Логика 7-8 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,
МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"
РАССМОТРЕНА
на школьном МО классных руководителей
рук. метод. объединения Гриднева И. С.
(протокол от 13 мая 2022г. № 5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская
гимназия
16 мая 2022 г. № 165

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по ВР Гриднева И. С.
13 мая 2022 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 16. 05. 2022г. № 9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по логике
на 2022-2023 учебный год
Основное общее образование
Класс:
7 -8
Уровень: базовый
Учитель: Охременко Любовь Владимировна
Разработана на основе:
1. Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (одобрена федеральным учебно – методическим объединением по
общему образованию протокол №1/15 от 08.04.2015;
2. Рабочая программа составлена на основе: Стандарта православного
компонента начального общего, основного общего, среднего ( полного) общего
образования для учебных заведений Российской федерации

г. Новый Уренгой, 2022г.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА,

КУРСА

Формирование

логической

культуры

является

важнейшим

аспектом

духовно-нравственного развития личности, совершенствования ее творческой сферы в
процессе познания, поэтому при изучении курса учитываются
Личностные результаты освоения курса, которыми являются:


мотивированность к учебной деятельности;



осознание

ценности

труда,

творческой

созидательной

деятельности на благо Отечества, своих близких;


воспитание патриотизма;



осознание

ценности

соработничества,

коллективного

творчества в решении общих задач;


развитие таких качеств личности, как старательность,

усердие, ответственность, помощь ближнему, терпение и сострадания;


воспитание порядочности и ответственности;



овладение умением нравственного рассуждения в ситуациях

выбора (на примере анализа дилемм и других умозаключений);


развитие эстетических чувств, умения видеть прекрасное в

жизни, природе и искусстве.

Метапредметные результаты обучения проявляются в:


умении ставить цели и решать поставленные задачи до

получения положительного результата;


умении отделять главное от второстепенного, видеть

приоритеты, цели и задачи;


умении формулировать проблему и находить пути ее

оптимального решения системно и комплексно;


развитии способности к системному анализу жизненных

ситуаций, исторических явлений, учебного материала;



умении формулировать и обосновывать свою точку зрения,

используя различные формы доказательства и опровержения;


умении выполнять познавательные и практические задачи

при анализе причинно-следственных связей, определении сущностных
характеристик

предметов

и

явлений,

в

процессе

их

сравнения,

сопоставления и оценки;


умении работать с информацией: поиск и извлечение нужной

информации и др.


умение использовать логические знания в других областях

знаний.
Предметные результаты освоения курса выражаются в:


знании форм познания: чувственной (ощущение, восприятие

и представление) и абстрактного мышления;


понимании связи логики и языка;



знании основных законов правильного мышления;



умении

мыслительными

работать

операциями,

с

понятиями,

как

анализ,

овладение
синтез,

такими

обобщение,

классификация, абстрагирование;


умении находить отношения между понятиями (с помощью

кругов Эйлера);


умении находить в учебных и художественных текстах

понятия и суждения; делать логический анализ текстов;


овладении простыми суждениями (суждения свойства,

суждения существования и суждения с отношениями) и сложными
суждениями (образованными с помощью логических связок: конъюнкции,
дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания);


овладении

дедуктивными

(непосредственными и опосредованными);

умозаключениями



умении записывать структуру сложных суждений и ряда

дедуктивных умозаключений в виде формул математической логики (на
языке исчисления высказываний);


овладении индуктивными умозаключениями и методами

установления причинных связей;


овладении видами аналогий: аналогией свойств и аналогией

отношений, методами моделирования по аналогии;


овладении дилеммами и их использованием в ситуациях

сложного выбора («из двух зол наименьшего»);


знании способов доказательства и опровержения;



овладении навыками ведения диалога; умении видеть

ошибки в рассуждении и споре, опровергать ложные тезисы и аргументы;


умении выявлять логические ошибки, встречающиеся в

различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении;


умении решать логические задачи по теоретическому

материалу.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Предмет и значение логики. Формы

чувственного познания (ощущение,

восприятие, представление). Формы абстрактного мышления (понятие, суждение,
умозаключение).
Как возникла и развивалась логика. Роль логики в повышении культуры
мышления. Знание логики – рациональная основа процесса обучения.
Дедуктивные умозаключения.
Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки;
заключение; логическая связь между посылками и заключением (вывод). Виды
умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии.
Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического
следования в правильно построенных дедуктивных умозаключениях.

Умозаключения непосредственные и опосредованные. Непосредственные
умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату.
Простой категорический силлогизм. Состав, фигуры, модусы, правила
категорического силлогизма.
Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). Полисиллогизмы. Сориты.
Условные

умозаключения.

Чисто

условные

умозаключения.

Условно-категорические умозаключения.
Разделительные

умозаключения.

Чисто

разделительные

и

разделительно-категорические умозаключения.
Условно-разделительные умозаключения (дилеммы, трилеммы).
Индуктивные умозаключения.
Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Полная индукция и ее
использование в обучении.
Математическая индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое
перечисление (популярная); индукция через анализ и отбор фактов; научная индукция.
Условия повышения достоверности индуктивного умозаключения.
Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства.
Метод

различия.

Метод

сопутствующих

изменений.

Метод

остатков.

Роль

индуктивных умозаключений в познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в
познании и учебном процессе.
Умозаключения по аналогии. Аналогия и ее структура. Виды умозаключений
по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия.
Ложная аналогия. Условия повышения степени вероятности заключений в выводах
нестрогой аналогии. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии. Роль
аналогии в познании. Аналогия – логическая основа метода моделирования в науке и
технике. Использование аналогий в процессе обучения на уроках истории, физики,
астрономии, математики, биологии и др. Д. Пойа о примерах применения аналогий в
математике.
Формы развития знания. Гипотеза.

Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез: общие, частные и
единичные. Понятие рабочей гипотезы. Конкурирующие гипотезы в науке; условия
отбора предпочтительных гипотез.
Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключений и опытных
данных при формировании гипотез. Основной способ подтверждения гипотез:
выведение следствий и их верификация. Роль эксперимента в процессе верификации.
Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез. Прямой и косвенный способы
доказательства гипотез. Способы опровержения гипотез.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Учебно-тематический план 7 класс.
Основные виды деятельности
Наименование
Всего
№ п/п
учащихся
разделов и тем часов
Различать формы познания.
1.
Дедуктивные
10
Характеризовать формы
умозаключения
чувственного и рационального
2.
Индуктивные
10
познания. Объяснять смысл
умозаключения.
понятия «логика».
3.
Решение задач
10
Использовать сущность законов
правильного мышления и их
4.
Повторение
5
применение в литературе,
математике, химии и др. науках.
Итого:
35
Различать виды умозаключений.
Определять непосредственные
умозаключения.
Определять состав
категорического силлогизма.
Решать задачи, подготовка
презентаций, устный ответ на
поставленный вопрос; устное
сообщение по избранной теме;

8 класс (35 часов)

Формы
контроля
Проверочная
работа
Проверочная
работа

Промежуточна
я аттестация

№
п/п

1

2

Наименование
разделов и
тем

Тема
«Умозаключения
по аналогии»
Тема «Гипотеза»

Всего
часов

16час.
19 час.

Основные виды
деятельности учащихся
Различать формы познания.
Характеризовать формы
чувственного и
рационального познания.
Объяснять смысл понятия
«логика».
Использовать сущность
законов правильного
мышления и их применение в
литературе, математике,
химии и др. науках.
Различать виды
умозаключений. Различать
аналогию свойств и аналогию
отношений. Характеризовать
виды гипотез. Решать задачи,
подготовка презентаций,
устный ответ на
поставленный вопрос; устное
сообщение по избранной
теме;

Формы
контроля

Тест
Тест,
промежуточная
аттестация

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
Наименование изучаемой темы
№
п/п

Дата

Тема урока

Кол-в
о
часов

Примечание

I четверть 7 часов
1.

Раздел 1. «Дедуктивные умозаключения». Всего часов: 10.

1

Умозаключение. Непосредственные
умозаключения.

1

2

Состав, фигуры, модусы, правила
категорического силлогизма.

1

Сокращенный категорический силлогизм.
3

1

Полисиллогизмы.
4
Сориты.

1
1

5
Чисто условные умозаключения.
6
Условно-категорические умозаключения.
7

1
1

IIчетверть 7 часов
8

Чисто разделительные и
разделительно-категорические умозаключения.
Дилеммы.

9
Трилеммы.
10
2.

1
1
1

Раздел 2. «Индуктивные умозаключения». Всего часов: 10.

11

Полная индукция и ее использование в
обучении.

1

12

Условия повышения достоверности
индуктивного умозаключения.

1

Математическая индукция.
13
14

Неполная индукция и ее виды.
Тест

1
1

IIIчетверть 10 часов
Метод сходства.
15
Метод различия.
16
Метод сопутствующих изменений.
17
Метод остатков.
18
Роль индуктивных умозаключений в познании.
19

1
1
1
1
1

Взаимосвязь индукции и дедукции.
20

1

Решение задач
3.
21

Решение задач на тему: «Непосредственные
умозаключения».

1

22

Решение задач на тему: «Полисиллогизмы и
Сориты».

1

23

Решение задачна тему:
«Условно-категорические умозаключения».

1

24

Решение задач на тему: «Дилеммы и
Трилеммы».

1

IVчетверть 9 часов
25

Решение задач на тему: «Математическая
индукция».
Решение задач на тему: «Метод сходства».

26
Решение задач на тему: «Метод различия».
27
28

Решение задач на тему: «Метод
сопутствующих изменений».
Решение задач на тему: «Метод остатков».

29

1
1
1
1

Раздел 4. «Повторение». Всего часов: 5.

4.
30

1

Решение задач на тему: «Взаимосвязь
индукции и дедукции». Тест

1

Повторение тем раздела «Дедуктивные
умозаключения»
1

31

32

Повторение тем раздела «Индуктивные
умозаключения»
Зачет

33

1
1

34

Повторение тем раздела «Дедуктивные
умозаключения»

1

35

Повторение тем раздела «Индуктивные
умозаключения»

1

Календарно – тематическое планирование по логике 8 класс
2022 - 2023 учебный год
№ п/п № Сроки
Наименование разделов и тем
Примечание
I четверть (7 часов)
1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
4
5
6
7

07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
19.10

8
9
10
11
12
13
14
15

8
9
10
11
12
13
14
15

09.11

16

16

17
18-19
20
21-22
23
24
25
26

1
2
3
4
5
6
7
8

18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
22.02
01.03
15.03

27

9

29.03

16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
11.01

Умозаключения по аналогии (10часов)
Решение задач (6 часов)
Аналогия и ее виды
Аналогия свойств
Решение задач
Аналогия отношений
Решение задач
Решение задач
Аналогия по степени достоверности
II четверть (8 часов)
Строгая аналогия
Нестрогая аналогия
Ложная аналогия
Ложная аналогия
Решение задач
Решение задач
Тест
Решение задач
III четверть (10 часов)
Диспут: «Диалог, построенный
на ложной аналогии»
Гипотеза (10 часов)
Решение задач (6 часов)
Определение и виды гипотез
Общие гипотезы
Решение задач
Частные гипотезы
Решение задач
Еденичные гипотезы
Решение задач
Версии
IV четверть (9 часов)
Научная гипотеза

28
29

10
11

05.04
12.04

Рабочая гипотеза
Тест

30-31

12

19.04

32-33
34

13
14

26.04
17.05

35

15

24.05

Описательная и объяснительная
гипотеза
Решение задач
Конференция «Рассуждение над
определенной структурой версий или
гипотез»
Решение задач. Гипотеза
Промежуточная аттестация по логике 7 класс
Зачет

Что такое умозаключение? Какова его структура?
Каким образом связаны между собой правильность умозаключения и истинность
полученного с его помощью следствия, заключения?
3.
Какие умозаключения называют дедуктивными?
4.
Что такое категорический силлогизм?
5.
Назовите термины категорического силлогизма.
6.
Зависит ли правильность категорического силлогизма от местополо : женил среднего
термина в его посылках? Что такое фигура силлогизма?
7.
Каким образом связаны модус и фигура силлогизма друг с другом?
8.
В каких случаях вывод категорического силлогизма может быть только отрицательным
(только частным)?
9.
Можно ли сделать вывод из двух отрицательных посылок?
10.
Возможен ли вывод, если обе посылки — частные суждения?
11.
Что такое «энтимема»? Приведите пример энтимемы, в которой пропущена одна из
посылок.
12.
Чем отличаются сорит и полисиллогизм друг от друга? Как получить сорит из
полисиллогизма? Можно ли получить полисиллогизм из сорита?
13.
Какие виды условных умозаключений вы знаете?
14.
Приведите примеры правильных, но различных по своей структуре
условно-категорических умозаключений.
15.
В каких случаях разделительно-категорическое умозаключение дает
достоверный вывод, а в каких — вероятностный?
16.
Чем отличаются друг от друга по своей структуре конструктивная и деструктивная
дилеммы?
17.
Приведите примеры трилемм, наиболее часто встречающихся в русских народных
сказках.
18.
В чем вы видите роль и значение дедуктивных умозаключений в общении, обучении,
научном познании?
19.
Что такое индуктивное умозаключение? Чем оно отличается от дедуктивного?
20.
В чем суть полной индукции и какова ее роль в познании?
21.
Попробуйте привести пример, когда математическая индукция «не работает», когда ее
применение приводит, к парадоксам.
1.
2.

Дайте определение индукции через простое перечисление. Приведите примеры ее
использования.
23.
Какие методы установления причинной связи вы знаете?
24.
Какие ошибки могут, по вашему мнению, возникнуть при использовании индуктивных
умозаключений? Приведите примеры таких ошибок.
22.

Промежуточная аттестация по логике 8 класс
Зачет
Вопросы
1. Какие виды умозаключений по аналогии вы знаете?
2. Назовите условия, способствующие повышению степени вероятности выводов по
аналогии.
3. Охарактеризуйте гипотезу как форму развития знания.
4. Какие виды гипотез вы знаете?
5. Какова структура гипотезы?
6. Каким образом можно подтвердить гипотезу?
7. Можно ли считать гипотезу опровергнутой, если некоторое следствие, логически из нее
вытекающее, не соответствует действительности?
Задачи к теме аналогия
В какой из трех приведенных ниже аналогий заключение будет более вероятным и
почему?
25.
В книге «Три мушкетера» действуют отважные, благородные люди, прекрасные дамы,
короли, злодеи, много дерутся на шпагах.
Говорят, что в книге «Графиня Монсоро» также действуют благородные люди, прекрасные
дамы, короли, злодеи, много дерутся на шпагах.
Наверное, и эта книга должна быть очень интересной.
26.
В книге «Три мушкетера» действие происходит во Франции, в эпоху королей, там
много действий, приключений. Написана книга Александром Дюма-отцом. Книга очень
интересная.
В книге «Графиня Монсоро» также действие происходит во Франции, в эпоху королей, там
много действий, приключений. Написана она Александром Дюма-отцом.
Надо почитать. Наверное, и эта книга должна быть интересной.
3. Семенов и Николаев родились в деревне. Тот и другой — русские. Оба любили игрушки,
когда были малышами. Оба бегали, играли в мяч, катались на санках. Оба с 7 лет пошли в
школу. Семенов обладает признаком р, значит, можно предполагать, что и Николаев обладает
этим признаком.
Определите, какие из следующих пословиц основаны на аналогии?
1. Кто изучает прошлое, знает настоящее.
2. Зажат между двумя бревнами.
3. Как цветок, цветет и, как цветок, облетает.
4. Тесно так, что и сверло некуда вставить.
5. Это нужно как змее ноги.
6. Перейти — все равно, что не дойти.
7.
ЗАДАЧИ К ТЕМЕ «ГИПОТЕЗА»

Определите вид гипотезы', общая, частная или единичная.
1.
Есть много гипотез, объясняющих загадку Тунгусского метеорита. Вот еще одна. По
мнению Н. Домбковского, в районе эпицентра, где совсем недавно геологи нашли богатое
месторождение газоконденсата, из разломов вытекло огромное облако взрывоопасных газов.
Рано утром, когда царил штиль и лучи восходящего солнца еще не тронули газ, в это облако
влетел раскаленный болид. Он сыграл роль своего рода спускового крючка, горящей спички,
поднесенной к бочке с бензином. Мощнейший взрыв превратил в пар сам метеорит,
уничтожил вокруг все живое...


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».