НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ, МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО" РАССМОТРЕНА на школьном МО учителей 5-11 классов, рук. метод. объединения Решетников А.С. (протокол от 06.05.2020 г. № 5) УТВЕРЖДЕНА приказом НОЧУ Филофеевская гимназия 13 мая 2021 г. №106 СОГЛАСОВАНА зам. директора по УВР Решетников А.С. 06.05.2021 г. ПРИНЯТА педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия (протокол от 13.05.2021 г. № 6) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по логике на 2022-2023 учебный год Основное общее образование Класс: 10 Уровень: базовый Учитель: Пигида Екатерина Олеговна Разработана на основе: 1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию протокол №1/15 от 08.04.2015; 2. Рабочая программа составлена на основе: Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской федерации 3. СОП ООО НОЧУ Филофеевская гимназия; 4. Учебник: А. Д. Гетманова, В.А. Стасюк, И.В. Рынкова «Логика (для духовных учебных заведений)». – М.: КНОРУС, 2016.- 272с. г. Новый Уренгой 2022г. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Формирование логической культуры является важнейшим аспектом духовнонравственного развития личности, совершенствования ее творческой сферы в процессе познания, поэтому при изучении курса учитываются Личностные результаты освоения курса, которыми являются: мотивированность к учебной деятельности; осознание ценности труда, творческой созидательной деятельности на благо Отечества, своих близких; воспитание патриотизма; осознание ценности соработничества, коллективного творчества в решении общих задач; развитие таких качеств личности, как старательность, усердие, ответственность, помощь ближнему, терпение и сострадания; воспитание порядочности и ответственности; овладение умением нравственного рассуждения в ситуациях выбора (на примере анализа дилемм и других умозаключений); развитие эстетических чувств, умения видеть прекрасное в жизни, природе и искусстве. Метапредметные результаты обучения проявляются в: умении ставить цели и решать поставленные задачи до получения положительного результата; умении отделять главное от второстепенного, видеть приоритеты, цели и задачи; умении формулировать проблему и находить пути ее оптимального решения системно и комплексно; развитии способности к системному анализу жизненных ситуаций, исторических явлений, учебного материала; умении формулировать и обосновывать свою точку зрения, используя различные формы доказательства и опровержения; умении выполнять познавательные и практические задачи при анализе причинно-следственных связей, определении сущностных характеристик предметов и явлений, в процессе их сравнения, сопоставления и оценки; умении работать с информацией: поиск и извлечение нужной информации и др. умение использовать логические знания в других областях знаний. Предметные результаты освоения курса выражаются в: знании форм познания: чувственной (ощущение, восприятие и представление) и абстрактного мышления; понимании связи логики и языка; знании основных законов правильного мышления; умении работать с понятиями, овладение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование; умении находить отношения между понятиями (с помощью кругов Эйлера); умении находить в учебных и художественных текстах понятия и суждения; делать логический анализ текстов; овладении простыми суждениями (суждения свойства, суждения существования и суждения с отношениями) и сложными суждениями (образованными с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания); овладении дедуктивными умозаключениями (непосредственными и опосредованными); умении записывать структуру сложных суждений и ряда дедуктивных умозаключений в виде формул математической логики (на языке исчисления высказываний); овладении индуктивными умозаключениями и методами установления причинных связей; овладении видами аналогий: аналогией отношений, методами моделирования по аналогии; свойств и аналогией овладении дилеммами и их использованием в ситуациях сложного выбора («из двух зол наименьшего»); знании способов доказательства и опровержения; овладении навыками ведения диалога; умении видеть ошибки в рассуждении и споре, опровергать ложные тезисы и аргументы; умении выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении; умении решать логические задачи по теоретическому материалу. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Предмет и значение логики. Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Формы абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). Как возникла и развивалась логика. Роль логики в повышении культуры мышления. Знание логики – рациональная основа процесса обучения. Понятие. Понятие как форма мышления. Виды признаков предметов: свойства, качества и отношения. Языковые формы выражения понятий. Роль понятий в познании (на примерах математики, биологии и других школьных дисциплин). Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Объем и содержание понятия. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, перекрещивание, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Решение задач, включающих 3–4 и большее число понятий. Операции с классами (объемами) понятий: объединение, пересечение. Решение задач, включающих 2, 3 или большее число классов. Определение понятия. Реальные и номинальные определения, Правила определения понятий. Ошибки, возможные в определении. Приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение. Нахождение учащимися определений понятий и использования приемов, их заменяющих, в школьных учебниках, в научной и детской литературе. Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое (двучленное). Правила деления понятий. Возможные ошибки в делении. Использование операции деления понятий и классификации в школьных учебниках. Обобщение и ограничение понятий. Использование этих логических операций в процессе обучения. Суждение (высказывание). Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Виды простых суждений: суждение свойства (атрибутивное), суждения существования, суждения с отношениями. Простое суждение и его состав: субъект, предикат, связка, кванторное слово. Классификация простых суждений по качеству и количеству. Объединенная классификация простых суждений по качеству и количеству. Приведение суждения к четкой логической форме. Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Составление формул для сложных суждений. Приведение содержательных примеров сложных суждений по данной формуле (например, по формуле (a˄b) → (c̅ ˄(d˅e))). Законы (принципы) правильного мышления Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность. Общая характеристика законов (принципов) правильного мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Нахождение учащимися примеров, показывающих нарушение этих законов в мышлении. Дедуктивные умозаключения. Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки; заключение; логическая связь между посылками и заключением (вывод). Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии. Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического следования в правильно построенных дедуктивных умозаключениях. Умозаключения непосредственные и опосредованные. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату. Простой категорический силлогизм. Состав, фигуры, модусы, правила категорического силлогизма. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). Полисиллогизмы. Сориты. Условные умозаключения. Чисто условные умозаключения. Условнокатегорические умозаключения. Разделительные умозаключения. Чисто разделительные и разделительнокатегорические умозаключения. Условно-разделительные умозаключения (дилеммы, трилеммы). Индуктивные умозаключения. Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Полная индукция и ее использование в обучении. Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов; научная индукция. Условия повышения достоверности индуктивного умозаключения. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании и учебном процессе. Умозаключения по аналогии. Аналогия и ее структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Ложная аналогия. Условия повышения степени вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии. Роль аналогии в познании. Аналогия – логическая основа метода моделирования в науке и технике. Использование аналогий в процессе обучения на уроках истории, физики, астрономии, математики, биологии и др. Д. Пойа о примерах применения аналогий в математике. . Логические ошибки относительно доказываемого тезиса, ошибки в аргументах доказательства и в форме доказательства. Понятие о логических парадоксах («Куча», «Лысый», «Рогатый», «Мэр города» и др.). Математические софизмы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ На 2022-2023 учебный год 10 класс № п/п 1. 2 3 Наименование разделов и тем Логические ошибки. Парадоксы. Софизмы Повторение тем «По нятие», «Суждение», «Дедуктивные умо заключения» История логики; Многозначные и др. неклассические логики Всего Всего часов 9 12 14 35 Основные виды деятельности учащихся Различать формы познания. Характеризовать формы чувственного и рационального познания. Объяснять смысл понятия «логика». Выявлять логические ошибки по отношению к тезису, аргументам и демонстрации. Различать виды умозаключений. Определять непосредственные умозаключения. Определять состав категорического силлогизма. Решать задачи, подготовка презентаций, устный ответ на поставленный вопрос; устное сообщение по избранной теме; Тест по теме «Логические ошибки. Парадоксы. Софизмы» Тест по теме «Понятие. Суждение. Дедуктивные умозаключения» Итоговая контрольная работа Формы контроля Тест Тест промежуточ ная аттестация Календарно – тематическое планирование по логике 10 класс № № в Сроки Наименование разделов и тем Примечание п/п теме 1 полугодие (16 часов) Логические ошибки. Парадоксы. Софизмы(6часов ) Решение задач ( 3часов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 02.09 09.09 16.09 23.09 30.09 07.10 14.10 21.10 28.10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ошибки относительно доказываемого тезиса Ошибки в аргументах доказательства Ошибки в форме доказательства Софизмы Софизмы Понятие о логических парадоксах Решение задач Решение задач Тест Понятие, суждение, дедуктивные умозаключения (6часов ) 10 1 11.11 11 12 13 14 15 2 3 4 5 6 18.11 25.11 02.12 09.12 23.12 7 13.01 Решение задач ( 6 часов) Основные логические приемы формирования понятий Содержание и обьем понятий Определения понятий Определения понятий Решение задач Решение задач 2 полугодие (16 часов) 16 17 18 19 20 21 22 8 9 10 11 12 1 20.01 27.01 03.02 10.02 17.02 3.03 Классификация простых суждений по качеству и количеству Сложные суждения и его виды Решение задач Дедуктивные умозаключения Решение задач Решение задач Итоговая контрольная работа «История логики», «Многозначные и др. неклассические логики» 14 часов, 23 2 10.03 24 25 26 27 28 29 3031 32 33 3 4 5 6 7 8 9-10 17.03 31.03 07.04 14.04 21.04 28.04 05.05 Предыстория. Логика в Китае, Индии, Древней Греции Логика Платона Логика Аристотеля Логика Аристотеля Логика в стоицизме Логика в стоицизме Логика в стоицизме Индийская логика 11 12 12.05 19.05 Логика Китая Логика в Европе 3435 13-14 26.05 Эпоха возрождения и новое время. Современность Решение задач