Основы православной веры 10-11 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,

МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"
РАССМОТРЕНА
на школьном МО учителей 5-11 классов,
рук. метод. объединения Решетников А.С.
(протокол от 13.05.2022 г. № 5

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская гимназия
16 мая 2022 г. №106

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по УВР Решетников А.С.
16.05.2022 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 16.05.2022 г. № 9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По основам православной веры
на 2022-2023 учебный год
Среднее общее образование
Класс:
10 -11
Уровень: базовый
Учитель: Решетников Александр Сергеевич
Разработана на основе:
1. Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования
(одобрена
федеральным
учебно
–
методическим
объединением по общему образованию протокол №1/15 от 08.04.2015;
2. Рабочая программа составлена на основе: Стандарта православного
компонента начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования для учебных заведений Российской федерации
3. ООП СОО НОЧУ Филофеевская гимназия;
4. Учебник: 4. Учебник: Закон Божий для семьи и школы. Протоиерей
Серафим Слободской – сост. Репринтное издание – СПб: «Кифа». 2017. –
729с.

г. Новый Уренгой
2022г.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА, КУРСА

Глубокое осознание жизни во Христе, Его смирения, ига Христова, пути
спасения как крестоношения.
Утверждение в духовной жизни. Формирование твердых нравственных устоев
и взглядов на жизнь в современном мире и обществе.
Готовность и желание к работе на приходах в сфере социального,
молодежного или катехизаторского служения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
Практических:


утвердиться в любви к Богу и преданности православной вере;



формировать высоко духовного и нравственно целостного чада

Церкви и гражданского общества;


формировать чувство духовного самосохранения и неприятия

лжеучений;


научить различать лжеучения и аргументировано отстаивать свою

религиозную позицию;


формировать умения применять полученные в ходе изучения

предмета знания. Способность рассказать о своей вере, следуя словам апостола
Петра:

«[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем

уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» 1 Пет.3:15].
Познавательных:


развивать

способности

и

стремления

к

самопознанию,

систематической работе над собой, выражаясь словами Свт. Василия Великого, «внимать себе»;


развивать стремление и способность самостоятельно анализировать

исторические и политические события и их последствия в контексте православного
мировоззрения;


развивать интерес, потребность и способности к дальнейшему

самостоятельному изучению и осмыслению православного вероучения.

Коммуникативных:


формировать стремления реализовывать христианские заповеди в

собственной жизни, в общении с ближними;


развивать и укреплять такие качества православного христианина,

как человеколюбие, сострадание, способность идти на уступки, трудолюбие,
правдивость, деликатность, отзывчивость и внимательность к людям, патриотизм и
др., следуя Евангельской заповеди: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»
[Мф.7:12];


научить видеть в жертвенном служении Богу и людям подлинное

счастье (блаженство) и исполнение своего человеческого предназначения.

Изучение «Основ православной веры» учащимися в 10 и 11 классах старшей
школы должно стать обобщением всего курса. На этой ступени обучения
обучающиеся должны получить достаточно полное знание о православной вере,
приобрести четкие векторы направленности в своем дальнейшем духовноинтеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих
знаний, как в личной, так и в общественной жизни.
Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также
остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой
работы должны стать следующие компетенции:
•

развитие

аналитического

подхода

к

осмыслению

изучаемого

материала в контексте православного вероучения;
•

умение выбирать и использовать различные источники знаний,

анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;
•

развитие нравственного отношения к знанию: знания не ради

собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и
Отечеству;
•

формирование целостной картины мира на основе православного

мировоззрения и мировосприятия;

Личностные

результаты

освоения

выпускниками

старшей

школы

программы по «Основам православной веры» выражаются в следующем:
•

твердое стояние в православной вере, её традиции и культуре;

•

осознание себя чадом Православной Церкви;

•

приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению

внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;
•

обретение православной жизненной позиции и мировоззрения,

личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и
обществом;
•

приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и

дальнейшем духовном развитии;
•

приобретение знаний и опыта в апологетике (защите) и проповеди

православной веры;
•

приобретение твердых моральных устоев, христианского образа

поведения и отношения к людям;
•

чувство личной ответственности за мир, в котором живем.

Предметные

результаты

освоения

выпускниками

старшей

школы

программы по «Основам православной веры» выражаются в следующем:
•

понимание термина «религия» и знание отличия религии от секты;

•

знание основных аргументов доказательства бытия Божия;

•

знание основ христианской антропологии, учения о душе и теле

человека;
•

знание и умение рассказать о богословском и литургическом значении

православных Таинств;
•

знание и умение рассказать о православном богослужении;

•

знание основных отличий православия от католицизма;

•

понимание ошибочности учения Римо-Католической Церкви о

примасе папы, о Деве Марии, о Филиокве и чистилище;
•

знание и понимание ошибочности протестантского учения об

«оправдании верой», отрицании Предания, их литургической и мистической
несостоятельности;
•

знание классификации сект;

•
Иеговы,

представление об учении и внутреннем устроении сект: Свидетели
Мармоны,

Саентология,

Мунизм,

Общество

сознания

Кришны,

“Трансцендентальная медитация” (ТМ), “Сахаджа йога”; Неопятидесятники
(харизматики), «Семья», « Церковь Христа», Культы “Новой эры»: Движение “Нью
эйдж”, “Богородичный центр” — “Православная Церковь Божией Матери
Державная”, “Белое братство”, Секта Виссариона — “Община единой веры” —
“Церковь последнего завета”, Порфирий Иванов и секта “ивановцев”;
•

знание

о

неоязыческом

движении,

понимание

опасности

и

вредоносности подобного явления;
•

знание причин и следствий грехопадения; путей борьбы с грехом и

противодействия злу, осознание покаяния как « пути домой»;
•

представление о христианском браке и нормах христианского

поведения (христианской этике);
•

знание и понимание того, «что значит быть христианином»;

•

знание основ общественной нравственности, этики общественного

служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в
Православии и этике.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное

богословие

(апологетика).

Этимология

слова

«религия».

Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и в сверхчувственный
мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с
нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Отличие Церкви
от тоталитарной секты. Доказательства бытия Бога. Нравственный аргумент.
Онтологический аргумент. Космологический аргумент. Православное учение о
душе. Проблема души, ее существования и бессмертия. Отношение христианства к
человеческому

телу.

Важность

телесной

жизни

для

спасения

человека,

догматические основания для этого - Боговоплощение Иисуса Христа, Воскресение
из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной

жизни человека. Заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (преп.
Максим Исповедник, авва Фалассий).
Литургика и Литургическое богословие. (Богослужения и Таинства).
Символический и богословский смысл Таинств Церкви. Богослужение Страстной
Седмицы: символика, богословский смысл, основные литургические особенности.
Сравнительное Богословие. Католицизм. Отличие от православного учения
о Троице. Учение о верховной церковной власти епископа Рима. Догмат о
вероучительной непогрешимости Римского первосвященника. Римо-католическое
учение

о

спасении.

Материальные

догматы

Римо-католической

Церкви.

Протестантизм (обзорно). Отвержение Церковного Предания и авторитета
Соборной Апостольской Церкви в вопросах веры и церковной организации.
Учение

об оправдании верою. Отличие от православного учения о спасении.

Современное состояние и упадок протестантизма. Экуменическое движение.
Сектоведение. Тоталитарные секты: общие понятия. Классификация сект.
Обзорно о сектах: Свидетели Иеговы, Мармоны,

Саентология, Мунизм.

Псевдоиндуистские секты: Общество сознания Кришны, “Трансцендентальная
медитация”

(ТМ),

“Сахаджа

йога”

и

другие.

Псевдобиблейские

секты:

Неопятидесятники (харизматики), «Семья», « Церковь Христа». Культы “Новой
эры»:

Движение

“Нью

эйдж”.

Секты

отечественного

происхождения:

“Богородичный центр” — “Православная Церковь Божией Матери Державная”,
“Белое братство”, Секта Виссариона — “Община единой веры” — “Церковь
последнего

завета”.

Парфирий Иванов и секта «ивановцы». Неоязычество («родноверие», «традиции»,
«ведизм»).
Нравственное богословие (в форме бесед, рассуждений). Божественное
откровение как источник нравственного знания. Грехопадение человека и падшесть
человеческой природы. Создание человека по образу и подобию Божию.
Богообразный
грехопадении

человек. Событие и сущность грехопадения. Роль диавола в
человека.

Грехопадение,

причины

человеческой природы (повреждение ума,

и

следствия,

ложь и слушание

искажение
обмана,

нерассудительность,

стремление

к

самостному

знанию,

любопытство).

Повреждение воли. Непослушание Богу. Своеволие. Гордость. Самолюбие.
Злоупотребление богодарованной свободой. Свобода и воля. Нравственная
поврежденность. Нелюбовь к Богу. Неблагодарность. Глупость. Покаяние как
«путь домой». Осознание ошибок и покаянные переживания. Беседы о покаянии
(на примере 50 Псалма и житий святых). Понятие о грехе и добродетели.
Нравственный путь. Воздержание,

преодоление себя,

самоотвержение,

жертвенность, подвиг. Начала аскетической жизни. Любовь к ближнему. "Заповедь
новую даю вам..."

Свойства любви. Любовь к Богу и ближнему в их

взаимодействии. Семейная этика: супружеские отношения. Семейная этика:
взаимоотношения между родителями и детьми. Христос – второй Адам.
Возрождение

и явление совершенного человека.

Подражание Христу (быть

христианином - значит следовать за Христом, уподобляться Ему). Иисус Христос образец нравственной жизни. Святость в миру. Служение и блаженство. Заповеди
блаженств

как

путь

нравственного

восхождения

(«Служение

требует

жертвенности, а жертвенность невозможна без непрерывного и глубокого
покаяния»).

Общественная нравственность. Этика общественного служения.

Добродетели современного христианина. Православие и этика.
3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Учебно-тематический план 10 класс.
№
п/п
1.
2.

3.

Всего
часов

Основные виды деятельности учащихся

Формы контроля

Основное богословие
(апологетика)
Сравнительное
Богословие

8

Контрольная
работа

Литургика и
Литургическое
богословие

14

Отличать Церковь от секты,
аргументировано пояснять эти
отличия. Объяснять основные
аргументы доказательства бытия
Бога. Понимать и объяснять
соотношение духовной и телесной
природы в человеке, их
взаимозависимость. Формулировать

Наименование
разделов и тем

13

Контрольная
работа

Итого:

35

христианское отношение к душе и
Промежуточн
телу. Уметь аргументировано
ая аттестация
отстаивать учение о Воскресении
Спасителя. Уметь объяснять
богословский смыл Таинств. Уметь
аргументировано объяснять
символику, богословский смысл,
основные литургические
особенности служб Страстной
седмицы. Знать основные
догматические отличия католичества
и протестантизма от Православия.
Подготовка презентаций, устный
ответ на поставленный вопрос;
устное сообщение по избранной
теме;

1. Контрольная работа на тему «Основное и сравнительное богословие»
2.Контрольная работа по теме «Литургика»
Учебно-тематический план 11 класс.
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Всего
часов

Основные виды деятельности учащихся

Отличать Церковь от секты, Контрольная
знать определение и основные работа
отличительные черты сект. Уметь
отличать секты от традиционных Контрольная
религий. Знать методы вербовки в работа
секты.
Уметь
уклониться
от
сектантской навязчивости. Знать
православное учение о человеке.
Понимать последствия грехопадения
и видеть пути преодоления их.
Осознавать необходимость покаяния
в жизни человека. Приводить
примеры нравственных побед из
житий святых или современников.
Осознавать Господа Иисуса Христа
как Единственного Спасителя и
нравственный ориентир в мире. Знать
и переносить в свою жизнь этику
христианских отношений с людьми.
Понимать
добродетель,
как
исполнение воли Божией.
Обсуждать и искать пути реализации
своих
благих
стремлений
в

1.

Сектоведение

14

2.

Нравственное
богословие

20

Итого:

34

Формы контроля

практической жизни.
Подготовка презентаций, устный
ответ на поставленный вопрос;
устное сообщение по избранной
теме;

1. Контрольная работа на тему «Сектоведение»
2. Контрольная работа «Нравственное богословие»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2022-2023 учебный год
10 класс
№ п/п

Тема урока

Дата

1 полугодие
1

Природа человека и его религиозные потребности. Понятие
христианской апологетики. Предмет Основного богословия.

2

Понятие о религии. Многообразие религий. Необходимые
элементы религии.

14.09

3

Различные гипотезы о происхождении религии
(натуралистическая, анималистическая социальная и др.)

21.09

4

Религия и наука Свв. отцы об отношении веры и знания.

28.09

5

Доказательства бытия Бога. Нравственный аргумент.
Онтологический аргумент. Космологический аргумент.

05.10

6

Православное учение о душе. Проблема души, ее
существования и бессмертия.

12.10

7

Отношение христианства к человеческому телу.

19.10

8

Важность телесной жизни для спасения человека,
догматические основания для этого – воплощение Христа.
Историческая реальность Господа Иисуса Христа.

26.10

9

Повторение по разделу «Основное богословие»

09.11

10

Определение сравнительного богословия, его цели и задачи.

16.11

11

Католицизм. Отличие от православного учения о Троице.

23.11

7.09

12

Догмат о вероучительной непогрешимости Римского
первосвященника. Римо-католическое

13

Учение о спасении. Материальные догматы Римо-католической
Церкви.

14

Римско-католическое учение об нахождении Святого Духа от
Отца и Сына ("филиокве"). Святоотеческое учение о
нахождении Св. Духа.

14.12

15

Римско-католическая мариология. Догмат о непорочном
зачатии Девы Марии

21.12

30.11
7.12

2 полугодие
16

Особенности римско-католического учения о таинствах.
Действительность и спасительная действенность таинства,
отступления католиков от древних церковных установлений в
способе совершения таинств - догматическое значение.

11.01

17

Основные монашеские ордена и их основатели, специфика
католической мистики, ее оценка в православном богословии.

18.01

18

Реформация. Протестантизм. Отвержение Церковного
Предания и авторитета Соборной Апостольской Церкви в
вопросах веры и церковной организации.

25.01

19

Учение об оправдании верою. Отличие от православного
учения о спасении.

1.02

20

Современное состояние и упадок протестантизма.
Экуменическое движение.

8.02

21

Контрольная работа на тему «Основное и сравнительное
богословие»

15.02

22

Обобщающее занятие на тему «Сравнительное богословие»

22.02

23

Литургика и Литургическое богословие

24

Церковный Устав (Типикон), богослужебные книги, справочная
литература.

15.03

25

Священнослужители. Иерархические степени клира: епископ,
пресвитер, диакон. Церковнослужители: алтарник-пономарь,
звонарь, просфорник и др.

29.03

26

Суточный круг богослужения

05.04

27

Годичный круг богослужения

12.04

28

Чинопоследование Божественной Литургии.

19.04

1.03

29

Богослужения и Таинства Символический и богословский
смысл Таинств Церкви.

30

Богослужение Страстной Седмицы, символика, богословский
смысл, основные литургические особенности.

31

Обобщающее занятие по рзделу «Литургика». Итоговое

26.04
3.05
10.05

занятие

32

Урок - повторение

17.05

33

Урок - повторение

24.05

11 класс
№ п/п

Тема урока

Дата

1полугодие
1

Введение в Сектоведение Тоталитарные секты: общие понятия.
Классификация сект.

1.09

2

Секты Древней Церкви. Причины возникновения сектантства.
Гностицизм, манихейство, монтанитзм.

8.09

3

Средневековое сектантство. Восточные секты: павликане,
богомилы, арсениты ,варлаамиты.

15.09

4

Возникновение протестантского сектантства. Причины, условия,
исторические этапы. Анабаптизм, меннониты, квакеры, баптизм,
адвентизм.

22.09

5

Современные секты. Свидетели Иеговы, мармоны.

29.09

6

Саентология, мунизм

7

Псевдоиндуистские секты: «Общество сознания Кришны»,
«Трансцендентальная медитация» (ТМ), «Сахаджа йога» и другие.

13.10

8

Псевдобиблейские секты: «Неопятидесятники», «Семья», «Церковь
Христа».

20.10

9

Культы «Новой эры»: Движение «Нью эйдж».

27.10

10

Секты отечественного происхождения: «Богородичный центр» —
«Православная Церковь Божией Матери Державная», «Белое
братство», секта Виссариона — «Община единой веры» —
«Церковь последнего завета».

10.11

6.10

11

Парфирий Иванов и секта «ивановцы».

17.11

12

Неоязычество ( «родноверие», «традиции», «ведизм»)

24.11

13

Обобщающее занятие по разделу «Сектоведение»

1.12

14

Повторение по теме: «Сектоведение»

8.12

15

Введение в нравственное богословие

15.12

16

Божественное откровение как источник нравственного знания.

22.12

2 полугодие
17

Грехопадение человека и падшесть человеческой природы

12.01

18

Повреждение воли. Непослушание Богу. Своеволие. Гордость.
Самолюбие. Злоупотребление богодарованной свободой. Свобода
и воля. Нравственная поврежденность.

19.01

19

Покаяние как «путь домой». Осознание ошибок и покаянные
переживания. Беседы о покаянии (на примере 50-го Псалма и
житий святых).

26.01

20

Понятие o добродетели. Нравственный путь. Воздержание,
преодоление себя, самоотвержение, жертвенность, подвиг. Начала
аскетической жизни.

2.02

21

Любовь к ближнему. «Заповедь новую даю вам...» Свойства
любви. Любовь к Богу и ближнему в их взаимодействии.

9.02

22

Чтение Евангельского текста

23

Христианин как член общества и государства.

2.03

24

Семейная этика: супружеские отношения.

9.03

25

Семейная этика: взаимоотношения между родителями и детьми.

16.03

26

Исследовательская работа «История моей семьи»

30.03

27

Христос – второй Адам. Возрождение и явление совершенного
человека. Подражание Христу (быть христианином – значит
следовать за Христом, уподобляться Ему). Иисус Христос –
образец нравственной жизни.

28

Святость в миру. Служение и блаженство. Заповеди блаженств как
путь нравственного восхождения («Служение требует
жертвенности, а жертвенность невозможна без непрерывного и
глубокого покаяния»).

16.02

6.04

13.04

29

Общественная нравственность. Этика общественного служения.

20.04

30

Добродетели современного христианина. Православие и этика.

27.04

31

Мероприятие "Доброе дело"

32

Повторение по разделу: «Нравственное богословие»

11.05

33

Урок повторение

18.05

Контрольная работа № 1
по теме: «Основное богословие и сравнительное богословие» для 10 класса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Что означает термин «религия»?
Какие существуют гипотезы происхождения религии?
Назовите основные аргументы Бытия Бога
Что изучает предмет сравнительное богословие?
Чем отличаются православная и католическая церкви?
В чем заключается суть учения католической церкви «О Филиокве»?
Сравните православное и католическое учение о Божией Матери
Расскажите историю и основные отличительные особенности учения
протестантизма?
Учение о спасении Мартина Лютера
Учение о предопределении Божием Ж. Кальвина

4.05

Контрольная работа № 2
по теме: «Литургика» для 10 класса
Что изучает предмет литургика?
Назовите церковные чины в иерархическом порядке
Перечислите главные праздники годового цикла богослужений
Напишите названия всех церковных таинств и поясните их символическое
значение
5. Назовите основные этапы Божественной Литургии и их богословское
значение;
6. Что означает в православной церкви Страстная седмица;
7. Какие события из жизни Иисуса Христа вспоминаются во время Страстной
седмицы.
1.
2.
3.
4.

Контрольная работа № 1
по теме: «Сектоведение» для 11 класса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Что такое секта
Назовите чем церковь отличается от секты?
Перечислите секты а первые века христианства
Назовите секты протестантского толка
Свидетели Иеговы: история, вероучение, современное положение;
Секты индуиского толка
Российские секты 90 годов XX века

Контрольная работа № 2
по теме: «Нравственное богословие» для 11 класса
1. Что изучает предмет «Нравственное богословие»?
2. Назовите смертные грехи в православном богословии
3. Перечислите основные христианские добродетели и поясните их основной
смысл
4. Поясните значение заповеди «О любви к ближнему»
5. В чем заключается суть учения Православной церкви о семье


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».