильно объяснить детям понятие богоизбранностиодного народа, показать, что единственной его
заслугой была верность Истинному Богу -Создателю Вселенной. В этом было его единственное
преимущество
перед
окружавшими
егонародами-язычниками.
Разговор
о
появленииидолопоклонства дает возможность ответитьна вопрос, который часто задают
дети:«Почему
в
мире
так
много
разных
религий?».
Детямэтоговозрастанерекомендуетсяпересказыватьособокровавыесобытияветхозаветнойистории,
тем не менее, невозможно избежать рассказов о Потопе, о Содоме и Гоморре
идругихнаказанияхБожиих.Важнообъяснитьдетям,что«наказание»Божиенеестьвозмездие
более
сильного за неповиновение более слабых, а «наказание» есть родительскийнаказ, научение.
Наказание
Божие
также
следуетпонимать,
как
лечение,
а
в
тех
случаях,когдаболезньзашлачересчурдалеко,врачвынужденприменитьхирургическоевмешательство,и
ногданеобходимоудалитьповрежденныйорган,чтобыспастивесьорганизм. Именно таким образом мы
объясняем детям, почему так строг был Отец Небесныйк окружавшим Израиль народам идолопоклонникам.
История
самого
израильского
народапоказывает,чтонародблагоденствовал,когдабылпослушенБогуипосылаемымИмвождям,иИзраи
льпопадалвруки врагов,как толькозабывало Боге.
Нам кажетсяуместным поставить курс «Ветхого Завета» именно в этом возрасте.Дети уже не
настолько
малы,
чтобы
непривычные
еврейские
имена
и
названия
вызывалитрудности,ивтожевремяонинаходятсяещенастадииустановленияэлементарныхвзаимоотнош
енийс одноклассниками.Как первобытное человечествонеобходимобылонаучить простейшим
правилам
взаимоотношений
посредством
10
Заповедей,
так
и
ребенкувначаленеобходимопоказать,«чтотакоехорошоичтотакоеплохо»,обозначивэлементарныенорм
ыповедения-«неубий,неукради»,изадатьприэтомперспективу ростадохристианскойнравственности«любитевраговваших».
Высокие
нравственные
качества
ветхозаветных
праведников,
безусловно,
являютсяориентиромдлямладшегошкольника.КротостьАвеля,довериеБогуНоя,вераидолготерпениеА
враама,егоготовностьпожертвоватьБогусамымдорогим,сильнейшеежелание
Иакова
обладать
благословением Божиим, прощение своих недостойных братьевИосифом, мужественное перенесение
любых тягот и благодарение Бога в любых испытанияхмногострадального Иова, любовь Моисея к
своему народу, храбрость Иисуса Навина, силаСампсона, заключающаяся в его завете с Богом,
покаяние
Давида
и
воспевание
им
величияТворца,мудростьСоломона,строгоесоблюдениеотцовскойверыДанииломитремяотроками
всеэто является прекраснымпедагогическимматериалом.
4 класс
НовыйЗавет
Важность этого курса такова, что его изучению мы посвящаем два года (1 часть – 4 класс, 2
часть – 5 класс). В предыдущих классах они уже кратко познакомились с главнымиевангельскими
событиями, теперь настало время более пристального изучения Евангелия -Книгикниг.
Впервые, не считая нескольких обращений к книге Бытия в предыдущем курсе,

мыначинаемнепосредственноработатьстекстомПисания.Кэтомувременибольшинствоучащихся уже
прочитали Библию в пересказе для детей, и теперь будет правильнымприучить их пользоваться
оригинальным текстом.
Первые
вводные
уроки
посвящены
понятиям:
«Источник
знаний
о
Боге.
Откровение.ПисаниеиПредание.СоставБиблии.ПисателиБиблии.Евангелисты».Науроке,посвященно
мевангелистам,делаемчетырезакладкисихсимволами(ангел,лев,телец,орел).В
Рабочих
тетрадяхзаназваниемтемыследуетссылканаевангельскийотрывок,предназначенныйдлячтения,этассыл
касопровождаетсятакимжезначкомсимволомевангелиста.Освоивобщепринятыесокращения,детивдальнейшембезтруданаходятуказанны
йнаотрывок.
Передпреподавателемновозаветнойисториистоятдвеосновныезадачи:
1) Длялогическогозавершениябиблейскогоповествованиянеобходимопоказатьисполнение в Новом
Завете обетования Божия - восстановления утраченного союза слюдьми,исправления последствий
ихослушания;
2) Датьребенкуидеальныйпримердляподражания,длячегопредстоитпостаратьсяраскрытьпередучени
камиличностьХриставмаксимальнойполнотеикрасоте.
Мы избрали путь хронологически последовательного изложения событий. При такомподходе
изучение самых драматических событий Евангелия приходятся на конец второгогода обучения. А
вначале
детям
предлагается
вспомнить
обстоятельства
рождения
и
детстваБогоизбраннойОтроковицы,Благовещения,РождестваХристова.Главныеевангельскиесобытия,
которые Церковь наиболее торжественно отмечает в двунадесятых праздниках, ужезнакомы нашим
ученикам, но в этом курсе они повторяются на новом уровне. Здесь мы
ужеобращаемсякпервоисточнику,читаем,какобэтомзнакомомимсобытии(РождествеХристове,Крещен
ии)написановЕвангелии.Дополняемурокитропарямиикондакамипраздников,приобщаядетей
кбогослужебной культуре.
Этокасаетсякакдвунадесятыхпраздников,такисобытийСтрастнойседмицы,переживание
которых
Церковью
мы
тоже
постарались
отразить
в
этом
курсе.
Десять
уроков,посвященныхнепосредственноискупительнойжертвеГоспода,мыобъединиливцикл
«КрестныйпутьСпасителя».НаэтихурокахпомимочтенияЕвангельскихэпизодов,вРабочие
тетрадивключенытекстыотдельныхпеснопенийСтрастнойСедмицы,которыеразбираются
нами
и
прослушиваются.
Завершается
этот
цикл
презентацией,
составленной
изхудожественныхпроизведенийссюжетамиСтрастейХристовых.
Знакомство ребенка с Богочеловеческой Личностью Христа происходит, во-первых,через
таинственное общение с Ним в Церкви, и, во-вторых, через Его учение: Нагорнуюпроповедь, притчи.
При изучении Нагорной проповеди обращаем внимание детей на то,насколько выше предложенные в
ней
заповеди
по
сравнению
с
Моисеевым
Законом.
10заповедейневызываютсомнениявнеобходимостиихсоблюдения.Авотзаповедь
«подставитьщеку»какальтернативазаповеди«окозаоко»уженекажетсялогичной
«нормальному»
человеку. Действительно, царство Христа «не от мира сего», и наши детидолжны быть готовы к
тому, что не всегда их христианское поведение будет адекватнооцененосовременнымобществом.
Притчи
Христовы в
этом возрасте детьми воспринимаются легко и с
удовольствием.Мыразбираемихспомощьютабличек.ВодинстолбиквносимобразизПритчи,авсоседний
записываемеготолкование,сопровождаемобразкартинками-подсказками.
На уроках, посвященных чудесам Христовым, обращаем вниманиеучеников на то,что чудеса
Христовы
—
это
не
просто
волшебство,
не
«чудо
ради
чуда».
Чудеса
Христовыважныдлянастем,что,во-первых,обнаруживаютчеловеколюбиеБожие,а,вовторых,убеждаютнасвобладанииХристомБожественнойприродойнарядусчеловеческой.В
том
возрастенеобходимоакцентироватьвниманиеучениковнаевангельскихэпизодах,доказывающих,
что

Христос - всемогущий Бог, имеющий власть над стихиями и нечистымидухами.
Раздел3.Тематическоепланирование
Класс

Наименование разделов

Кол-во
часов

1

Храмоведение

33

2

Православный иконостас

34

3
4

Ветхий завет
Священное Писание. Новый завет (1 часть)

34
34

Всего:

135

Раздел 4. Контрольно-измерительныематериалы
Контроль знаний по Основам православной веры для начальной школы (1-4
класс)осуществляется с целью актуализации знаний, возможности заинтересовать обучающихся
изучаемымпредметом, мотивациейк дальнейшему изучению и подразумевает следующие виды
контроля:
 текущийконтроль;
 итоговыйконтроль.
Текущий
контроль
осуществляется
в
ходе
проведениязанятий
ипредставляетсобойвыявлениеуровняусвоенияпройденногоматериалапотекущей или предыдущей
теме.
Итоговый контроль является промежуточной аттестацией обучающихся и
представляетсобой выявление уровня усвоения пройденного материала за прошедший учебный год.
Ввиду
различияуровня
сложностиизучаемого
материалаивозрастныхособенностейобучающихся, в каждом классе рекомендуется осуществлять
следующие виды и формы контроля:
Класс
1

Вид контроля
Текущийконтроль
Итоговыйконтроль

2

Текущийконтроль

3

Итоговыйконтроль
Текущийконтроль

4

Итоговыйконтроль
Текущийконтроль

Итоговыйконтроль

Возможные формы контроля
Устныйопрос,творческаяпрактическаяработа,
викторина.
Самостоятельнаяработатворческогохарактера,
викторина.
Устныйопрос,письменныйопрос,
нетрадиционные
видыконтроля(кроссворды,ребусы), творческая
практическая работа,викторина, викторина.
Тестирование,викторина.
Устныйопрос,письменныйопрос,
нетрадиционные
видыконтроля(кроссворды,ребусы), творческая
практическая работа,викторина, викторина.
Тестирование,викторина.
Устныйопрос,письменныйопрос,
нетрадиционные
видыконтроля(кроссворды,ребусы), творческая
практическая работа,викторина, викторина.
Тестирование,викторина.

Организацияипроведениетекущегоконтроля
Дляорганизацииипроведениятекущегоконтроляиспользуютсявопросы,раскрывающиетемыпро
йденногоматериала.Текущийконтрольсостоитизвопросов для повторения нескольких пройденных
тем. Учитель объединяет вопросы дляповторения в блоки вопросов и использует в викторине или
тестировании. Помимо этого,учащимся могут быть предложены пройденные темы для выполнения
самостоятельной иликоллективнойработы творческого характера(проектов).
Какправило,сучащимися1классаконтрольпроводитсявформевикторинысиспользованиемиллю
стративногоматериала. Учащимсякласса предлагается выполнить коллективный творческий проект,
посвященный несколькимизученным темам, например, «Святыеугодники земли русской», в ходе
которой
каждыйучащийсяилигруппаучащихсяподбираетподруководствомучителяиприпомощиродителей
материал,
связанный
с
житиями
святых
угодников
Божьих,
изучает
его,

творческиоформляетинагляднопредставляетего.
Проведение текущего контроля для учащихся 3 и 4 классов также представлено вформе
творческих работ (проектов), однако,носят более индивидуальный, самостоятельныйхарактер.
Например, учащимся 3 класса предлагается подготовить и выполнить проект натемы «Ветхий Завет:
событие
из
Книги
Бытия»,
«Ветхий
Завет:
событие
из
КнигиИсход»или«ВетхийЗавет:событиеизКнигЦарств».
Также контроль в 3 и 4 классах осуществляется в ходе работы учащихся с тестами
ивопросами, представленными в учебно-методическомкомплекте «Вертоград», автор Л.А.Захарова.
Организацияипроведениеитоговогоконтроля (промежуточной аттестации)
Дляорганизацииипроведенияитоговогоконтроля
(промежуточной
аттестации)используютсявопросы,охватывающие весь пройденный материал или ключевые темы
пройденного
материала
заучебныйгод.ВопросысоставляютсяпотематическомупланированиюкурсаОсновыправославнойверы
дляначальнойшколы(1-4класс).Присоставлениивопросовучитывается психологическая обстановка в
классе, индивидуальные особенностиучащихся, их способности и интересы.
Итоговый контроль впервом классе может быть проведен в виде викторины в игровой форме
(его основная задачане проверка знаний,а ихактуализация) или самостоятельной творческой работы,а
вовтором, третьеми четвертомклассах,какправило, проводится викторина в виде вопросов по
ключевым темам. Вопросызаписаны на карточках, которые учащиеся вытягивают по очереди и дают
полный
ответ
назаданныйвопрос.Предварительно,учащиесяполучаютсписоквопросовсуказаниемисточника,
в
котором можно найти ответ на вопрос.
Внекоторыхслучаях,итоговоеиспытаниеможетпроводитьсяввидетестирования.
Примерные вопросы викторины можно рассмотреть в Приложении 2.
Раздел 5. Материально-техническое обеспечение
Для достижения образовательного результата по предмету «Основы православной веры»
используются следующие пособия:


Учебно-методического комплекта «Вертоград» – учебные пособия по курсу «Закон
Божий»для православных гимназий и воскресных школ по курсу «Основы православной
культуры» для общеобразовательных школ, Захарова Л. А., 2019.



Мультфильмы по Ветхому Завету телеканала «Радость моя» [Электронный ресурс]. Режим
доступа:https://radostmoya.ru



Интернет-ресурс: «Предание.ру», режим доступа: http://predanie.ru/lib/. На этом сайте в
свободном доступе представлен очень большой выбор литературы, в том числе и
богословской. Сайт полезен как преподавателям, так и ученикам.
Также для обеспечения более плодотворного образовательного процесса классы оборудованы
необходимой мебелью, интерактивной доской, компьютером для учителя с доступом в интернет,
соединенным с проектором.
В каждом кабинете православной гимназии есть святой уголок с иконой.

Приложение 1

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Календарно-тематическое планирование
1 класс
Тема урока
Знакомство.Твоесвятоеимя.Именины
Омире.Мир –творениеБожие.ОБоге-Творце
СвойстваБожии
Понятиеовере.Веракакосноважизничеловека
Первичные понятия о Троичестве Божества
насвятоотеческихпримерах(солнце,горячаясвеча, трилистник)
Декалогкакоснованравственногозакона(врамках
изученияЗаповедейскраткимипояснениями)
ПервичныепредставленияоТаинствахЦеркви(Покаяние
иЕвхаристия)
Крестноезнамение.Благословениесвященника
Омолитве.Видымолитвы
МолитвыПресвятойТроице.СлавословиеПресвятой
Троице.Трисвятое
Отченаш.Иисусовамолитва.ЦарюНебесный
Обангелах.МолитваАнгелу-хранителю.Поделка«Ангел»
Церковьземнаяинебесная.Молитвызаживыхиусопших
МолитвыБогородице:БогородицеДево.Достойноесть
Церковныетаинства.
Охраме.Охрамовомблагочестии
Устройствохрама.Формыхрамов
Устройствохрама.Формаиколичествокуполов
Устройствохрама.Частихрама.Притвор,храм,алтарь,
колокольня
Устройствохрама.Алтарь
Устройствохрама.Престол
Устройствохрама.Жертвенник
Иконостас.Праздничныйрядиконостаса–Священная
историявкрасках
ОВеликомпосте.ОРаспятиииВоскресенииИисусаХриста
ТоржествоПравославия.Почемумыпочитаемиконы
Крестлюбой формы–истинный Крест
Пасхальнаяоткрытка.ГотовимподарокнаПасху
Крестопоклоннаянеделя
Иконостас.Царскиеврата–Благаявесть
Деньжен-мироносиц(поздравлениемамибабушек)
ОтПасхидоТроицы
ОтПасхидоТроицы
Обобщениеисистематизациязнаний. Викторина.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

Дата

1

12.10

1

19.10

1
1
1

26.10
09.11
16.11

1
1
1
1
1
1
1
1
1

23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
11.01
18.01
25.01
01.02

1
1
1
1

08.02
22.02
01.03
15.03

1
1
1
1
1
1
1
1
1

22.03
29.03
05.04
12.04
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
17.05

07.09
14.09
21.09
28.09
05.10

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Календарно-тематическое планирование
2 класс
Тема урока
Мывходимвхрам.Иконостас –соединение
ЦерквиземнойиЦерквиНебесной.Бог –Троица.
Ангельскиелики.Осотворенииангельскогомира
Архангелы.Оботпадениичастиангелов.АрхангелМихаил
Праотцы.Осотворениивидимогомираичеловека
Пророки.ПророческиеобразыБожьейМатери
Праздничныйряд.РождествоБогородицы.Введениевохрам.
Благовещение
РождествоХристово.СретениеГосподне
КрещениеГосподне.ИоаннКреститель
ПреображениеГосподне
Вербноевоскресенье
Тайнаявечеря
КрестныестраданияИисусаХриста
Пасха.Вознесение
СошествиеСвятогоДуханаапостолов
УспениеБогородицы
ИконостасиБиблия.Иконостас–священная историяв
красках
ИконостасиБиблия.Библия –священнаяисториявслове
Местныйряд.Царскиеврата.ИконыСпасителяиБогородицы
Деисусныйряд.АпостолыПетриПавел
РавноапостольныекнязьВладимирикнягиняОльга
ОВеликомпосте
СвятителиНиколайМирликийский,ИоаннЗлатоуст,Василий
Великий
АпостолиевангелистИоаннБогослов–любимыйученик
ИисусаХриста.НаписанноеИоанномЕвангелие
СвятителиНиколайМирликийский,ИоаннЗлатоуст,Василий
Великий
ПреподобныйСергийРадонежский
ПреподобныйАмвросийОптинский.Егоизречения
ВеликомученицаЕкатерина.ВеликомученикГеоргий
БессребреникиКосмаиДамиан.Великомученикицелитель
Пантелеймон
«Безумиеммнимымбезумиемираобличившие».Блаженная
КсенияПетербургская
БлаговерныйкнязьАлександрНевский
ВеликомученикиПобедоносецГеоргий.Песнопенияи
иконографияпраздника
Защитапроектовобучающихся «СвятыеЗемлиРусской»
Защитапроектовобучающихся «СвятыеЗемлиРусской»
Обобщениеисистематизациипройденного.Викторина.

Кол-во
часов
1

Дата

1
1
1
1
1

9.09
16.09
23.09
30.09
7.10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
2.12
9.12
16.12
23.12

1
1
1
1
1
1

13.01
20.01
27.01
3.02
10.02
17.02

1

3.03

1

10.03

1
1
1
1

17.03
24.03
31.03
7.04

1

14.04

1
1

21.04
28.04

1
1
1

5.05
12.05
19.05

2.09

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Календарно-тематическое планирование
3 класс
Тема урока
Введениевбиблейскуюисторию.Богестьлюбовь
Сотворениемираневидимого–ангельского
Сотворениемиравидимого.Сотворениечеловека.Жизнь
первых людейвраю
Грехопадение.Последствиягрехопаденияиобетование
Спасителя.КаиниАвель
Всемирныйпотоп.Егопричины.Ноевковчег.
ПоступкиСима,ХамаиИафета.Столпотворение
Вавилонское.Появлениеидолопоклонства.
Авраам.ГибельСодомаиГоморры
АвраамиИсаак
ИсаакиРевекка.ПослушаниеИсаакаотцу.Душевные
качестваРевекки
ИсавиИаков.ВидениеИаковомтаинственнойлестницы
12сыновейИакова.Иосиф.ПродажаИосифавЕгипет
МногострадальныйИов
Моисей.Рождениеипризвание.ВидениеНеопалимой
купины
10казнейЕгипетских.ИсходевреевизЕгипта.Ветхозаветная
Пасха
ПереходевреевчерезЧермноеморе.Чудесаприпереходеиз
Египтавземлюобетованную
Повторение и закрепление изученного.
Синайскоезаконодательство
ЗаповедилюбвикБогу
Заповедилюбвикближнему
Ветхозаветнаяскиния–прообразправославногохрама.
Установлениесвященства
40-летнеестранствованиеевреевпопустыни.Медныйзмий
Вступлениевземлюобетованную.Разделениемежду12
коленами
Судьи.Самсон.ПророкСамуилицарьСаул
ЦарьДавид.ПобеданадГолиафом
ЦарьДавид—псалмопевец.Псалтирь
ИисусХристосизродаДавидова.РодословнаяИисуса Христа
ЦарьСоломон.Построениехрама.ПритчиСоломона
РазделениеЕврейскогоЦарства.Падениецарств
ИзраильскогоиИудейского.
Пророческоеслужение.ПророкИсаия
ПророкИлия
ПророкИона
Вавилонскийплен.Триотрока—впечивавилонской
ПророкДаниил.Даниилворвельвином

Кол-во
часов
1
1
1

Дата

1

26.09

1
1

3.10
10.10

1
1
1

17.10
24.10
07.11

1
1
1

14.11
21.11

1

05.12

1

12.12

1

19.12

1
1
1
1
1

09.01
16.01
23.01
30.01
06.02

1
1

13.02
20.02

1
1
1
1
1
1

27.02
06.03
13.03
20.03
27.03

1
1
1
1
1

05.09
12.09
19.09

28.11

03.04

10.04
17.04
24.04
08.05

33.
34.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Возвращениеиудеевизпленававилонского.Построение
второгохрама
Обобщениеисистематизациипройденного.Итоговый тест.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
Тема урока
СвященноеПисаниеиПредание.ВетхийиНовыйЗавет
Евангелие–Благаявесть.СмыслЕвангелий
Апостолы-евангелисты.СравнениечетырехЕвангелий
РождествоПресвятойДевыМарии.Введениевохрам.
ПресвятаяДеваМарияуИосифа
ВозвещениеАнгелаорожденииПредтечи.РождествоИоанна Предтечи
БлаговещениеПресвятойДевеМарии.Посещениеправедной Елисаветы
РождествоХристово.Поклонениеволхвов
СретениеГосподне
БегствовЕгипетиизбиениевифлеемскихмладенцев.
ВозвращениевНазарет.ОтрокИисусвХраме
ПроповедьИоаннаПредтечи.КрещениеГосподне
ИскушениеИисусаХриставпустыне
Избраниеапостолов
Первоечудо ИисусаХриста.Изгнаниеторгующихизхрама
БеседаИисусаХристассамарянкою
Исцелениесынацаредворца.Исцелениесухорукого.
Исцелениерасслабленногоприовчейкупальне.
Нагорнаяпроповедь.Заповедиблаженства.
Нагорнаяпроповедь.ОПромыслеБожием. Осилемолитвы.
Онеобходимостидобрых дел.Омилостыне
Нагорнаяпроповедь.Олюбвикближнему.Онеосуждении ближнего.

15.05
1

15.05

Кол-во
часов
1
1
1
1

Дата

1
1
1
1
1

03.10.
10.10
17.10
24.10
05.09

1
1
1
1
1
1

12.09
19.09
26.09
03.10.
10.10
17.10

1
1

24.10
09.01

1

16.01

1

23.01

1
1
1
1
1
1

30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03

05.09
12.09
19.09
26.09

О прощении ближнего. Общее правило обращения с ближними

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

ИсцелениерасслабленноговКапернауме.Воскрешениесына
вдовыНаинской
Притчаосеятеле
Притчаопшеницеиплевелах
Укрощениебури.ИсцелениеГадаринскогобесноватого
ВоскрешениедочериИаираиисцелениекровоточивой женщины
УсекновениеглавыИоаннаПредтечи
Чудесноенасыщениенародапятьюхлебами.Хождение
ИисусаХристаповодам

26.

Исцелениедочерихананеянки

1

13.0310.

27.

ИсповеданиеПетра.ПредсказаниеИисусаХристаосвоих
страданиях,смерти ивоскресении
ХристосуМарфыиМарии.Дарованиемолитвыученикам.
Молитва«Отченаш»
Опрощенииобид. Притчаонемилосердномдолжнике
ПреображениеГосподне
ГлавнаязаповедьИисусаХриста.Притчаомилосердном самарянине

1

27.03

1

03.04

1
1
1

10.04
17.04
24.04

28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.

Острашномсуде
ВоскрешениеЛазаря. ВходГосподеньвИерусалим
Обобщениеисистематизациипройденного.Итоговый тест

1
1

08.05
08.05
15.05

Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации
в форме викторины
Викторинасостоитизвопросов,раскрывающихсодержаниеключевыхтемвсегоучебного
года.
Викторина проводится устно, в вопросно-ответной форме. Учитель задаетвопрос, учащиеся, которые
знают
ответ,
поднимают
руки.
Учитель
спрашивает
одного
изучеников.Закаждыйправильныйответучащиесяполучаюткарточку.Еслиответнеправильный,учитель
даетвозможностьответитьнаэтотвопросдругомуученику.Те,учащиеся,которыедополняютответ,такжеп
олучаюткарточку.Еслиправильногоответатакине
прозвучало,учительсам
отвечаетна
вопрос
икарточкуне получает никто.
Задача учащихся – правильно ответить на вопросы и получить как можно
большекарточек.Задачаучителя–
актуализироватьзнанияучащихся,развиваяинтерескизучаемомупредмету,атакже,повозможности,опро
ситьвсехучащихся,акцентируявнимание не на получение карточек (хотя это является неким
стимулом), а на правильностьответов.
1класс
№

Вопросы викторины (в скобках указаны правильные ответы)

п/
п
1.ИзкакойкнигимыузнаемоБоге? (ИзБиблии)
2.Чтоозначаетслово «Библия»?Какпо-другомуназываютБиблию?
(Слово«Библия»означает«Книга»или«Собраниекниг»,подругомуБиблиюназываютСвященноеПисание)
3.МожнолиговоритьсБогом?Какэтосделать?
(Можно,молитва–эторазговорсБогом)
4.КтотакойАнгел-хранитель? (Ангела-хранителяБогдаеткаждомукрещенному
человеку.Ангел-хранительзащищаетиоберегаетчеловека)
5.СколькоднейГосподьтворилнашмир? (7дней:6днейтворил,ав7день–
благословилмирразвиваться)
6.Какзвалипервыхлюдей?Гдеонижили?(АдамиЕважиливраю)
7.Что такое грехопадание? Как оно произошло?
(Адам и Ева нарушили одинединственный запрет, данный Богом – вкусили запретный плод
(яблоко). Такпроизошлогрехопадениепервых людей,грехопадение–этопервоенепослушание
Богу)
8.Что стало с людьми после грехопадения?
(Адаму и Еве пришлось уйти из райскогосада, они лишились дерева жизни и потеряли
бессмертие
тела:
их
ждали
болезни
истарость.Теперьони
струдомдолжны
былидобыватьсебееду,аженщины вмукахрожатьдетей)

9.ВозможнобылолиАдамупослетого,каконсогрешил,вернутьсякБогу?ЧегоотнегоожидалБог?(Возм
ожно.БогожидалпокаянияАдама,чтоАдампопроситпрощения)
10.
КакзвалиродителейПресвятойБогородицы?(ИоакимиАнна)
11.
КакикогдародиласьПресвятаяБогородица?(Когдаееродителибылистаренькими, они очень сильно
молились и просили, чтобы Господь дал им
Дитя.Богуслышалихмолитвуиунихродиласьдевочка,которуюониназвалиМария)
12.
КакоеобещаниедалиИоакимиАннаБогуо своемРебенке?(ЧтоотдадутЕгона
воспитаниевхрам)
13.
КакиелюбимыезанятиябылиуДевыМарии?
(ЧтениеСвященногоПисаниеирукоделие)
14.
ГдеМариясталажитьпослетого,какпокинулахрам?
(Насталовремя,когдаМариянемоглабольшеоставатьсявхраме,родителиЕебыли
старенькимииумерли.И
Мариясталажитьв домеИосифа,гдеонзаботилсяоНейкакотецодочери)
15.
КакоесобытиевспоминаетсявпраздникБлаговещения? (Ангелвозвестил Деве Мари благую
(радостную) весть, что у Нее родится Младенец –Спасительмира)
16.
ГдеродилсяИисусХристос? (ВгородеВифлееме,впещере)
17.
КтопришелпоклонитьсяноворожденномуМладенцу?(Пастухи,волхвы)
18.
Как пастухи, волхвы узнали о рождении Спасителя? (Пастухам явился ангел
ивозвестилорожденииСпасителя.ВолхвынезадолгодорожденияИисусаХристаувидели
внебеяркуюзвездуипошли занею.Звезда указалапутьктомуместу,
гдеродилсяСпаситель)
19.
КтокрестилИисусаХриста?(ИоаннКреститель)
20.
ЧтопроизошловмоменткрещенияИисусаХриста? (Вдруготкрылисьнебесаи
ДухСвятойввидеголубясошелнаХриста,аИоанн
услышалголосснеба:«СейестьСынМойвозлюбленный,вКоторомМоеблаговоление»).
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Вопросы викторины
ПраздникВведениявохрамПресвятойБогородицы
ПраздникБлаговещенияПресвятойБогородицы,егоистория
ПраздникКрещенияГосподня(Богоявление)
СветлоеХристовоВоскресение.ПраздникПасхи
ПраздникВоздвиженияКрестаГосподня
Ктотакиесвятые? Мойсвятойпокровитель(рассказатьожизнисвятого,вчесть
котороготыназван)
КрещениеРуси
КазанскаяиконаБожиейМатери.Деньнародногоединства
Ктотакиемученикииисповедники?НовомученикииисповедникиРоссийские
ЗачемнуженВеликийпост?
Иконы.НерукотворныйОбразИисусаХриста
Обангелах.Ангел-хранитель
СвятойНиколайЧудотворец
ПреподобныйСергийРадонежский
ПреподобныйАмвросийОптинский.
Великомученица Екатерина.

17
18
19
20

Великомученикицелитель Пантелеймон
Блаженная КсенияПетербургская
БлаговерныйкнязьАлександрНевский
ВеликомученикиПобедоносецГеоргий.
3 класс

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Вопросы викторины
Библия.Еезначениедляверующихлюдей.Чтозначиттермин «Библия»,
«СвященноеПисание»?ИзчегосостоитБиблия?
КаиниАвель.Первоеневиданноеземлеюзлодеяние
Ноевковчег.Потоп
Авраам–отецверующих.Встречатрехпутниковподдубом
СынИакова–Иосиф,иегобратья
ИсходевреевизЕгипта.ВетхозаветнаяПасха
МоисейиСинайскоезаконодательство
Сорокалетнеестранствиеизавоеваниеземлиобетованной
ЦарьДавид.Псалтирь
ЦарьСоломон.Построениехрама.
Ктотакиебылисудьи?Расскажиободномизних
Ктотакиепророки?Расскажиободномизних
Чтотызнаешьостроениихрама?Расскажи,чтомыможемувидетьвнутрихрамаи
снаружи?
Осилемолитвы.Значениемолитвыдлячеловека.Молитвыпередпричастием,
зачемонинужны?
Пророческоеслужение.ПророкИсаия
ПророкИлия
ПророкИона
Вавилонскийплен.Триотрока—впечивавилонской
ПророкДаниил.Даниилворвельвином
Пророческоеслужение.ПророкИсаия
4 класс

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Вопросы викторины
Евангелие.Чтоозначаетслово«Евангелие»? Кемикаконибылинаписаны? Что
ещетызнаешьобЕвангелии?
Чтотакоепритча?Притчао10девах.Очемв ней
говорится?
Притчаонемилосердномдолжнике.Очемвнейговорится?Какнужноотноситься
кдолжникам?
Чудесаисцеления,совершенныеИисусомХристом.
Расскажиободномизних.
ПредтечаиКрестительИоанн.Егорождениеислужение.Какиетызнаешь
праздники,посвященныеИоаннуКрестителю?
СорокадневныйпостиискушенияИисусаХриставпустыне.
ТаинствоПокаяния.Исповедь–чтоэто?Вчемеезначение

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

длядушичеловека.
ТайнаяВечеря.КемикакбылоустановленоТаинствоПричастия.
Страстнаяседмица(неделя).КакпроводятСтрастную
седмицуправославныелюди?
Постныедниседмицы(недели),чтоониозначают?Какиедлительныепостыты
знаешь?Значениепостадлячеловека.
ПраздникуспенияПресвятойБогородицы.
Притчаосеятеле.
Притчаопшеницеиплевелах.
Укрощениебури.ИсцелениеГадаринскогобесноватого.
ВоскрешениедочериИаираиисцелениекровоточивой женщины.
УсекновениеглавыИоаннаПредтечи.
Чудесноенасыщениенародапятьюхлебами.Хождение ИисусаХристаповодам.
Исцелениедочерихананеянки.
ИсповеданиеПетра.ПредсказаниеИисусаХристаосвоихстраданиях,смерти
ивоскресении.
ВоскресениеГосподне.Пасха.Историяпраздника.Традициииобычаивпраздник
Пасхи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».