Древнегреческий язык 11 класс

"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"

РАССМОТРЕНА
на школьном МО классных руководителей
рук. метод. объединения Гриднева И. С.
(протокол от 13 мая 2022г. № 5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская
гимназия
16 мая 2022 г. № 165

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по ВР Гриднева И. С.
13 мая 2022 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 16. 05. 2022г. № 9)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Древнегреческий язык»
на 2022-2023 учебный год
Основное общее образование
Класс: 11
Уровень: базовый
Авторы – составители: Корда Василий Дмитриевич
Разработана на основе:
1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию
протокол №1/15 от 08.04.2015;
2. Рабочая программа составлена на основе: Стандарта православного компонента
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для
учебных заведений Российской федерации;
3. ООП СОО НОЧУ Филофеевская гимназия;
3. Учебник: Учебник древнегреческого языка сост. А. Ч. Козаржевский; «Греколатинский кабинет» Ю. А. Шичалина, Москва – 2002 г.

Новый Уренгой, 2022г.

Пояснительная записка
Примерная программа по древнегреческому языку для основной школы
составлена

на

основе

Фундаментального

ядра

содержания

общего

образования и Требований к результатам основного общего образования,
представленных
образования

в

Федеральном

второго

поколения,

государственном
а

также

стандарте

общего

Фундаментального

ядра

православного компонента образовательного стандарта. В ней также
учитываются

основные

идеи

и

положения

программы

развития

и

формирования универсальных учебных действий для основного общего
образования, преемственность с примерными программами начального
общего образования.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих
программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного
курса древнегреческого и латинского языков, за пределами которого остается
возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания
образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить
собственный подход к структурированию учебного материала, определению
последовательности его изучения, расширению объема (детализации)
содержания, а также определению путей формирования системы знаний,
умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации
учащихся.

Рабочие

программы,

составленные

на

основе

примерной

программы, могут использоваться в учебных заведениях разного типа и
разной специализации.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие
всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в примерных
программах для начального общего образования. Однако содержание
примерной

программы

для

основной

школы

имеет

особенности,

обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего
среднего

образования;

во-вторых,

психологическими

и

возрастными

особенностями обучаемых.
В примерной программе обозначено целеполагание предметных курсов
на

разных

уровнях:

индивидуальных

на

целей;

уровне

на

метапредметных,

уровне

метапредметных,

предметных,

и

предметных

и

индивидуальных образовательных результатов (требований); на уровне
учебных действий.
Примерная программа включает четыре раздела:



«Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в

достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и
основные результаты изучения предметов «Древнегреческий язык» и
«Латинский

язык»

метапредметном,

на

нескольких

предметном,

дается

уровнях
общая

—

индивидуальном,

характеристика

курса

«Древнегреческий язык» и «Латинский язык», его места в базисном учебном
плане.


«Основное

содержание»,

где

представлено

изучаемое

содержание, объединенное в содержательные блоки.


«Примерное тематическое планирование», в котором дан

примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на
изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания
тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Необходимость

введения

классического

компонента

в

общеобразовательные школы определяется тем, что вся предшествующая
культурная и духовная традиция России и всей Европы связана с
классическими языками и греко-римской культурой. Европейская культура
единственная приобрела планетарное распространение, и именно она
продолжает определять все дальнейшее развитие человечества. Мы упускаем
правильное и корректное понимание европейской истории и культуры, если
не владеем хотя бы азами классического образования.
То же самое следует сказать и о культуре России как части европейского
образовательного пространства: в целом ряде своих самых существенных
проявлений (в политике, военном искусстве, науке, архитектуре, литературе,
и пр.) она оказывается непонятной для нас без учета тех образовательных
парадигм, которые определяли идеи и подходы великих деятелей нашей
культуры.
История Русской Православной Церкви связана с греками, причем как
со святоотеческой литературой, богословием, языком Церкви, так и с
классическими авторами, которые служили, в частности, образцами
церковного красноречия. Греческий и латинский язык – два первых языка
христианской Церкви. Греческий язык в течение 25 веков был основным
языком европейской культуры, а латинский – в течение 23, причем в России в
течение двух веков (с 17 по 19) служил языком богословия.
Классическое образование исходит из того, чтобы познакомить
учащихся с европейской культурой. Для России изучение древнегреческого и
латинского языков является закономерным и естественным, поскольку своей
письменностью, а также своей церковной и духовной жизнью она тесно
связана с Византией. Не владея этим материалом, мы не поймем не только
богословские, но и литературные тексты: мы разучимся понимать «Слово о
законе

и

благодати»,

древнейший

памятник

русской

литературы,

демонстрирующего

великолепное

владения

его

автора,

митрополита

Илариона, классической риторикой. Мы перестаем понимать русскую
литературу 18-19 веков, античные мотивы в которой играют важнейшую
роль. Церковная риторика 19 века также остается вне поля зрения без
понимания ее античных и святоотеческих корней.
Без знания античности нельзя понять историю европейских искусств,
поскольку она в значительной степени построена либо на библейских, либо
на античных сюжетах. Не приобщая учащихся хотя бы к азам классического
образования, мы невероятно сужаем их кругозор и закрываем им доступ к
большей части мирового культурного наследия.
Цель —

приобщить

учащихся

в

полном

объеме

к традиции

европейского образования, к которой Россия была безупречно подключена в
течение тысячи лет вплоть до 1918, когда была сделана попытка отлучить
Россию от греческого и латинского языков и духовной составляющей
образования; важно ознакомить учащихся с классическими языками также и
ради того, чтобы привить им навыки чтения написанных на них сложных
текстов высокого духовной и культурной ценности.
Задачи: дать вводные курсы древнегреческого языка и греческой
культуры, дать представления об истории того и другого языка; обеспечить
овладение грамматикой древнегреческого и латинского языков в системе, а
также систематически овладеть синтаксисом, и на основе этого владения –
чтение сначала учебных текстов, а потом оригинальных текстов авторов.
Основная задача – научить читать, анализировать и корректно
интерпретировать сложные тексты, написанные образцовыми авторами,
писавшими на греческом и латинском языке (такими как: военным,
историком, философом, литератором, Ксенофонтом, политиком и философом
Платоном, политиком и ритором Исократом, политиком и ритором
Демосфеном; с учителями Церкви свт. Василием Великим, свт. Григорием

Богословом; политиком, государственным деятелем, оратором Цицероном,
политиком, полководцем, ученым, императором Цезарем, политиком,
историками Саллюстием, Титом Ливием, поэтами Вергилием, Горацием;
богословом Лактанцием, ученым, переводчиком-богословом Иеронимом,
философом, богословом Августином); привить навыки чтения в оригинале
Нового Завета, Септуагинты и богослужебных текстов.
Требования:

курсы

по

древнегреческому

языку

должны

быть

всеохватными, разносторонними, хорошо иллюстрированными для их
полноценного понимания и освоения; при составлении пособий максимально
использовать современные технологии.

Целями изучения древнегреческого языка в основной школе
являются:


формирование

обладающего

духовно развитого человека

национальным

самосознанием,

чувством

и гражданина,
патриотизма,

способного самостоятельно мыслить;

культуры,

формирование
в

рамках

представления о языке первой европейской
которой

было

осуществлено

«евангельское

приуготовление» и подготовлены возможности для освоения, развития и
вселенского распространения нового христианского учения; познакомить с
греческим языком как языком православного богословия; раскрыть связь
церковнославянского языка как богослужебного с языком греческого
богослужения; показать теснейшую связь русского, церковнославянского и
древнегреческого языков;


приобщение к истокам христианской письменности на языке

оригинала, к античным истокам и основам европейской науки, литературы и
культуры во времена их зарождения и расцвета.
Общая характеристика учебного предмета

Содержание
обусловлено
достижение

курсов

общей

«Древнегреческий

нацеленностью

индивидуальных,

язык»

основной

образовательного

метапредметных

и

школе

процесса

предметных

на

целей

обучения, что возможно путем формирования и развития коммуникативной,
языковой

и

лингвистической

(языковедческой)

и

культуроведческой

компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение навыками чтения
и понимания текстов, написанных на древнегреческом и латинском языках.
Умение пользоваться греческо-русскими и латинско-русскими словарями,
Интернет-ресурсами, электронными базами греческих и латинских текстов.
Языковая

и

лингвистическая

(языковедческая)

компетенции

предполагают освоение необходимых знаний о древних языках: об их
происхождении, развитии, устройстве и функционировании; овладение
основными нормами классических языков (грамматикой и синтаксисом,
основами стилистики), обогащение словарного запаса речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Литературоведческая компетенция предполагает освоение основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, а
также знакомство с литературными произведениями разных жанров на языке
оригинала (избранные тексты) и формирование способности к их анализу.
Культуроведческая компетенция предполагает освоение необходимых
знаний о происхождении, развитии классических языков, осознание древних
языков как двух языков христианской Церкви и науки, взаимосвязи этих
языков и истории народов Европы, необходимых знаний о лингвистике как
науке и об ученых-классиках; понимание роли классических языков в
формировании европейской цивилизации, их значения для русской культуры,
духовности,

науки,

образования.

Осознание

актуальности

древнегреческого и латинского языков в наше время.

изучения

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный
подход, предполагающий представление материала не только как предмета
познания, но и как объекта деятельности. Каждый раздел курса представлен в
виде двух блоков.
В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий,
обозначающих

языковые

и

речевые

явления

и

особенности

их

функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные
виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения
данных понятий.
Усиление

коммуникативно-деятельностной

направленности

курса

древнегреческого и латинского языков, нацеленность его на метапредметные
результаты обучения являются важнейшими условиями формирования
филологической грамотности как способности человека максимально быстро
адаптироваться в разных жизненных условиях и занимать собственную
позицию.
Некоторыми показателями филологической грамотности, имеющей
метапредметный

статус,

являются:

коммуникативные

универсальные

учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить
продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно,
логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной
проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и
письменной речи и правила речевого этикета и др.); познавательные
универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать
аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства,
подтверждающие

или

опровергающие

библиографический

поиск,

извлекать

различных

источников;

определять

тезис;

необходимую
основную

и

осуществлять
информацию

из

второстепенную

информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости

от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в
том

числе,

с

помощью

компьютерных

средств;

перерабатывать,

систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно
формулировать

цель

деятельности,

планировать

последовательность

действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты филологической
грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают
целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, в
том числе в процессе изучения древних языков в школе.
Формирование

филологической

грамотности,

совершенствование

речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве
классических языков и об их особенностях. Процесс обучения должен быть
ориентирован не только на формирование навыков анализа языка,
способности классифицировать языковые явления и факты, но и на
воспитание речевой культуры, на информационную переработку текстов,
перевод

греческих и латинских текстов,

различные

формы поиска

информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой
ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Таким образом, изучение классических языков в основной школе должно
обеспечить

возможность

дальнейшего

обучения

в

различных

образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в
средних специальных учебных заведениях.

Основные содержательные линии

Направленность курса древнегреческого и латинского языков на
формирование

коммуникативной,

языковой

и

лингвистической

(языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в
структуре примерной программы. В ней выделяются четыре сквозные
содержательные

линии,

обеспечивающие

формирование

указанных

компетенций:


содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной

компетенции;


содержание,

обеспечивающее

формирование

языковой

и

лингвистической (языковедческой) компетенций;


содержание,

обеспечивающее

формирование

литературоведческой компетенции;


содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой

компетенции.

Коммуникативная компетенция
Специфика древнегреческого и латинского языков, как хранителей
традиций, ограниченно используемых в бытовом общении.
Сферы употребления древнегреческого языка. Античный книжный
комплекс, раннехристианский святоотеческий корпус текстов, Священное
Писание, Богослужебные тексты, соборно-приходское и монастырское
богослужение как основные сферы употребления древнегреческого языка.
Сферы употребления латинского языка. Античный книжный комплекс,
раннехристианский святоотеческий корпус текстов, Священное Писание,
Богослужебные тексты как основные сферы употребления латинского языка;
католическое богослужение.

Жанровое своеобразие текстов, написанных на древнегреческом и
латинском языках. Анализ подлинных текстов с точки зрения их темы,
основной мысли, структуры, принадлежности к тому или иному жанру
книжности.
Овладение

аудированием

(слушанием)

и

чтением.Адекватное

восприятие древнегреческого и латинского текстов в печатной форме и на
слух. Овладение различными видами чтения (Эразмово и Рейхлиново
произношения), работы со словарями (греческо-русский, латинско-русский
словари, электронный словарь Alpha), учебными пособиями, греческими и
латинскими текстами и другими информационными источниками, включая
ресурсы Интернета.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
Древнегреческий язык

Фонетика и орфоэпия. Произношение букв: гласные, согласные звуки.
Правила чтения. Система гласных: долгие и краткие, дифтонги собственные
и

несобственные,

ι-subscriptum

и

adscriptum.

Система

согласных:

классификация по способу и месту образования, двойные согласные,
конечные согласные. Придыхание: густое и тонкое. Ударение: острое, тупое,
облеченное; правила постановки. Места надстрочных знаков. Типы слов по
ударению (oxytona, paroxytona, proparoxytona, perispomena, properispomena,
barytona). Безударные слова (проклитики) и энклитики, правила постановки
ударения в энклитиках. Знаки препинания.
Графика.История

греческого

письма,

происхождение

греческого

алфавита. Написание букв, надстрочных знаков, знаков препинания. Общая

характеристика греческого алфавита. Сопоставление греческого и латинского
алфавита. Сопоставление греческого и церковнославянского алфавита.
Словообразование. Основные способы образования древнегреческих
слов.Изменение значения глагола при сочетании с различными приставками.
Образование антонимов с помощью –α privativum. Образование наречий
места и направления от существитвительных и местоимений с помощью
специальных суффиксов.
Морфология.

Система

частей

речи

в

древнегреческом

языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль.
Имя существительное. Категориальное значение (предмет) и основные
грамматические категории имени: род (masculinum, femininum, neutrum),
число (singularis, dualis, pluralis), падеж (nominativus, genetivus, dativus,
accusativus,
Категория

vocativus).
числа,

Классифицирующее

противопоставляющая

значение
три

категории

формы:

рода.

единственное-

двойственное-множественное число. Категория падежа. Типы склонения
существительных. I склонение (на -α-, -η- (женского рода), -ας-, -ης(мужского рода), -α- purum, -α- impurum, неслитные и слитные формы. II
склонение (на -ος- (мужского рода, некоторое слова женского рода), на -ον(среднего рода), неслитные и слитные формы). III склонение: сигматический
и асигматический номинатив, основы на носовые (-ν-, -μ-) и плавные (-ρ-, -λ), на заднеязычные (-κ-, -γ-, -χ-), губные (-β-, -π-, -φ-), зубные (-τ-, -δ-, -θ-),
основы на –ντ-. Особенности склонения: удлинение краткой гласной основы
в nom.sing.; образование vocativ’a; особенности постановки ударения в
односложных словах. Основы на –σ-, -ι-, семантика существительных
данного типа, особенности образования acc. sing., основы на -ευ-, семантика
существительных данного типа, основы на -υ-/-ε-. Особенности склонения:
удлинение краткой гласной основы в nom.sing., образование vocativ’a,
особенности постановки

ударения

в односложных словах,

слова

с

особенностями в склонении. Склонение имен собственных на -ης-.
Склонение артикля всех трех родов. Правило среднего рода (ср. с латинским
и русским). Особенности склонения существительных, относящихся к
разным типам по ударению. Долгие и краткие падежные окончания.
Имя прилагательное.
Прилагательные

двух и

Прилагательные

трех окончаний.

системы I-II склонения.
Сложные

прилагательные,

прилагательные с –α privativum. Женский род прилагательных: правила
образования (-α/-η). Склонение прилагательных, особенности постановки
ударения. Слитное склонение имен прилагательных системы I-II склонения.
Прилагательные III склонения. Прилагательные трех, двух и одного
окончания. Основы на носовые, заднеязычные, зубные, основы на -ντ-.
Прилагательное πᾶς, πᾶσα, πᾶν, значение и употребление. III склонение,
основы на –σ, -υ. Неправильные прилагательные III склонения (πολύς, μέγας,
μέλας). Степени сравнения прилагательных. Образование степеней сравнения
разных типов (на –τερος/-τατος, -ίων/-ιστος). Склонение прилагательных в
сравнительной и превосходной степенях. Отглагольные прилагательные на –
τός и –τέος. Образование, значение. Супплетивные степени сравнения
прилагательных.

Сопоставление

с

русским,

латинским

и

другими

европейскими языками.
Глагол. Основные категории: лицо (1-е, 2-е, 3-е), число (singularis,
dualis, pluralis), время (Praesens, Futurum, Perfectum, Imperfectum, Aoristus,
Plusquamperfectum),

наклонение

(indicativus,

imperativus,

coniunctivus,

optativus), залог (activum, passivum, medium). Сравнение с латинским и
русским языками
Фонетические процессы в середине и в конце слова. Основы
(презентная: образуются Praesens, Imperfectum; глагольная: образуются
Futurum, Aoristus (законченного вида), перфектная: образуются Perfectum,
Plusquamperfectum, FuturumIII). Образование основы презенса. Классы
глаголов. Образование основы перфекта. Перфектное удвоение (три способа

образования). Форманты глаголов. Приращение (слоговое, временное).
Показатели времени, наклонений, залога. Соединительные гласные (-ο-, -ε-).
Окончания: первичные для главных времен (Praesens, Futurum, Perfectum),
вторичные

для

исторических

времен

(Imperfectum,

Aoristus,

Plusquamperfectum). I (тематическое) спряжение на -ω-. Окончания главных
времен, окончания исторических времен. II (атематическое) спряжение на μι-. Особенности окончаний. Использование долгой ступени основы в sing.
act. Praes.,Imperf., Aor. Спряжение глаголов в индикативе. Praesens, 5 типов
спряжения. Imperfectum (5 типов спряжения). Futurum (3 типа будущего
времени). Aoristus (7 типов аориста). Perfectum (3 типа перфекта: разнящиеся
способом образования основы, но не спряжением). Plusquamperfectum.
Спряжение глаголов в конъюнктиве. Окончания конъюнктива. 2 типа
спряжения: неслитное (у большинства глаголов в большинстве времен),
слитное (в презенсе слитных глаголов; в корневом пассивном аористе, в
атематическом спряжении). Спряжение глаголов в оптативе. Окончания
оптатива. 4 типа спряжения: регулярное (неслитное; слитное: у слитных
глаголов,

в

атематическом

и

пассивном

аористе,

в

атематическом

спряжении), нерегулярное (аттический оптатив: в формах с ктивными
окончаниями слитных глаголов, корневого и пассивного аориста, в активе
атематического спряжения; эолийский оптатив: в 2 и 3 sg., 3 pl. актива
сигматического

аориста).

Imperativus.

Окончания

повелительного

наклонения. Спряжение глаголов в императиве (Praesens, Perfectum, Aoristus).
Особенности спряжения. Infinitivus. Окончания инфинитива. Особые правила
ударения. FuturumIII (exactum). Особенности образования и спряжения.
Nominaparticipia. Особенности образования и склонения причастий в
активном залоге (Praesens, Futurum, AoristusI, AoristusII, Aoristus корневой,
Perfectum). Особенности образования и склонения причастий в медиальном
залоге (Praesens, Futurum, Aoristus, Perfectum). Особенности образования и
склонения причастий в пассивном залоге (совпадают с соответствующей
формой причастия в медиальном залоге во всех временах, кроме аориста и

футурума). Образование и склонение причастий пассивного залога в аористе
и футурума. Dualis. Обзор спряжения и склонения в двойственном числе.
Числительные.

Числительные

с

основой

на

–ι

(τρε‹ς,

τρία).

Количественные. Порядковые.
Местоимение. Личные. Притяжательные. Указательные. Местоимение
αὑτός (значения, употребление). Указательные местоимения (ὅδε, ἥδε, τόδε;
οὗτος, αἥτη, τοῦτο; ἐκεῖνος, ἐκείνη, ἐκεῖνο). Особенности склонения и
употребления. Относительное местоимение ὅς, ἥ, ὅ и производные от него;
особенности склонения. Определительное местоимение ἄλλος, ἄλλη, ἄλλο,
его

значения.

местоимение

Вопросительное
τίς,

относительные,

τί.

местоимение

Взаимное

τίς,

местоимение

вопросительные;

τί;

неопределенное

ἀλλήλων.

соотносительные

Возвратные,
местоимения.

Отрицательные местоимения.
Наречие. Образование наречий от прилагательных I-II склонения.
Образование

степеней

сравнения

наречий

от

прилагательных.

Соотносительные наречия. Наречие ™γγύς.
Служебные слова. Предлоги – значение и употребление с разными
падежами в разных значениях. Союзы и частицы – функции и значения.
Синтаксис.Согласование
Употребление

падежей.

и

расположение

Функции падежей.

частей

предложения.

Синтаксические

обороты.

Особенности в употреблении имен прилагательных и числительных,
местоимений. Виды и времена глагола (Praesens, Imperfectum, AoristusI, II;
FuturumI, II; PerfectumI, II, PlusquamperfectumI, II, FuturumIII). Значение и
функции

времен,

залогов

(activum,

medium,

passivum),

наклонений

(indicativus, coniunctivus, optativus, imperativus). Употребление и значение
инфинитива (inf. subiectivus, оборот accusativuscuminfinitivo, inf. obiectivus,
inf. consecutivus, inf. finalis, конструкция τοῦ+ inf, inf. relationis, inf.
limitationis, inf. proimperativo, inf. proconiunctivodubitativo, inf. exclamationis,

inf. absolutus). Причастие (attributivum, praedicativum, coniunctum, absolutus).
Отглагольные прилагательные. Сочинение и подчинение предложений.
Важнейшие

союзы.

Вводные

предложение.

Сложные

предложения

(повествовательные и вопросительные; косвенная речь и косвенный вопрос;
причинные; цели; условные; желательные, уступительные, относительные и
обстоятельственные: места, времени и образа действия). Отрицания.
Лексика.Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные
слова; прямое и переносное значения слова. Специфика словарного состава
древнегреческого языка как книжно-литературного, созданного для передачи
содержания богослужебных текстов.Книжный характер основного слоя
греческой лексики: названия отвлеченных понятий, качеств, действий и лиц
по

этим

признакам.

Грецизмы

в

славянских

переводах

греческих

оригиналов.Ветхозаветные и новозаветные фразеологизмы; их значение и
употребление. Понятие об этимологии, истории происхождения слов и
фразеологизмов.

Литературоведческая компетенция
Общие представления о возникновении письменности, крито-микенские
тексты. Появление греческого и латинского алфавитов. Первые литературные
памятники.
Античная литература. Греческая литература. Гомер, Гомеровский
вопрос.

Гесиод.

Киклические

поэмы.

Гомеровские

гимны.

Лирика:

стихотворения (элегии, ямбы), песни (сольная и хоровая лирика). Драма.
Происхождение драмы. Структура драмы. Конфликт в греческой трагедии.
Эсхил. Софокл. Еврипид. Появление жанра комедии. Аристофан. Проза:
историческая

(Геродот,

Фукидид,

Аристотель),

риторическая

Ксенофонт),

(Исократ,

философская

Демосфен).

(Платон,

Эллинистическая

литература. Черты эпохи эллинизма. Новая комедия (Менандр). Идиллии,
буколики (Феокрит). Ученый эпос (Аполлоний Родосский). Эпиграмма

(Асклепиад, Леонид). Греческий роман (Харитон). Греция под властью
римлян. Параллельные жизнеописания (Плутарх). Лукиан (историк, оратор,
сатирические произведения). Лонг. Римская литература. Феномен римской
литературы. Закон 12 таблиц. Комедия (Плавт, Теренций). Квинт Энний (ввел
гекзаметр в латинский язык). Катон (первая история Рима в прозе). Цицерон
(оратор). Лукреций (философская поэма «О природе вещей»). Элегический
дистих. Расцвет жанра элегии (Галл, Тибулл, Проперций). Катулл (поэт).
Проповедники

аттикизма

(Цезарь,

Саллюстий).

Вергилий

(Буколики,

Георгики, Энеида). Гораций (поэт). Историческая проза (Тит Ливий). Овидий
(поэт). Черты литературы серебряного века. Петроний. Сенека. Федр. Тацит.
Стаций. Марциал. Ювенал. Эпическое творчество. Апулей.
Богословская

литература.

Перевод

Семидесяти

толковников

(Септуагинта), Священное Писание на древнегреческом языке. Перевод
Библии блж. Иеронимом на латынь. Формирование корпуса Священного
Писания. Канонические книги. Жанры раннехристианской литературы.
Апокрифы. Богослужебные тексты. Агиография. Корпус христианской
святоотеческой литературы. Речи. Проповеди. Письма.
Культуроведческая компетенция
Краткий обзор источников о возникновении письменности, алфавитов
греческого и латинского, первых литературных памятниках. Появление и
развитие литературных жанров. Влияние греческой культуры на Римскую
Империю (эллинизация). Значение античной культуры, литературных
памятников на латинском и греческом языках для европейских государств
после падения Римской Империи. Византия и античная культура. Роль
христианских монастырей в деле сохранения и передачи, а также переводов
корпуса греческих и латинских текстов. Каролингское возрождение. Роль и
значение древних языков как хранителей античных образовательных
традиций в первых университетах Европы. Значение греческого и латинского
языка как хранителей античных культурных традиций для европейской

цивилизации. Связь греческого и церковнославянского языков. Роль святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия в возникновении письменности на
Руси. Церковнославянский язык – язык восточнославянского богослужения.
Россия как преемница Византии (духовность, культура, образование,
искусство,

наука).

Связь

церковнославянского

и

русского

языков.

Заимствования латинских, греческих слов в русской лексике. История
преподавания классических языков в России и за рубежом. Актуальность
классического образования в наше время.
Результаты изучения предмета «Древнегреческий язык»
Индивидуальными

результатами

освоения

предмета

«Древнегреческий язык» являются:


совершенствование духовно-нравственных качеств учащегося,

расширение кругозора, включающего в себя 30 веков европейской истории (в
том числе 10 веков истории России), что дает широкий взгляд на вещи и
позволяет самостоятельно ориентироваться в мире, принимать осознанные и
обоснованные решения.


осознание классических языков как двух первых языков

христианской Церкви и богословия, а также языков науки, литературы,
хранящих неизменные духовные и нравственные ценности европейской
цивилизации начиная со времен античности.


осмысление

исторического,

нравственного

опыта

предшествующих поколений, определение своей позиции по отношению к
событиям прошлого и настоящего, усвоение нравственных норм поведения.


сформированная

мотивация

получения

классического

образования, в основе которого лежат классические языки.


умение

использовать

для

решения

познавательных

и

коммуникативных задач различных источников информации (учебные

пособия, словари, энциклопедии, электронные ресурсы, интернет-ресурсы и
др.).


обширный словарный запас, глубокое понимание этимологии

церковно-славянского, русского и новых европейских языков.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по древнегреческому и латинскому языкам являются:


умение

самостоятельно

организовывать

собственную

деятельность (учебную, научную, общественную и т.д.);


понимание логики исторического языкового развития языков

(древних, русского, современных европейских) и историко-культурного фона
этого развития; навыки чтения и понимания текстов на древнегреческом и
латинском

языках;

умение

ориентироваться

и

пользоваться

информационными ресурсами, позволяющими свободно ориентироваться в
древнегреческих и латинских текстах, созданных на протяжении примерно
двадцати пяти веков.


владение разными видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:
•

адекватное понимание разнообразной и сложной информации,

которую несут древнегреческие и латинские тексты (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
•

владение разными видами чтения (древнегреческий язык –

Эразмово и Рейхлинова произношения; латинский язык – классическое и
средневековое произношение) греческих и латинских текстов разных стилей
и жанров;
•

адекватное восприятие на слух греческих и латинских текстов

разных стилей и жанров;

•

способность извлекать информацию из различных источников,

включая учебные пособия, таблицы, электронные учебные пособия, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
•

овладение приемами отбора и систематизации материала на

определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
•

умение сопоставлять и сравнивать древнегреческий и латинский

тексты разных жанров точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств.
Говорение и письмо:
•

способность определять цели предстоящей учебной деятельности

(индивидуальной

и

коллективной),

четкое

понимание

требуемой

последовательности действий, умение оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
•

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с

заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
•

способность прочитать текст с соблюдением правил чтения и

верной интонации;
•

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе

учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
•

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими

сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
•

применение приобретенных знаний, умений и навыков в

повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков

анализа

языковых

явлений

на

межпредметном

уровне

(на

уроках

иностранного языка, литературы, истории, математики, физики и др.).

Предметными результатами изучения древнегреческого и латинского
языков являются:
•

общее

представление

о

возникновении

письменности,

о

появлении и развитии греческого языка и греческой культуры, латинского
языка и латинской культуры. Ясное понимание связи классических языков
между собой и их влияния на европейские языки и европейскую культуру
(имеющей в своей основе христианское мировоззрение и классическое
образование, которое, в своих принципиальных моментах, сформировалось
еще

в

античности);

понимание

связи

с

классическими

языками

церковнославянского и русского языков, значения греческого и латинского
языков для русской культуры, духовности, образования, науки.
•

овладение грамматикой древнегреческого и латинского языков в

системе, овладение синтаксисом, умение читать, понимать подлинные тексты
образцовых авторов.
•

проведение различных видов анализа слова (фонетический,

морфемный,

словообразовательный,

лексический,

морфологический),

синтаксического анализа словосочетания и предложения.
•

умение анализировать подлинные тексты: определять стиль,

жанр, сюжет, композицию, стилистические особенности языка.
•

овладение

лексическими

ресурсами

классических

основными нормами чтения.

Сокращенный курс по древнегреческому языку

языков,

Сокращенный курс по древнегреческому языку (32 часа в год) строится
на основе углубленной программы по древним языкам. Используются те же
ресурсы (учебники, пособия, словари и пр.). Сокращенный курс находится в
стадии разработки, учитывается также опыт и программы других школ.

Календарно-тематическое планирование
На 2022-2023 учебный год
11 класс
№

Тема / Содержание урока

Дата
Кол
-во проведения
урока
час
ов

1

Количественные числительные.
Алфавит.

1

7.09

2

Числительные порядковые.
Долгота гласных. Ударение.

1

14.09

3

Числительные наречия. Знаки
препинания.

1

21.09

4

Существительные и
прилагательные с корнями
числительных. Спряжение
глаголов.

1

28.09

5

Обозначение пространства.
Порядок слов в предложении.

1

5.10

6

Личные местоимения. Имя
существительное.

1

12.10

7

Возвратные местоимения.
Склонение имен существительных.

1

19.10

8

Выражение притяжательности.
Имена прилагательные.

1

26.10

Указательные местоимения
(Pronomina demonstrativa)
Грамматические категории
прилагательного.

1

9.11

10 Аттрибутивное и предикативное
употребление прилагательных.
Местоимение.

1

16.11

11 Работа с текстами. Местоимения,
его разряды

1

23.11

12 Относительное местоимение
(pronomenrelativum.)
Медиопассивный залог.

1

30.11

13 Неслитные глаголы в презенстной
системе. Основные функции
наклонений. Имперфект активного
и медио-пассивного залогов.

1

7.12

14 Слитные глаголы. Будущее время
глаголов.

1

14.12

15 Контрольная работа за 1 полугодие

1

21.12

16 Значение аориста. Аорист.

1

11.01

17 Предложения цели. Спряжение
глаголов.

1

18.01

18 Глаголы первых трех классов.
Контрольное чтение текста.

1

25.01

19 Спряжение глагола «Быть». Имена
существительные 1 склонения.

1

1.02

20 Косвенная речь. Подлежащее
среднего рода множественного
числа.

1

8.02

21 Перфектная основа. Употребление
союзов.

1

15.02

9

22 Значение перфекта и
плюсквамперфекта. Причастие
настоящего времени.

1

22.02

23 Главные (основные) формы
глагола. Отрицательные частицы.

1

1.03

24 Соотношение глагольных времен и
видов. Время причастий.

1

15.03

25 Работа с текстами. Неопределенная
форма глаголов.

1

29.03

26 Глаголы 4-8 классов. Придаточные
предложения времени Слияние
гласных и слитые слоги.

1

5.04

27 Корневой или атематический
аорист. Будущее время глагола
eimi.

1

12.04

28 Причинные предложения.
Возвратные местоимения

1

19.04

29 Глаголы с чередующимися
перфектными основами.
Количественные числительные.

1

26.04

30 Отложительные глаголы.
Основные формы глагола.

1

3.05

31 Предикативное причастие при
глаголах. Работа с текстами.
Звукопроизношение.
Недостаточные глаголы
IIспряжения (verbadefectiva)Работа
с текстами.

1

10.05

32 Контрольная работа за 2 полугодие

1

17.05

Всего часов за 10 класс -32 часа

Литература
1. Вейсман А. Д. Словарь древнегреческого языка. – М., 1886. Репринт.

М., 2000.
2.

Гамкрелидзе

Т.В.,

Иванов

В.В.

Индоевропейский

язык

и

индоевропейцы. Т. 1. – Тбилиси, 1984.
3. Дворецкий И. Древнегреческо-русский словарь. – М., 1958. Т.1-2.
4. Древнегреческий язык: начальный курс. Сост. Н.К. Малинаускене,
иер. Дионисий Шленов и др. – М., 2003.
5. Казанскене В.П. Грамматика древнегреческого языка. – СПб. , 1994.
6. Козаржевский А.Ч. Учебник древнегреческого языка. – М., 1975. 2-е
изд. – М., 1999.
7. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков.
– М., 1938. 8. Попов А. Краткая грамматика греческого языка. – М., 1942.
9. Рытова М. Л., Учебник греческого языка. – М., 2004.
10. Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. – М., 1980.
11. Славятинская М. Н. Учебное пособие по древнегреческому языку. –
М.,1988, 2004.
12. Соболевский С.Н. Учебник древнегреческого языка. – М., 1948
. 13. Тимофеев К.А. Греческий язык. Ч. 1: Введение. Фонетика. –
Новосибирск, 1970. 14. Тимофеев К.А. Греческий язык. Ч. 2.
Морфология. – Новосибирск, 1979.
15. Шантрен, Историческая морфология греческого языка. – М., 1983.
16. Широков О.С. История греческого языка. – М.,1983

Приложение №1
Контрольная работа за 1 полугодие
1. Прилагательные III склонения с основой на -ον.
2. Третье склонение. Заднеязычные основы.
3. Третье склонение. Губные основы.
4. Третье склонение. Зубные основы.
5. Вопросительные местоимения τίς, τί. Местоимение ἀλλήλων.
6. Третье склонение. Основы на -ντ-.
7. Прилагательное πᾶς, πᾶσα, πᾶν.
8. Третье склонение. Основы на -σ-.
Приложение №2
Контрольная работа за 2 полугодие
1. III склонение. Основы на -ι-.
2. III склонение. Существительные на -εύς.
3. III склонение. Существительные и прилагательные на -υς.
4. Возвратные местоимения.
5. Прилагательные πολύς и μέγας. Имена собственные III склонения: Διογένης,
Δημοσθένης, Σωκράτης
6. III склонение: ὁ πατήρ, ἡ μήτηρ, ὁ ἀνήρ, ἑκών (-οῦσα, -όν).
7. Образование степеней сравнения на -τερος, -τατος

и на -ίων, -ιστος.

8. Относительные местоимения ὅς, ὅσπερ, οἷος, ἡλίκος, ὅστις.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».