Церковное пение 6 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"

РАССМОТРЕНА
на школьном МО классных руководителей
рук. метод. объединения Гриднева И. С.
(протокол от 13 мая 2022г. № 5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская
гимназия
16 мая 2022 г. № 165

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по ВР Гриднева И. С.
13 мая 2022 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 16. 05. 2022г. № 9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Церковное пение»
на 2022-2023 учебный год
основное общее образование
Класс: 6
Учитель: Кочнева Н.В.
Разработана на основе:
1. Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего
полного образования для учебных заведений РФ;
2. Примерной программы по предмету «Церковное пение», утвержденной председателем
отдела религиозного образования и катехизазии РПЦ.

г. Новый Уренгой, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При

создании

этой

программы

учитывался

возрастающий

интерес

современного российского общества к непреходящим духовным ценностям, и, в
частности, к русской духовной музыке. Обиход церковного пения складывался в
Русской Православной Церкви не одно столетие, и в настоящее время он является
своеобразным сочетанием традиционных распевов, монастырских и местных
традиций, а также некоторых авторских сочинений, прочно вошедших в
богослужебную практику.
Критерии отбора материала в данную программу – соответствие духу
богослужения; главенство слова, для выражения которого церковные творцы
разных эпох находили соответствующие мелодии. По словам свт. Иоанна
Златоуста, «ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто не отрешает его от
земли и уз телесных, как пение стройное, как песнь священная…».
Выдающийся регент и церковный композитор XIX в. Г. Ф. Львовский писал:
«Задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на
чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения обращать
внимание преимущественно на смысл и дух песнопений». Простые обиходные
напевы легко запоминаются детьми, глубоко проникая в душу и помогая понять
молитвенный язык богослужения.
Цель изучения данного предмета – приобщение учащихся к духовным
ценностям Православия посредством церковного пения.
Задачи церковно-музыкального образования школьников:


воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к

практическому участию в богослужебном пении;


овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в

соответствии с богослужебной практикой;


воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры

России;


развитие

вокально-хоровых

певческого голоса учащихся;

навыков,

музыкального

слуха

и



развитие творческих способностей и художественного вкуса.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Программа по церковному пению рассчитана на 9 лет. Занятия проводятся 1
раз в неделю по 1 часу (всего 35 часов в каждом классе).
Урок должен начинаться с дыхательных упражнений и распевки. Помимо
практического освоения певческого материала на каждом уроке предполагается
разъяснение текста исполняемых песнопений с тем, чтобы учащиеся могли порусски передать его смысл. Перед началом пения проводится чтение хором текста
на одной ноте с соблюдением правил орфоэпии. Особое внимание уделяется
подбору фонотеки для прослушивания образцов песнопений на занятиях (как
изучаемого осмогласия и обихода, так и «золотого фонда» авторской духовной
музыки).
В учебный процесс введены краткие исторические справки о творцах и
жанрах песнопений по мере их изучения, о развитии церковного пения от
древности до наших дней. Ученики средней и старшей школы проходят
регулярную практику на клиросе – сначала на молебнах и литургии, затем на
всенощном бдении.
Для закрепления ранее полученных навыков на каждом новом этапе обучения
проводится частичное повторение ранее пройденного материала. Предметом
итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.
Личностные результаты должны отражать:


укорененность в православной традиции;



наличие

исторической

памяти

как

чувства

сопричастности

с

Отечеством;


уважительное отношение к культурному наследию;



ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как

добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;


наличие и практическая реализация навыков совместного творчества

через участие в хоровом пении;



развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту

православного богослужения.

Метапредметные результаты характеризуют:


правильное понимание отношений знания и веры;



совершенствование умственных способностей через опыт учебы,

труда, творческой деятельности;


умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных



умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;



овладение логическими действиями сравнения и обобщения в

знаний;

процессе анализа церковно-музыкальных произведений.
Предметные результаты должны отражать:


формирование представления о значении церковного пения в духовно-

нравственном становлении и развитии человека;


овладение

певческими

основами

осмогласия

и

основных

неизменяемых песнопений православного богослужения;


развитие

вокально-хоровых

навыков,

музыкального

слуха

и

певческого голоса;


наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в

богослужении.
По окончании курса выпускник средней школы должен:


отличать по слуху напевы разных гласов;



петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые

песнопения по тексту без нот;


петь основные неизменяемые песнопения церковных служб по нотам

или наизусть;


соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском



понимать смысл исполняемых песнопений;

языке;



владеть основными вокально-хоровыми навыками – дыхание, атака

звука, дикция, пение по руке регента;


знать и соблюдать правила поведения на клиросе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6 класс
Продолжают освоение певческих навыков.
Знакомятся с новыми богослужебными текстами и их переводом на русский язык.
Разучивают и исполняют песнопения хором на два голоса и индивидуально.
Слушают аудиозаписи.
Понимают основное содержание изучаемого богослужения, знакомятся с его историей.
Готовят доклады.
Участвуют в клиросной практике.
Божественная Литургия.
Божественная Литургия. Схема. (1ч)
Антифон 1-й и 2-й – греческий распев (4ч)
Молитва «Единородный Сыне» - обиходный распев (1ч)
Антифон 3-й – распев 4-го гласа.(2ч)
Молитва «Приидите поклонимся». Тропари воскресные 8-ми гласов (1ч)
Трисвятое – напев Троице-Сергиевой Лавры. (1ч)
Прокимны воскресные. (4ч)
Аллилуия – Киевский распев (1ч)
Херувимская песнь – напев подобен «Видя разбойник» (4ч)
Символ веры – Киевский распев (2ч)
Милость мира – «Скитская» (4ч)
«Достойно есть» распев подобен «Радуйся» (2ч)
33 псалом (3ч)
Молитвы после причастия. (1ч)
Отпуст Литургии. (1ч)
Обобщающий урок. (2ч)

Контрольно-измерительные материалы

Контроль знаний по предмету Церковное пение осуществляется с целью
актуализации знаний, возможности заинтересовать учащихся изучаемым
предметом, мотивацией к дальнейшему изучению.
Итоговый контроль является промежуточной аттестацией
обучающихся и проводится в форме участия в Богослужебном пении.
Критерии оценки результатов:
 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
 50-80% - достаточный уровень;
 30-50% - допустимый уровень;
 меньше 30% - критический уровень.

6 класс
№п/п

Тема

К-во
часов

Дата

Первая четверть.
1.

Божественная Литургия. Схема.

1

05.09

2.

Божественная Литургия.
Антифон 1-й – греческий распев
Божественная Литургия.
Антифон 1-й – греческий распев
Божественная Литургия.
Антифон 2-й – греческий распев
Божественная Литургия.
Антифон 2-й – греческий распев
Божественная Литургия.
Молитва «Единородный Сыне» - обиходный распев
Божественная Литургия.
Антифон 3-й – распев 4-го гласа.
Божественная Литургия.
Антифон 3-й – распев 4-го гласа.
Вторая четверть.

1

12.09

1

19.09

1

26.09

1

03.10

1

10.10

1

17.10

1

24.10

Божественная Литургия.
Молитва «Приидите поклонимся». Тропари воскресные 8-ми
гласов
Божественная Литургия.
Молитва «Приидите поклонимся». Тропари воскресные 8-ми
гласов
Божественная Литургия.
Трисвятое – напев Троице-Сергиевой Лавры.
Божественная Литургия.
Прокимны воскресные.
Божественная Литургия.
Прокимны воскресные.

1

07.11

3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.
12.
13.

14.10

1

21.11

1

28.11

1

05.12

14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Божественная Литургия.
Прокимны воскресные.
Божественная Литургия.
Прокимны воскресные.
Третья четверть
Божественная Литургия.
Аллилуия – Киевский распев.
Божественная Литургия.
Херувимская песнь – напев подобен «Видя разбойник»
Божественная Литургия.
Херувимская песнь – напев подобен «Видя разбойник»
Божественная Литургия.
Херувимская песнь – напев подобен «Видя разбойник»
Божественная Литургия.
Херувимская песнь – напев подобен «Видя разбойник»
Божественная Литургия.
Символ веры – Киевский распев
Божественная Литургия.
Символ веры – Киевский распев
Божественная Литургия.
Милость мира – «Скитская
Божественная Литургия.
Милость мира – «Скитская»
Божественная Литургия.
Милость мира – «Скитская»
Божественная Литургия.
Милость мира – «Скитская»
4 четверть

1

12.12

1

19.12

09.01
1

16.01

1

23.01

1

30.01

1

06.02

1

13.02

1

20.02

1

27.02

1

06.03

1

13.03

1

20.03

Божественная Литургия.
«Достойно есть» распев подобен «Радуйся»
Божественная Литургия.
«Достойно есть» распев подобен «Радуйся»
Божественная Литургия.
33 псалом
Божественная Литургия.
33 псалом
Промежуточная аттестация. Участие в Богослужении.

1

27.03

1

03.04

1

10.04

1

17.04

1

24.04

Божественная Литургия.
Молитвы после причастия.
Божественная Литургия.
Отпуст Литургии.
Обобщающий урок.

1

08.05
15.05

1

22.05

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Книгопечатная продукция.
1. С.А. Рукова «Беседы о Церковном пении». Учебное пособие.
Издательство Московской Патриархии РОПО «Древо добра», 1999г
2. Обиход церковного пения. Всенощное бдение. – М.: Издательский Совет РПЦ 2005г

3. «Детский музыкальный катехизис» -прот. Игорь Лепешинский, О. Гончаров, И.
Семочкин - изд. Храма вмч. Димитрия Солунского, г. Рузы, 2009г.
4. Е. Кустовский, Н. Потемкина Пособие по изучению осмогласия современной
московской
традиции.
5.Песнопения Постной Триоди сост. Лапаев. Москва «Живоносный Источник» 2003г.
6.Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи. Издательский Совет РПЦ Москва 2007г.

7.Древние монастырские Подобны. Сергиев Посад 1999г.
8.Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. – Сергиев Посад,
1998.
9.Герасимова М. А. Григорий Фёдорович Львовский – церковный регент и духовный
композитор // Московская регентско-певческая семинария. Сборник материалов 20022003. - М., 2005.
10.Королева Т. И., Перелешина В. Ю. Регентское мастерство. – М., 2010.
11.Красовицкая М. С. Литургика. М., 2008.
12.Матвеев Н. В. Хоровое пение. – М., 1998.
13.Православный богослужебный сборник. – М.,2011.
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Интерактивная доска
3.Компьютер
Экранно-звуковые пособия
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–
ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически
связанные с содержанием курса.
Оборудование класса
Ученические одноместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».