Логика 10 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"
РАССМОТРЕНА
на школьном МО учителей 5-11 классов,
рук. метод. объединения Решетников А.С.
(протокол от 06.05.2020 г. № 5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская
гимназия
13 мая 2021 г. №106

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по УВР Решетников А.С.
06.05.2021 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 13.05.2021 г. № 6)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по логике
на 2022-2023 учебный год
Основное общее образование
Класс:
10
Уровень: базовый
Учитель: Пигида Екатерина Олеговна
Разработана на основе:
1. Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (одобрена федеральным учебно – методическим объединением
по общему образованию протокол №1/15 от 08.04.2015;
2. Рабочая программа составлена на основе: Стандарта православного
компонента начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования для учебных заведений Российской федерации
3. СОП ООО НОЧУ Филофеевская гимназия;
4. Учебник: А. Д. Гетманова, В.А. Стасюк, И.В. Рынкова «Логика (для
духовных учебных заведений)». – М.: КНОРУС, 2016.- 272с.

г. Новый Уренгой
2022г.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА,

КУРСА

Формирование логической культуры является важнейшим аспектом духовнонравственного развития личности, совершенствования ее творческой сферы в
процессе познания, поэтому при изучении курса учитываются
Личностные результаты освоения курса, которыми являются:


мотивированность к учебной деятельности;



осознание ценности труда, творческой созидательной деятельности на

благо Отечества, своих близких;


воспитание патриотизма;



осознание ценности соработничества, коллективного творчества в

решении общих задач;


развитие таких качеств личности, как старательность, усердие,

ответственность, помощь ближнему, терпение и сострадания;


воспитание порядочности и ответственности;



овладение умением нравственного рассуждения в ситуациях выбора (на

примере анализа дилемм и других умозаключений);


развитие эстетических чувств, умения видеть прекрасное в жизни,

природе и искусстве.

Метапредметные результаты обучения проявляются в:


умении ставить цели и решать поставленные задачи до получения

положительного результата;


умении отделять главное от второстепенного, видеть приоритеты, цели

и задачи;


умении формулировать проблему и находить пути ее оптимального

решения системно и комплексно;


развитии способности к системному анализу жизненных ситуаций,

исторических явлений, учебного материала;


умении формулировать и обосновывать свою точку зрения, используя

различные формы доказательства и опровержения;



умении выполнять познавательные и практические задачи при анализе

причинно-следственных связей, определении сущностных характеристик предметов
и явлений, в процессе их сравнения, сопоставления и оценки;


умении работать с информацией: поиск и извлечение нужной

информации и др.


умение использовать логические знания в других областях знаний.

Предметные результаты освоения курса выражаются в:


знании форм познания: чувственной (ощущение, восприятие и

представление) и абстрактного мышления;


понимании связи логики и языка;



знании основных законов правильного мышления;



умении работать с понятиями, овладение такими мыслительными

операциями, как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование;


умении находить отношения между понятиями (с помощью кругов

Эйлера);


умении находить в учебных и художественных текстах понятия и

суждения; делать логический анализ текстов;


овладении простыми суждениями (суждения свойства, суждения

существования

и

суждения

с

отношениями)

и

сложными

суждениями

(образованными с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции,
импликации, эквиваленции и отрицания);


овладении дедуктивными

умозаключениями (непосредственными и

опосредованными);


умении записывать структуру сложных суждений и ряда дедуктивных

умозаключений в виде формул математической логики (на языке исчисления
высказываний);


овладении индуктивными умозаключениями и методами установления

причинных связей;


овладении

видами

аналогий:

аналогией

отношений, методами моделирования по аналогии;

свойств

и

аналогией



овладении дилеммами и их использованием в ситуациях сложного

выбора («из двух зол наименьшего»);


знании способов доказательства и опровержения;



овладении навыками ведения диалога; умении видеть ошибки в

рассуждении и споре, опровергать ложные тезисы и аргументы;


умении выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных

видах умозаключений, в доказательстве и опровержении;


умении решать логические задачи по теоретическому материалу.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Предмет и значение логики. Формы чувственного познания (ощущение,
восприятие, представление). Формы абстрактного мышления (понятие, суждение,
умозаключение).
Как возникла и развивалась логика. Роль логики в повышении культуры
мышления. Знание логики – рациональная основа процесса обучения.
Понятие. Понятие как форма мышления. Виды признаков предметов:
свойства, качества и отношения. Языковые формы выражения понятий. Роль
понятий в познании (на примерах математики, биологии и других школьных
дисциплин).
Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез,
сравнение, абстрагирование, обобщение. Объем и содержание понятия.
Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия.
Типы совместимости:

равнозначность, перекрещивание, подчинение.

Типы

несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Решение
задач, включающих 3–4 и большее число понятий.
Операции с классами (объемами) понятий: объединение, пересечение. Решение
задач, включающих 2, 3 или большее число классов.
Определение понятия. Реальные и номинальные определения, Правила
определения понятий. Ошибки, возможные в определении. Приемы, сходные с
определением понятий: описание, характеристика, разъяснение посредством
примера, сравнение, различение. Нахождение учащимися определений понятий и

использования приемов, их заменяющих, в школьных учебниках, в научной и
детской литературе.
Деление

понятий.

Виды

деления:

по

видоизменению

признака

и

дихотомическое (двучленное). Правила деления понятий. Возможные ошибки в
делении. Использование операции деления понятий и классификации в школьных
учебниках.
Обобщение и ограничение понятий. Использование этих логических
операций в процессе обучения.
Суждение (высказывание). Общая характеристика суждения. Суждение и
предложение.
Виды простых суждений: суждение свойства (атрибутивное), суждения
существования, суждения с отношениями.
Простое суждение и его состав: субъект, предикат, связка, кванторное слово.
Классификация простых суждений по качеству и количеству. Объединенная
классификация простых суждений по качеству и количеству. Приведение суждения
к четкой логической форме.
Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с
помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции
и

отрицания.

Составление

формул

для

сложных

суждений.

Приведение

содержательных примеров сложных суждений по данной формуле (например, по
формуле (a˄b) → (c̅ ˄(d˅e))).

Законы (принципы) правильного мышления
Основные

черты

правильного

мышления:

определенность,

последовательность, непротиворечивость и доказательность.
Общая характеристика законов (принципов) правильного мышления.
Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон
достаточного основания. Нахождение учащимися примеров, показывающих
нарушение этих законов в мышлении.
Дедуктивные умозаключения.

Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки;
заключение; логическая связь между посылками и заключением (вывод). Виды
умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии.
Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического
следования в правильно построенных дедуктивных умозаключениях.
Умозаключения непосредственные и опосредованные. Непосредственные
умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату.
Простой категорический силлогизм. Состав, фигуры, модусы, правила
категорического силлогизма.
Сокращенный

категорический

силлогизм (энтимема).

Полисиллогизмы.

Сориты.
Условные умозаключения. Чисто условные умозаключения. Условнокатегорические умозаключения.
Разделительные умозаключения. Чисто разделительные и разделительнокатегорические умозаключения.
Условно-разделительные умозаключения (дилеммы, трилеммы).
Индуктивные умозаключения.
Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Полная индукция и ее
использование в обучении.
Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через
простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов; научная
индукция. Условия повышения достоверности индуктивного умозаключения.

Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства.
Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль
индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в
познании и учебном процессе.
Умозаключения

по

аналогии.

Аналогия

и

ее

структура.

Виды

умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и
строгая аналогия. Ложная аналогия. Условия повышения степени вероятности
заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах

строгой аналогии. Роль аналогии в познании. Аналогия – логическая основа метода
моделирования в науке и технике. Использование аналогий в процессе обучения на
уроках истории, физики, астрономии, математики, биологии и др. Д. Пойа о
примерах применения аналогий в математике.
.
Логические

ошибки

относительно

доказываемого тезиса,

ошибки

в

аргументах доказательства и в форме доказательства.
Понятие о логических парадоксах («Куча», «Лысый», «Рогатый», «Мэр города»
и др.). Математические софизмы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
На 2022-2023 учебный год

10 класс
№
п/п
1.
2

3

Наименование
разделов и тем

Логические ошибки.
Парадоксы. Софизмы
Повторение тем «По
нятие», «Суждение»,
«Дедуктивные умо
заключения»
История логики;
Многозначные
и др. неклассические
логики
Всего

Всего
часов
9
12

14

35

Основные виды деятельности
учащихся
Различать формы познания.
Характеризовать формы
чувственного и рационального
познания. Объяснять смысл
понятия «логика».
Выявлять логические ошибки по
отношению к тезису, аргументам и
демонстрации.
Различать виды умозаключений.
Определять непосредственные
умозаключения.
Определять состав
категорического силлогизма.
Решать задачи, подготовка
презентаций, устный ответ на
поставленный вопрос; устное
сообщение по избранной теме;

Тест по теме «Логические ошибки. Парадоксы. Софизмы»
Тест по теме «Понятие. Суждение. Дедуктивные умозаключения»

Итоговая контрольная работа

Формы
контроля
Тест
Тест

промежуточ
ная
аттестация

Календарно – тематическое планирование по логике 10 класс
№ № в Сроки
Наименование разделов и тем
Примечание
п/п теме

1 полугодие (16 часов)
Логические ошибки. Парадоксы.
Софизмы(6часов ) Решение задач ( 3часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9

02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Ошибки относительно доказываемого тезиса
Ошибки в аргументах доказательства
Ошибки в форме доказательства
Софизмы
Софизмы
Понятие о логических парадоксах
Решение задач
Решение задач
Тест

Понятие, суждение, дедуктивные
умозаключения (6часов )
10

1

11.11

11
12
13
14
15

2
3
4
5
6

18.11
25.11
02.12
09.12
23.12

7

13.01

Решение задач ( 6 часов)
Основные логические приемы формирования
понятий
Содержание и обьем понятий
Определения понятий
Определения понятий
Решение задач
Решение задач

2 полугодие (16 часов)
16
17
18
19
20
21
22

8
9
10
11
12
1

20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
3.03

Классификация простых суждений по качеству и
количеству
Сложные суждения и его виды
Решение задач
Дедуктивные умозаключения
Решение задач
Решение задач
Итоговая контрольная работа

«История логики», «Многозначные и др.
неклассические логики» 14 часов,
23

2

10.03

24
25
26
27
28
29
3031
32
33

3
4
5
6
7
8
9-10

17.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05

Предыстория. Логика в Китае, Индии, Древней
Греции
Логика Платона
Логика Аристотеля
Логика Аристотеля
Логика в стоицизме
Логика в стоицизме
Логика в стоицизме
Индийская логика

11
12

12.05
19.05

Логика Китая
Логика в Европе

3435

13-14

26.05

Эпоха возрождения и новое время. Современность
Решение задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».