Латинский язык 10 класс

"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"

РАССМОТРЕНА
на школьном МО классных руководителей
рук. метод. объединения Гриднева И. С.
(протокол от 13 мая 2022г. № 5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская
гимназия
16 мая 2022 г. № 165

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по ВР Гриднева И. С.
13 мая 2022 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 16. 05. 2022г. № 9)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Латинский язык»
на 2022-2023 учебный год
Основное общее образование
Класс: 10
Уровень: базовый
Авторы – составители: Корда Василий Дмитриевич
Разработана на основе:
1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию
протокол №1/15 от 08.04.2015;
2. Рабочая программа составлена на основе: Стандарта православного компонента
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для
учебных заведений Российской федерации;
3. ООП СОО НОЧУ Филофеевская гимназия;
3. Учебник: Учебник: ARSGRAMMATICA Книга о латинском языке; Сост.

Белов А. М. «Греко-латинский кабинет», Москва - 2007

Новый Уренгой, 2022г.

Общая характеристика программы
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для
основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания
общего образования и Требований к результатам основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном стандарте
общего образования второго поколения, а также Фундаментального ядра
православного компонента образовательного стандарта. В ней также
учитываются

основные

идеи

и

положения

программы

развития

и

формирования универсальных учебных действий для основного общего
образования, преемственность с примерными программами начального
общего образования.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих
программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного
курса древнегреческого и латинского языков, за пределами которого остается
возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания
образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить
собственный подход к структурированию учебного материала, определению
последовательности его изучения, расширению объема (детализации)
содержания, а также определению путей формирования системы знаний,
умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации
учащихся.

Рабочие

программы,

составленные

на

основе

примерной

программы, могут использоваться в учебных заведениях разного типа и
разной специализации.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие
всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в примерных
программах для начального общего образования. Однако содержание
примерной

программы

для

основной

школы

имеет

особенности,

обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего

среднего

образования;

во-вторых,

психологическими

и

возрастными

особенностями обучаемых.
В примерной программе обозначено целеполагание предметных курсов
на

разных

уровнях:

индивидуальных

целей;

на
на

уровне

метапредметных,

уровне

метапредметных,

предметных,

и

предметных

и

индивидуальных образовательных результатов (требований); на уровне
учебных действий.

Примерная программа включает четыре раздела:
«Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в
достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и
основные результаты изучения предмета «Латинский язык» на нескольких
уровнях — индивидуальном, метапредметном, предметном, дается общая
характеристика курса «Древнегреческий язык» и «Латинский язык», его
места в базисном учебном плане.
«Основное содержание», где представлено изучаемое содержание,
объединенное в содержательные блоки.
«Примерное тематическое планирование», в котором дан примерный
перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой
темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных
видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
«Рекомендации по оснащению учебного процесса», которые содержат
характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования,
обеспечивающих

результативность

преподавания

латинского языков в современной школе.

древнегреческого

и

Пояснительная записка
Необходимость

введения

классического

компонента

в

общеобразовательные школы определяется тем, что вся предшествующая
культурная и духовная традиция России и всей Европы связана с
классическими языками и греко-римской культурой. Европейская культура
единственная приобрела планетарное распространение, и именно она
продолжает определять все дальнейшее развитие человечества. Мы упускаем
правильное и корректное понимание европейской истории и культуры, если
не владеем хотя бы азами классического образования.
То же самое следует сказать и о культуре России как части
европейского образовательного пространства: в целом ряде своих самых
существенных

проявлений

(в

политике,

военном

искусстве,

науке,

архитектуре, литературе, и пр.) она оказывается непонятной для нас без учета
тех образовательных парадигм, которые определяли идеи и подходы великих
деятелей нашей культуры.
История Русской Православной Церкви связана с греками, причем как
со святоотеческой литературой, богословием, языком Церкви, так и с
классическими авторами, которые служили, в частности, образцами
церковного красноречия. Греческий и латинский язык – два первых языка
христианской Церкви.
Для России изучение древнегреческого и латинского языков является
закономерным и естественным, поскольку своей письменностью, а также
своей церковной и духовной жизнью она тесно связана с Византией. Не
владея этим материалом, мы не поймем не только богословские, но и
литературные тексты: мы разучимся понимать «Слово о законе и благодати»,
древнейший

памятник

русской

литературы,

демонстрирующего

великолепное владения его автора, митрополита Илариона, классической
риторикой. Мы перестаем понимать русскую литературу 18-19 веков,
античные мотивы в которой играют важнейшую роль. Церковная риторика

19 века также остается вне поля зрения без понимания ее античных и
святоотеческих корней.
Без знания античности нельзя понять историю европейских искусств,
поскольку она в значительной степени построена либо на библейских, либо
на античных сюжетах. Не приобщая учащихся хотя бы к азам классического
образования, мы невероятно сужаем их кругозор и закрываем им доступ к
большей части мирового культурного наследия.
Цель — приобщить учащихся в полном объеме к традиции
европейского образования, к которой Россия была безупречно подключена в
течение тысячи лет вплоть до 1918, когда была сделана попытка отлучить
Россию от греческого и латинского языков и духовной составляющей
образования; важно ознакомить учащихся с классическими языками также и
ради того, чтобы привить им навыки чтения написанных на них сложных
текстов высокого духовной и культурной ценности.
Задачи: дать вводные курсы древнегреческого языка и греческой культуры,
латинского языка и латинской культуры; дать представления об истории того
и другого языка; обеспечить овладение грамматикой древнегреческого и
латинского языков в системе, а также систематически овладеть синтаксисом,
и на основе этого владения – чтение сначала учебных текстов, а потом
оригинальных текстов авторов.
Основная задача – научить читать, анализировать и корректно
интерпретировать сложные тексты, написанные образцовыми авторами,
писавшими на греческом и латинском языке (такими как: военным,
историком, философом, литератором, Ксенофонтом, политиком и философом
Платоном, политиком и ритором Исократом, политиком и ритором
Демосфеном; с учителями Церкви свт. Василием Великим, свт. Григорием
Богословом; политиком, государственным деятелем, оратором Цицероном,
политиком, полководцем, ученым, императором Цезарем, политиком,
историками Саллюстием, Титом Ливием, поэтами Вергилием, Горацием;
богословом Лактанцием, ученым, переводчиком-богословом Иеронимом,

философом, богословом Августином); привить навыки чтения в оригинале
Нового Завета, Септуагинты и богослужебных текстов.
Требования: курсы по древнегреческому и латинскому языкам
должны быть всеохватными, разносторонними, хорошо иллюстрированными
для их полноценного понимания и освоения; при составлении пособий
максимально использовать современные технологии.
Целями изучения древнегреческого языка в основной школе являются:

формирование духовно развитого человека и гражданина, обладающего
национальным

самосознанием,

чувством

патриотизма,

способного

самостоятельно мыслить;
формирование

представления о языке первой европейской культуры, в

рамках которой было осуществлено «евангельское приуготовление» и
подготовлены

возможности

для

освоения,

развития

и

вселенского

распространения нового христианского учения; познакомить с греческим
языком

как

языком

православного

богословия;

раскрыть

связь

церковнославянского языка как богослужебного с языком греческого
богослужения; показать теснейшую связь русского, церковнославянского и
древнегреческого языков;
приобщение

к

истокам

христианской

письменности

на

языке

оригинала, к античным истокам и основам европейской науки, литературы и
культуры во времена их зарождения и расцвета.

Целями изучения латинского языка в основной школе являются:

формирование представления о греко-римской цивилизации как основе

культуры современной Европы;
понимание постоянной связи латинского языка с греческим на всем
протяжении

развития

латинского

языка;

показать

важнейшую

роль

латинского языка для европейской культуры;
формирование представление о связи русского и латинского языков.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курсов «Древнегреческий язык» и «Латинский язык» в основной
школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на
достижение

индивидуальных,

метапредметных

и

предметных

целей

обучения, что возможно путем формирования и развития коммуникативной,
языковой

и

лингвистической

(языковедческой)

и

культуроведческой

компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение навыками чтения
и понимания текстов, написанных на древнегреческом и латинском языках.
Умение пользоваться греческо-русскими и латинско-русскими словарями,
Интернет-ресурсами, электронными базами греческих и латинских текстов.
Языковая

и

лингвистическая

(языковедческая)

компетенции

предполагают освоение необходимых знаний о древних языках: об их
происхождении, развитии, устройстве и функционировании; овладение
основными нормами классических языков (грамматикой и синтаксисом,
основами стилистики), обогащение словарного запаса речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Литературоведческая компетенция предполагает освоение основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, а

также знакомство с литературными произведениями разных жанров на языке
оригинала (избранные тексты) и формирование способности к их анализу.
Культуроведческая компетенция предполагает освоение необходимых
знаний о происхождении, развитии классических языков, осознание древних
языков как двух языков христианской Церкви и науки, взаимосвязи этих
языков и истории народов Европы, необходимых знаний о лингвистике как
науке и об ученых-классиках; понимание роли классических языков в
формировании европейской цивилизации, их значения для русской культуры,
духовности,

науки,

образования.

Осознание

актуальности

изучения

древнегреческого и латинского языков в наше время.
В

примерной

программе

реализован

коммуникативно-деятельностный

подход, предполагающий представление материала не только как предмета
познания, но и как объекта деятельности. Каждый раздел курса представлен в
виде двух блоков.
В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий,
обозначающих

языковые

и

речевые

явления

и

особенности

их

функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные
виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения
данных понятий.
Усиление

коммуникативно-деятельностной

направленности

курса

древнегреческого и латинского языков, нацеленность его на метапредметные
результаты обучения являются важнейшими условиями формирования
филологической грамотности как способности человека максимально быстро
адаптироваться в разных жизненных условиях и занимать собственную
позицию.
Некоторыми

показателями

метапредметный

статус,

филологической

являются:

грамотности,

коммуникативные

имеющей

универсальные

учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить
продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно,

логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной
проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и
письменной речи и правила речевого этикета и др.); познавательные
универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать
аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства,
подтверждающие

или

опровергающие

библиографический

поиск,

извлекать

различных

источников;

определять

тезис;

необходимую
основную

осуществлять
информацию

и

из

второстепенную

информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости
от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в
том

числе,

с

помощью

компьютерных

средств;

перерабатывать,

систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно
формулировать

цель

деятельности,

планировать

последовательность

действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты филологической
грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают
целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, в
том числе в процессе изучения древних языков в школе.
Формирование филологической грамотности, совершенствование речевой
деятельности

учащихся

строится

на

основе

знаний

об

устройстве

классических языков и об их особенностях. Процесс обучения должен быть
ориентирован не только на формирование навыков анализа языка,
способности классифицировать языковые явления и факты, но и на
воспитание речевой культуры, на информационную переработку текстов,
перевод

греческих и латинских текстов,

различные

формы поиска

информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой
ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Таким образом, изучение классических языков в основной школе должно
обеспечить

возможность

дальнейшего

обучения

в

различных

образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в
средних специальных учебных заведениях.

Основные содержательные линии
Направленность

курса

древнегреческого

формирование

коммуникативной,

и

латинского

языковой

и

языков

на

лингвистической

(языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в
структуре примерной программы. В ней выделяются четыре сквозные
содержательные

линии,

обеспечивающие

формирование

указанных

компетенций:
содержание,

обеспечивающее

формирование

коммуникативной

компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций;
содержание,

обеспечивающее

формирование

литературоведческой

компетенции;
содержание,

обеспечивающее

формирование

культуроведческой

компетенции.

Коммуникативная компетенция
Специфика древнегреческого и латинского языков, как хранителей традиций,
ограниченно используемых в бытовом общении.
Сферы употребления древнегреческого языка. Античный книжный комплекс,
раннехристианский святоотеческий корпус текстов, Священное Писание,

Богослужебные тексты, соборно-приходское и монастырское богослужение
как основные сферы употребления древнегреческого языка.
Сферы употребления латинского языка. Античный книжный комплекс,
раннехристианский святоотеческий корпус текстов, Священное Писание,
Богослужебные тексты как основные сферы употребления латинского языка;
католическое богослужение.
Жанровое своеобразие текстов, написанных на древнегреческом и латинском
языках. Анализ подлинных текстов с точки зрения их темы, основной мысли,
структуры, принадлежности к тому или иному жанру книжности.
Овладение

аудированием

(слушанием)

и

чтением.Адекватное

восприятие древнегреческого и латинского текстов в печатной форме и на
слух. Овладение различными видами чтения (Эразмово и Рейхлиново
произношения), работы со словарями (греческо-русский, латинско-русский
словари, электронный словарь Alpha), учебными пособиями, греческими и
латинскими текстами и другими информационными источниками, включая
ресурсы Интернета.
Латинский язык
Фонетика и орфоэпия. Алфавит. 2 типа произношения: средневековое и
классическое; правила чтения. Правила постановки ударения, правило
второго слога; краткие и долгие слоги. Знаки препинания. Важнейшие
фонетические законы (закон ротацизма, закон редукции гласного, синкопа,
ассимиляция)
Графика.Греческий и латинский алфавит, происхождение латинского
алфавита.

Латинский

алфавит

как

основа

алфавитов

современных

европейских языков (сравнение с изучаемым иностранным языком).
Написание

букв,

надстрочных

знаков,

знаков

препинания.

Общая

характеристика латинского алфавита.
Словообразование. Субстантивация прилагательных. Словообразование
существительных I – II склонения при помощи суффиксов, значения

суффиксов. Префиксация (словообразование глаголов). Словообразование
существительных III склонения. Словообразование существительных IV
склонения.

Способы

словообразования,

словосложение,

префиксация,

аффиксация. Латинские аббревиатуры.
Морфология. Система частей речи в латинском языке. Самостоятельные
части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль.
Имя

существительное.

Его

основные

категории:

род

(masculinum,

femininum, neutrum); число (singularis, pluralis); падежи (nominativus,
genetivus, dativus, accusativus, ablativus, vocativus). Соотношение латинской
падежной системы с древнегреческой и русской. I склонение. Слова женского
и мужского рода (с основой на -ā-/-ă-). II склонение (с основой на ŏ-/-ĕ-).
Существительные мужского рода (на–us-, –er-) и среднего (на –um-).
Особенности склонения существительных на –er. Правило среднего рода,
сравнение с русским языком. Образование звательного падежа. Склонение
существительного vir. Правила рода имен существительных II склонения. III
склонение: общая характеристика. Типы III склонения: согласный (основа на
согласные и на -ĭ-), гласный, смешанный. Образование именительного
падежа существительных III склонения. Исключения по роду. Склонение
существительного

vis.

Имя

существительное.

Правила

рода

имен

существительных III склонения. IV склонение (основы на -ŭ-). Исключения по
роду. V склонение (основы на –ē-). Систематизация знаний о склонениях.
Нерегулярные формы. Особенности склонения греческих имен собственных
и других существительных греческого происхождения.
Имя прилагательное. Прилагательные I – II склонения; мужской род на –usи на –er-. Прилагательные III склонения трех, двух и одного окончания.
Исключения

(прилагательные

одного

окончания,

изменяющиеся

по

согласному типу). Степени сравнения имен прилагательных, различные
способы образования; супплетивные степени сравнения.

Глагол. Личные и неличные формы глагола. Основные категории латинского
глагола: лицо (1-е, 2-е, 3-е), число (singularis, pluralis), время (praesens,
futurum, perfectum, imperfectum, plusquamperfectum), наклонение (indicativus,
imperativus, coniunctivus), залог (activum, passivum). Сравнение с греческим и
русским языками. Типы спряжения глагола: I (основа на –а), II (основа на –ē),
III (основа на согласный, на –ĭ, на –u), IV (основа на ī). Система окончаний,
соединительные

гласные.

и

Praesensindicativiactivi

passivi.

Imperativuspraesentis. Imperfectumindicativiactivi и passivi (суффиксы –ba/–
eba). Глагол esse: praesensindicativi, imperfectumindicativi; сравнение со
спряжением глагола «быть» в других языках. Глаголы сложные с esse. Глагол
posse. Participiumpraesentisactivi. Основные формы глагола. Перфект, его
значение

и

образование.

Способы

образования

основ

перфекта.

Perfectumindicativiactivi и passivi. Perfectumindicativiглаголаesse. Супин.
Системаинфинитивов.

Participiumperfectipassivi.
Спряжениенеправильныхглаголовvolo,
FuturumIindicativiactiviиpassivi

nolo,

malo.

–b–,

(суффиксы

–a–/–e–).

FuturumIглаголаesseисложныхсним. Plusquamperfectumindicativiactiviиpassivi.
Plusquamperfectumindicativi глагола esse.
Конъюнктив: образование, значение, употребление в независимых и
придаточных предложениях. Praesensиimperfectumconjunctiviactiviиpassivi.
Praesensиimperfectumconjunctiviглаголаesse.

Главные

и

исторические

времена.
Спряжение неправильных глаголов fio, edo, eo. Глаголы, сложные с eo.
Отложительные

и

полуотложительные

глаголы,

их

FuturumIIindicativiactiviиpassivi.

особенности.

FuturumIIглаголаesse.

Perfectumconjunctiviactiviиpassivi. Plusquamperfectumconjunctiviactiviиpassivi.
Perfectumиplusquamperfectumconjunctiviглаголаesse.
SupinumII.

Imperativusfuturiactivi.

Participiumfuturiactivi.

Неправильныйглаголfero.

Недостаточныеглаголыfio,

Герундивигерундий.
inquam,

meminiидр. Безличные глаголы. Общий обзор глагольной системы.

coepi,

Числительное. Количественные, порядковые числительные; их склонение и
употребление. Римский календарь.
Местоимение. Притяжательные местоимения; употребление, сравнение с
русским и иностранными языками. Личные и возвратное местоимения,
особенности

склонения.

Местоименные

прилагательные:

особенности

образования генетива и датива. Указательные местоимения (is, ea, id; idem,
eadem, idem; ille, illa, illud; iste, ista, istud; ipse, ipsa, ipsum; hic, haec, hoc).
Вопросительно-относительное
Вопросительные,

местоимение

неопределенные

и

(qui,

quae,

отрицательные

quod).

местоимения.

Вопросительные местоимения в значении существительного.
Наречие. Образование наречий от прилагательных. Образование степеней
сравнения наречий. Вопросительные наречия.
Служебные слова. Основные латинские предлоги; употребление различных
падежей с предлогами. Постпозитивные предлоги. Союзы и частицы –
функции и значения.
Синтаксис. Простое предложение. Особенности латинского предложения.
Порядок слов. Функции падежей: nominativus, genetivus, dativus, accusativus,
ablativus (функции аблатива, восходящие к древнему отложительному
падежу, функции, восходящие к древнему иструментальному падежу,
функции, восходящие к древнему инструментальному падежу). Функции
падежей при степенях сравнения. Обозначение места и направления
действия. Основные функции конъюнктива в простом предложении.
Сложноподчиненное
употребления

предложение.

наклонений

Важнейшие

глагола

союзы.

(indicativus,

Особенности

coniunctivus)

в

сложноподчиненном предложении. Основные синтаксические конструкции.
Употребление

в

качестве

предиката

отглагольных прилагательных.
Основные
следствия,

типы

придаточных

пояснительные,

причастий,

Способы

перевода

предложений

причинные,

существительных и
на

(цели,

русский

язык.

дополнительные,

уступительные,

временные,

условные, определительные). I и II описательные спряжения. Конструкции с

герундием и герундивом; предикативное и атрибутивное употребление
герундива. Основы согласования времен и наклонений и сфера применения
этого правила. Косвенная речь.
Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова;
прямое и переносное значения слова. Специфика словарного состава
латинского языка как книжно-литературного, созданного для передачи
содержания богослужебных текстов.Книжный характер основного слоя
греческой лексики: названия отвлеченных понятий, качеств, действий и лиц
по этим признакам. Ветхозаветные и новозаветные фразеологизмы; их
значение и употребление. Понятие об этимологии, истории происхождения
слов и фразеологизмов.

Литературоведческая компетенция
Общие представления о возникновении письменности, крито-микенские
тексты. Появление греческого и латинского алфавитов. Первые литературные
памятники.
Античная литература. Греческая литература. Гомер, Гомеровский
вопрос. Гесиод. Киклические поэмы. Гомеровские гимны. Лирика:
стихотворения (элегии, ямбы), песни (сольная и хоровая лирика). Драма.
Происхождение драмы. Структура драмы. Конфликт в греческой трагедии.
Эсхил. Софокл. Еврипид. Появление жанра комедии. Аристофан. Проза:
историческая (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), философская (Платон,
Аристотель),

риторическая

(Исократ,

Демосфен).

Эллинистическая

литература. Черты эпохи эллинизма. Новая комедия (Менандр). Идиллии,
буколики (Феокрит). Ученый эпос (Аполлоний Родосский). Эпиграмма
(Асклепиад, Леонид). Греческий роман (Харитон). Греция под властью
римлян. Параллельные жизнеописания (Плутарх). Лукиан (историк,
оратор, сатирические произведения). Лонг. Римская литература. Феномен
римской литературы. Закон 12 таблиц. Комедия (Плавт, Теренций). Квинт

Энний (ввел гекзаметр в латинский язык). Катон (первая история Рима в
прозе). Цицерон (оратор). Лукреций (философская поэма «О природе
вещей»). Элегический дистих. Расцвет жанра элегии (Галл, Тибулл,
Проперций). Катулл (поэт). Проповедники аттикизма (Цезарь, Саллюстий).
Вергилий (Буколики, Георгики, Энеида). Гораций (поэт). Историческая
проза (Тит Ливий). Овидий (поэт). Черты литературы серебряного века.
Петроний. Сенека. Федр. Тацит. Стаций. Марциал. Ювенал. Эпическое
творчество. Апулей.
Богословская

литература.

Перевод

Семидесяти

толковников

(Септуагинта), Священное Писание на древнегреческом языке. Перевод
Библии блж. Иеронимом на латынь. Формирование корпуса Священного
Писания. Канонические книги. Жанры раннехристианской литературы.
Апокрифы. Богослужебные тексты. Агиография. Корпус христианской
святоотеческой литературы. Речи. Проповеди. Письма.

Культуроведческая компетенция

Краткий обзор источников о возникновении письменности, алфавитов
греческого и латинского, первых литературных памятниках. Появление и
развитие литературных жанров. Влияние греческой культуры на Римскую
Империю (эллинизация). Значение античной культуры, литературных
памятников на латинском и греческом языках для европейских государств
после падения Римской Империи. Византия и античная культура. Роль
христианских монастырей в деле сохранения и передачи, а также переводов
корпуса греческих и латинских текстов. Каролингское возрождение. Роль и
значение древних языков как хранителей античных образовательных
традиций в первых университетах Европы. Значение греческого и латинского
языка как хранителей античных культурных традиций для европейской

цивилизации. Связь греческого и церковнославянского языков. Роль святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия в возникновении письменности на
Руси. Церковнославянский язык – язык восточнославянского богослужения.
Россия как преемница Византии (духовность, культура, образование,
искусство,

наука).

Связь

церковнославянского

и

русского

языков.

Заимствования латинских, греческих слов в русской лексике. История
преподавания классических языков в России и за рубежом. Актуальность
классического образования в наше время.

Результаты изучения предметов «Древнегреческий язык» и «Латинский
язык»

Индивидуальными результатами освоения предметов «Древнегреческий
язык» и «Латинский язык» являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств учащегося, расширение
кругозора, включающего в себя 30 веков европейской истории (в том числе
10 веков истории России), что дает широкий взгляд на вещи и позволяет
самостоятельно

ориентироваться

в

мире,

принимать

осознанные

и

обоснованные решения.
осознание классических языков как двух первых языков христианской
Церкви и богословия, а также языков науки, литературы, хранящих
неизменные духовные и нравственные ценности европейской цивилизации
начиная со времен античности.
осмысление

исторического,

нравственного

опыта

предшествующих

поколений, определение своей позиции по отношению к событиям прошлого
и настоящего, усвоение нравственных норм поведения.
сформированная мотивация получения классического образования, в основе
которого лежат классические языки.

умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач
различных

источников

информации

(учебные

пособия,

словари,

энциклопедии, электронные ресурсы, интернет-ресурсы и др.).
обширный словарный запас, глубокое понимание этимологии церковнославянского, русского и новых европейских языков.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по древнегреческому и латинскому языкам являются:
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность (учебную,
научную, общественную и т.д.);
понимание логики исторического языкового развития языков (древних,
русского, современных европейских) и историко-культурного фона этого
развития; навыки чтения и понимания текстов на древнегреческом и
латинском

языках;

умение

ориентироваться

и

пользоваться

информационными ресурсами, позволяющими свободно ориентироваться в
древнегреческих и латинских текстах, созданных на протяжении примерно
двадцати пяти веков.
владение разными видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
адекватное понимание разнообразной и сложной информации, которую несут
древнегреческие и латинские тексты (коммуникативной установки, темы
текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (древнегреческий язык – Эразмово и
Рейхлинова произношения; латинский язык – классическое и средневековое
произношение) греческих и латинских текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух греческих и латинских текстов разных стилей
и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая
учебные

пособия, таблицы, электронные

учебные пособия, ресурсы

Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать древнегреческий и латинский тексты
разных жанров точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств.
Говорение и письмо:
способность

определять

(индивидуальной

и

цели

предстоящей

коллективной),

четкое

учебной
понимание

деятельности
требуемой

последовательности действий, умение оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
способность прочитать текст с соблюдением правил чтения и верной
интонации;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение

выступать

перед

аудиторией

сверстников

с

небольшими

сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых

явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы, истории, математики, физики и др.).

Предметными результатами изучения древнегреческого и латинского
языков являются:
общее представление о возникновении письменности, о появлении и
развитии греческого языка и греческой культуры, латинского языка и
латинской культуры. Ясное понимание связи классических языков между
собой и их влияния на европейские языки и европейскую культуру (имеющей
в своей основе христианское мировоззрение и классическое образование,
которое, в своих принципиальных моментах, сформировалось еще в
античности);

понимание

связи

с

классическими

языками

церковнославянского и русского языков, значения греческого и латинского
языков для русской культуры, духовности, образования, науки.
овладение грамматикой древнегреческого и латинского языков в системе,
овладение синтаксисом, умение читать, понимать подлинные тексты
образцовых авторов.
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения.
умение анализировать подлинные тексты: определять стиль, жанр, сюжет,
композицию, стилистические особенности языка.
овладение лексическими ресурсами классических языков, основными
нормами чтения.
Сокращенный курс по древнегреческому и латинскому языкам
Сокращенный курс по древнегреческому и латинскому языкам (33 часа в год
на каждый язык) строится на основе углубленной программы по древним

языкам. Используются те же ресурсы (учебники, пособия, словари и пр.).
Сокращенный курс находится в стадии разработки, учитывается также опыт
и программы других школ.
Календарно-тематическое планирование
На 2022-2023 учебный год
10 класс
тема

2

Количество

Дата проведения

часов
1

Происхождение
Латинский

языков. 1
язык

6.09

как

индоевропейский язык.
2

Латинский алфавит. Буквы и
звуки.

1

13.09

3

Правила чтения гласных букв. 1

20.09

Дифтонги и диграфы
4

Правила чтения согласных букв 1

27.09

и сложных буквосочетаний.
5

Слогораздел. Количество слога. 1

4.10

Правила ударения
6

Имя

существительное 1

11.10

(Nomensubstantīvum).
7

Категория

рода

(genus)

и 1

18.10

(casus). 1

25.10

категория числа (numerus).
8

Категория

падежа

Существительные

первого

склонения (declinatiōprima).
9

Именительный и родительный 1
падеж единственного и
множественного числа имени

8.11

существительного.
10

Простое распространенное
предложение. Правила
перевода.

1

15.11

11

Имя прилагательное
(Nomenadjectīvum) первого
склонения.
Притяжательные местоимения
(Pronōminapossessivа) первого
склонения.

1

22.11

1

29.11

Склонение словосочетаний.
Чтение и перевод простых
распространенных
предложений.
«Имя существительное, имя
прилагательное
и
притяжательные местоимения
I-го склонения».
Контрольная работа за 1
полугодие
Триместровый
экзамен
по
темам «Фонетика» и «Имя
существительное».
Анализ ошибок.

1

6.12

1

13.12

1

20.12

1

10.01

1

17.01

18

Глагол (Verbum). Основные 1
грамматические
характеристики глагола.

24.01

19

Глаголы I, II и IV спряжений.

1

31.01

20

Спряжение
глаголов
настоящего
времени
изъявительного
наклонения
действительного
залога
(praesensindicativiactivi).
Перевод и анализ текста.
Перевод
предложений
с
русского языка на латинский.
Имена существительные II
склонения на –us, -um.
Имена существительные II

1

7.02

1

14.02

1

21.02

1

28.02

12

13

14

15
16

17

21

22
23

24

склонения на –er.
Склонение существительного
vir.
Особенности
спряжения
неправильного глагола «esse» в
настоящем времени.
Имена
прилагательные
и
притяжательные местоимения
II склонения
Имя
существительное
II
склонения» и «Глагол».
Анализ ошибок.

1

7.03

1

14.03

1

28.03

1

4.04

1

11.04

Praesens
indicative
глаголов III спряжения.
Datīvus (in) commŏdi/

active 1

18.04

1

25.04

за

32

Контрольная работа
полугодие
Анализ ошибок

33

Итоговое повторение

25

26

27
28
29
30
31

2 1

2.05

1

16.05

1

23.05

Список литературы
1. В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева. Латинский язык для начинающих.- М.:
Восточная книга. 2009
2.А.А. Марцелли. Латинский язык .Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.:
Феникс.2008
3.Н.Л.Кацман., И.Л. Ульянова. Латинский язык. Учебник для лицеев и
гимназий. – М.: Владос.2012

4. Ю. Варзонин. Латинская грамматика в схемах и пояснениях. – Тверь.: ЗАО
«ТКАМП».1998
5. Ю.Варзонин. Элементарный курс латинского языка. – Тверь.: ЗАО
«ТКАМП»,1998
6. А. В. Подосинов. Латинский язык в школе: История, задачи и методика
преподавания. Методическое пособие к курсу «LinguaLatina».
Введение в латинский язык и античную культуру» - М. Издательство
«Русское слово». 2010
7.А. В. Подосинов, Н. И. Щавелева. LinguaLatina. Введение в латинский язык
и античную культуру. В 5 частях. Часть 3. – М.:Изд. «Флинта», Наука». 2009
8.А. В. Подосинов, Н. И. Щавелева. LinguaLatina. Введение в латинский язык
и античную культуру. Часть 1 –М.: Изд. «Флинта». 2009

Приложение №1
Контрольные вопросы за первое полугодие
Перечень грамматических вопросов по латинскому языку, выносимых на
экзамен.
1. Правила чтения и ударения.
Важнейшие фонетические законы:
ассимиляция согласных, ротацизм, редукция краткого гласного, переход о в u
в конечном закрытом слоге, переход i в e перед r и на конце слова.
2. Глагол: основы и основные формы, 4 спряжения, способы образования
основы перфекта.

3. Образование времен системы инфекта в активе и пассиве (praesens,
imperfectum,futurumIindicativi; praesens, imperfectumconjunctivi; imperativus).
4. Образование времен системы перфекта в активе и пассиве (perfectum,
plusquamperfectum,
futurumIIindicativi;
perfectum,
plusquamperfectumconjunctivi).
5. Отложительные и полуотложительные глаголы.
6. Предлоги и приставки. Глаголы, сложные с esse.
7. Образование неличных форм глагола (причастия, инфинитивы,
герундий, герундив, супин).
8. I, II, IV, V склонения существительных.
9. III
склонение
существительных:
способы
образования
nominativussingularis.
10.
III склонение существительных: согласное, гласное, смешанное.
11.
Система латинского склонения.

Приложение №2
Контрольные вопросы за второе полугодие
1. Система прилагательных; степени сравнения прилагательных.
Местоимения: личные, возвратное, притяжательные, указательные,
относительные.
3.Инфинитивы и инфинитивные
обороты: accusativuscuminfinitivo,
nominativuscuminfinitivo.
4.Причастия и причастные обороты.
5.Герундий и герундив.
2.

6.Придаточные предложения с союзом ut (objectivum, finale, consecutivum).
7.Придаточные предложения с союзом
cum (historicum, causale,
concessivum).
8.Consecutiotemporum и косвенный вопрос.
9 Условные предложения.
10.Употребление конъюнктива в независимых предложениях.
11.Неправильные глаголы: sum, fero, volo, eo, fio (основные особенности).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».