НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ, МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО" РАССМОТРЕНА на школьном МО классных руководителей рук. метод. объединения Гриднева И. С. (протокол от 13 мая 2022г. № 5) УТВЕРЖДЕНА приказом НОЧУ Филофеевская гимназия 16 мая 2022 г. № 165 СОГЛАСОВАНА зам. директора по ВР Гриднева И. С. 13 мая 2022 г. ПРИНЯТА педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия (протокол от 16. 05. 2022г. № 9) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по основам православной веры на 2022-2023 учебный год Основное общее образование Класс: 7-8 Уровень: базовый Учитель: Охременко Любовь Владимировна Разработана на основе: 1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию протокол №1/15 от 08.04.2015; 2. Рабочая программа составлена на основе: Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего ( полного) общего образования для учебных заведений Российской федерации 3. Учебник: Закон Божий для семьи и школы. Протоиерей Серафим Слободской – сост. Репринтное издание – СПб: «Кифа». 2017. – 729с. г. Новый Уренгой 2022г. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Курс предполагает сочетание воспитательных и образовательных задач, которые в основной школе группируются вокруг темы формирования личности, выстраивания личных отношений с Богом и людьми, что сопровождается в методике преподавания курса переключением с общего на частное, с масштабного на детальное. Специфика возраста, а это подростковый период, как раз благоприятствует такому подходу, так как именно в основной школе ребенок начинает больше обращать внимание на свои собственные чувства и переживания, переключаться на «свой мир» и часто, как отрицательная сторона этого возраста, существует опасность замыкания в себе. В подростковом возрасте рушатся идеалы, происходит смена авторитетов, обостряется стремление найти и понять себя, определить свое место в окружающем мире. Цели курса: cохранить и укрепить заложенные основы веры и христианской морали, помочь утвердиться умом и духом в признании истинности Православной веры. помочь обучающимся раскрыть в себе образ Божий, увидеть путь развития от имеющегося образа к подобию. раскрыть понимание того, что любовь к Богу неразрывно связана с любовью к Его творению и, прежде всего, к людям. помочь обучающимся найти свое место в Церкви через участие в разных аспектах Её жизни, как в таинственной (мистической) - в Таинствах и Богослужении, так и в повседневной: участие в социальной, образовательной работе приходов, в делах милосердия. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: сохранять и укреплять в обучающихся опыт литургической Церковной показывать актуальность и красоту православного богослужения, жизни; являющего собой синтез искусств; учить тоньше чувствовать службу, не утомляться ею; научить ставить перед собой нравственные задачи и выдвигать требования к своей душе и своему телу; показывать обучающимся, где и как можно реализовывать потребность христианской души в делах милосердия и делах веры (на примерах Священного Писания, агиографии, современной деятельности приходских общин или братств); развивать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через углубление знаний истории и культуры своей страны; развивать и укреплять нравственные чувства и стремления ребенка; развивать способность анализировать свои поступки и их последствия, а так же рассматривать причины, которые побуждают делать доброе или злое, учиться делать правильный нравственный выбор; учиться применять к собственной жизни нравственные уроки из жизни святых и личностей Священного Писания, литературных и исторических героев; познавательных: формировать интеллектуальный и духовный интерес к Литургической жизни Церкви; углублять и расширять знание о Священном Писании, об учении и догматах Церкви; развивать и укреплять духовный подход к осмыслению изучаемого материала, поощрять попытки делания нравственных выводов не только из опыта Церкви, но и из личного опыта; развивать стремление к изучению, сохранению и развитию национальных культурно-исторических традиций; укреплять интерес и навыки к самостоятельному изучению Священного Писания и Святоотеческого Предания, а так же к догматам Православной Церкви; коммуникативных: укреплять принцип иерархичности в отношениях с людьми; укреплять опыт соработничества с ровесниками, старшими и младшими; замечать нужды других и не оставлять их без внимания, учиться сопереживать и, где возможно, (в учебе, во взаимоотношениях в классе, во дворе) участвовать и помогать; формировать чувство ответственности и верности своему слову; развивать уважительное отношение к людям, возгревать чувство христианской любви к ближнему, избегать насмешек и осуждения, учась разграничивать грех и человека, совершившего его; следить за тем, чтобы не стать соблазном для ближнего, ни в поведении, ни в одежде и других материальных ценностях, ни в словах; учить дорожить не только собственной душой и переживаниями, но и душою ближнего, не допуская оскорбления или насмешек над тем, что дорого другому. На данной ступени обучения важное место в курсе «Основы православной веры» отводится целенаправленной работе по развитию и укреплению общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов у школьников деятельности, помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения, осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры, применять полученные знания в собственной жизни. Итогом такой работы должны стать следующие результаты: формирование ответственного отношения к обучению, как к Богоугодному послушанию и труду, которые православный христианин должен делать качественно, согласно принципу, определенному Апостолом Павлом: «"Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь » (2-е Фес. 3:10); совершенствование умственных способностей, умение сосредотачиваться, удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от второстепенного; формирование опыта извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; укрепление опыта ученичества, развитие способности обращаться к различным источникам информации, анализировать и сверять их с православным учением. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по «Основам православной веры» являются: утверждение в Православной вере; вера в Бога должна раскрыться радостью о Господе, которой хочется поделиться; укрепление и расширение личного духовного опыта через более осознанное и активное участие в Таинствах и богослужениях Православной Церкви; формирование личностного самосознания в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом; формирование потребности и желания духовно развиваться и возгревать дары Святого Духа в своей жизни через добросовестное исполнение послушаний, прежде всего учебных, осознание ценности человеческой жизни, ее уникальности и неприкосновенности, развитие способностей, которыми наделил Господь; почтительное отношение к старшим, уважительное и дружелюбное к сверстникам и младшим; умение отделять грех от человека и, как следствие, преодолевать соблазн осуждения ближнего; осознание, что Православие является государствообразующей религией нашей страны, уважение к другим религиозным культурам нашей страны; приобретение твердых морально-нравственных позиций, основанных на Евангелии и Предании Церкви, способствующих развитию навыков противостояния «искушениям мира сего»; перенесение знаний в опытное переживание православных традиций и благочестивых обрядов через подготовку к Праздникам, не только молитвенную, но и бытовую (помощь родителям, приготовление куличей, украшение жилищ и икон к Праздникам; беседы с младшими братьями и сестрами, друзьями, родственниками о русских православных традициях празднования того или иного Церковного события, вовлечение их в участие к подготовке к этому событию, что является исполнением Божественного повеления: «идите, научите все народы» (Мф. 28;19). Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по «Основам православной веры» являются: знание, понимание и умение объяснять основные православные догматы в объеме Символа Веры; живое и осознанное участие в литургической жизни Церкви; наполнение повседневной жизни христианским смыслом и традициями; регулярное и осознанное чтение утреннего и вечернего молитвенного правила; знание наизусть и понимание 50 и 90 псалмов и некоторых молитв; знание наизусть и понимание тропарей двунадесятых праздников; умение рассказать о праздниках и богослужениях; осознание высокого духовного и культурного значения Библии, богодухновенности Священного Писания; более глубокое знание Библейской истории Ветхого Завета, осознание единства и связи двух Заветов; знание и свободное ориентирование в хронологии и духовном смысле Евангельской истории; знание о всех Таинствах Церкви, понимание важности участия в них; благовествование и умение делиться духовным опытом и христианской радостью с ближними; общее представление об истории Церкви в первых веках и в эпоху Соборов; осознание неразрывной связи истории Русской Церкви с историей Государства Российского, не только исторической связи, но и духовно-патриотической. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Основы вероучения: Догмат иконопочитания; почитание святых мощей; Библейское основание почитания мощей; иконы и святые мощи; отличие почитания от поклонения; виды икон; чудеса мироточения, кровоточения и проч. Молитвы. О молитве (молитва-дыхание жизни, воздух для души). Смысл молитв за живых и усопших. Примеры из житий святых и духовных летописей благотворного влияния молитвы за ближнего. Молитвенное общение со святыми угодниками Божиими, почитание мощей и икон. Особенности молитвенного делания. Основные молитвы из утреннего и вечернего правила. Тропари двунадесятых Праздников. 50 и 90 Псалмы. Священное Писание. В этом возрасте смысл воспитательного аспекта переносится на личности Ветхого и Нового Завета, так как для детей подросткового возраста значимыми становятся вечные вопросы человеческого бытия: назначение человека на земле, смысл жизни, идеал, к которому надо стремиться, жизнь и смерть, выбор пути. Отсюда усиливается акцент на Христоцентричность Священной Истории. Господь Иисус Христос осмысливается в контексте Домостроительства как Спаситель человеческого рода, осознаются и глубоко проживаются Боговоплощение, Крестная Жертва и Воскресение. Актуализируются и Его качества отдельных персоналий Священной Истории Нового Завета, направленность их воли и желания ко Христу. Так как в начальной школе, в основном, Ветхозаветная История была изучена в части её исторической канвы, в курсе основной школы изучение Ветхого Завета приобретает аналитический характер. Необходимо активизировать духовную работу самого ученика, то есть побудить ребенка к самостоятельному осмыслению тех или иных событий Священной Истории. При этом, желательно, придерживаться хронологии в описании событий, делая главный акцент на богословском и нравственном содержании истории. Основные понятия. О Священном Писании: авторство, кем, когда и при каких обстоятельствах писалось. Переводы Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Библия как самая издаваемая книга. Уникальность Библии. Единство Библии. Богодухновенность Священного Писания. Священная история Ветхого и Нового Завета изучается параллельно с историей, в историческом контексте. Важно понять и усвоить историю общения людей с Богом в хронологической последовательности, раскрывая основных смысл истории спасения, ее прообразов. Осмысление Ветхого Завета в его исторических границах поможет в дальнейшем глубже осознать духовный смысл человеческой истории, увидеть реализацию и исполнение ветхозаветных прообразов и примеров в Новозаветной истории, почувствовать единство Священного Писания и религиозной традиции от праотцев до современных подвижников. Это даст возможность осознать превосходство Нового Завета. То, что «лишь гадательно, как на тусклом стекле» гравировалось тогда, во всей красоте раскроется в Новозаветной истории. Историко-культурный контекст: Исторические свидетельства о подлинности Библейский истории: научные открытия, памятники, источники, свидетельства древних историков. Иконы ветхозаветных праотцев и пророков. Русский иконостас. Библейские ветхозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства (музыке, живописи, скульптуре, графике и др.). Священная история Нового Завета. Историко-культурный контекст: Исторические свидетельства о Новозаветной истории: Святая Земля во времена Господа нашего Иисуса Христа: Карта древней Палестины (величина, положение и границы, долина реки Иордан, области Палестины). Новозаветная история в образах культуры: Иконописные школы на Руси. Святые иконописцы: прп. Андрей Рублев, Дионисий и др. Первые иконы на Руси. Иконы Спасителя и Божией Матери. Иконы Иоанна Предтечи. Иконы Двунадесятых праздников. Русский иконостас. Традиции русского храмового зодчества. Золотое шитье. Новозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства: в музыке, живописи, скульптуре, литературе. Богослужение и Таинства. Понятие о православном богослужении. Церковные службы. Виды колокольного звона. История возникновения колокольного звона. Иконы и святые мощи. Отличие почитания от поклонения. Виды икон. Чудеса мироточения, кровоточения и проч. Основные понятия (тропарь, кондак, икос, седален, октоих, акафист, антифон и другие). Богослужение суточного круга. Происхождение и священные события, прославляемые в повседневных службах. Понятие о кругах богослужения. Суточный, седмичный и годовой круг богослужения. Богослужение Великих церковных праздников. Богослужения Великого поста (общие отличительные особенности). Понятие о Литургии, ее установление. Формирование чинопоследований Литургии (краткая история). Символическое значение основных частей Божественной Литургии. Литургия свт. Иоанна Златоуста, Литургия свт. Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров (отличительные черты). Символика и краткое чинопоследование служб суточного круга: Всенощное бдение. Вечерня. Утреня. Часы. Заупокойное богослужение (понятие, дни совершения). Богослужебные книги. Неизменяемые и изменяемые части Богослужений (понятия, перечисления). Особенности Богослужения Двунадесятых праздников (обзорно). История Церкви. Книга Деяний святых апостолов. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов о Воскресении Иисуса Христа. Первая христианская община в Иерусалиме. Избрание семи диаконов. Суть диаконского служения в ранней Церкви и в настоящее время. Жизнь первых христианских общин (забота об Апостолах, обобщение имуществ, история с Ананией и Сапфирой). Первомученик архидиакон Стефан. Обращение Савла. Апостольская проповедь язычникам. Обращение первого язычника – Корнилия сотника. Апостольский собор в Иерусалиме. Гонения на Церковь и мученики за Христа. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон. Эпоха Вселенских соборов. Константин Великий. Миланский Эдикт и первый Вселенский собор. Семь Вселенских соборов. Торжество Православия в 843 г. Курс Общецерковной истории должен носить ознакомительный характер, без погружения в глубокое изучение ересей и догматическую защиту, выстраиваемую отцами апологетами. Должна присутствовать некая констатация фактов и справочный (в краткой и доступной форме) материал по событиям, например, Вселенских соборов или гонений. Историко-культурный контекст: История Византии времен Константина Великого (кратко, иллюстративно). История апостольского века в образах культуры. История Русской Православной Церкви. Подвижники благочестия. Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Преподобный Сергий Радонежский и его обитель. Значение Троице-Сергиевой Лавры в истории России. Александр Невский и Дмитрий Донской - печальники и освободители земли Русской. Государственно-Церковные Праздники: День славянской письменности 24 мая. День народного единства 4 ноября. День Победы 9 мая. Примеры в виде небольших рассказов о том, как Церковь участвовала в жизни государства и народа в разные исторические периоды, например, во время войн Отечественной 1812г, Первой Мировой и Великой Отечественной, примеры из современной истории, в том числе примеры из епархиальной или приходской жизни (местночтимые святые). Примеры дел милосердия из истории и современности (сестры милосердия, полковые священники, дома презрения и т.д.). Святая Мученица Анастасия Узорешительница. Святая новомученица Татиана (Гримблит). Преподобномученница Елизавета Федоровна (основательница Марфо-Мариинской обители). Бессеребрянники Косма и Дамиан. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Просветительское служение. Святые просветители Гурий Казанский и Варсонофий Тверской. Святитель Герман Аляскинский. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2022-2023 года 7 класс № п/п Тема урока Дата 1 четверть 1 Книга Деяний святых апостолов. 5.09 2 Проповедь апостолов о Воскресении Иисуса Христа. 12.09 3 Первая христианская община в Иерусалиме. 19.09 4 Экскурсия в храм 26.09 5 Обращение Савла. Апостольская проповедь язычникам. 6 Чтение книги "Деяния святых апостолов" 7 Обращение первого язычника – Корнилия сотника. 8 Апостольский собор в Иерусалиме. 3.10 10.10 117.10 24.10 2 четверть 7.11 9 Всеобщее гонение на Христиан в 1-3 веках 10 Гонения на Церковь и мученики за Христа. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь. 14.11 11 Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон. 21.11 12 Новые враги Христианства (4 век). Юлиан отступник 361-363г 28.11 13 Эпоха Вселенских соборов. Константин Великий. 14 Миланский Эдикт и первый Вселенский собор. 12.12 15 Семь Вселенских соборов. Торжество Православия в 843 г. 29.12 5.12 3 четверть 16 История Русской православной Церкви. Крещение Руси в 988 году. 17 Первые монастыри на Руси. 16.01 18 Преподобный Сергий Радонежский и его обитель. 23.01 19 Александр Невский и Дмитрий Донской - святые благоверные князья и освободители земли Русской. 30.01 20 Игра "Святые князья" 21 Утверждение патриаршества на Руси. Патриарх Иов. 13.02 22 Церковный раскол. Реформа патриарха Никона. 20.02 23 Знакомство с историческими источниками 17 века 27.02 24 Церковная реформа Петра I. Синодальный период истории Русской православной Церкви 25 Роль Церкви в освобождении от иноземных захватчиков: Смутное время, Отечественная война 1812 года. 9.01 6.02 6.03 13.03 4 четверть 26 Русская православная Церковь в XX веке. 27.03 27 Новомученники и исповедники Российские 3.04 28-29 Исследовательская работа "Святые родной земли" 10.04 30 Русская православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 17.04 31 Контрольный тест 24.04 32-33 Русская православная Церковь на современном этапе развития 15.05 34-35 Кирилл и Мефодий. День Славянской письменности 22.05 8 класс № п/п Тема урока Дата 1 четверть 1 2 3 Происхождение храмов. Внешний вид православного храма. Алтарь. Экскурсия в храм Иконостас и икона. 2.09 9.09 16.09 4 Иконостас и икона. Экскурсия в храм 23.09 5 Колокольный звон. 30.09 6 7 8 9 Посещение колокольни Духовенство православной Церкви, священные одежды и их символическое значение. Понятие о православном богослужении. Евхаристический канон. Символическое и нравоучительное значение составных частей 7.10 14.10 21.10 28.10 2 четверть 10 Понятие о часах. 11.11 11 Проскомидия 18.11 12 Литургия оглашенных 25.11 13 14 Литургии верных. Литургия Иоанна Злотоуста 2.12 9.12 15 16 Литургия Василия Великого. Обобщающее занятие "Литургия" 16.12 23.12 3 четверть 17 Первая часть всенощного бдения - вечерня. 13.01 18 Вторая часть всенощного бдения -утреня. 20.01 19 Понятие о постах. Покаянные молитвы ”Покаяния отверзи ми двери”, «На реках Вавилонских» 27.01 3.02 20 Характер великопостного богослужения. 21 Великопостные часы. Триодь постная. 10.02 22 Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров. 17.02 23 Богослужебные воспоминания “недель” Великого поста. Понятие о Страстной седмице 3.03 24 Богослужебные особенности Страстного понедельника, вторника и среды. 17.03 25 26 27 28 Богослужебные особенности Великого четверга, Таинство Причастия 4 четверть Богослужебные особенности Великого четверга, Таинство Причастия Богослужебные особенности Великой пятницы, Великой Субботы. Понятие о праздниках вообще. Богослужение праздника Пасхи. 31.03 31.03 7.04 14.04 29 Притча о десяти девах 21.04 30 Богослужение праздника Пятидесятницы 28.04 31 Молебны 32 Промежуточная аттестация 12.05 33 Десять заповедей Закона Божия 19.05 34-35 Десять заповедей Блаженства 26.05 Промежуточная аттестация 5.05 Контрольно-измерительные материалы по Основам православной веры в 7 классе (зачет) Промежуточная аттестация Контрольно-измерительные материалы по Основам православной веры в 8 классе (зачет)