Основы православной веры 7-8 класс

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛОФЕЯ,

МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО"
РАССМОТРЕНА
на школьном МО классных руководителей
рук. метод. объединения Гриднева И. С.
(протокол от 13 мая 2022г. № 5)

УТВЕРЖДЕНА
приказом
НОЧУ Филофеевская
гимназия
16 мая 2022 г. № 165

СОГЛАСОВАНА
зам. директора по ВР Гриднева И. С.
13 мая 2022 г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом НОЧУ Филофеевская гимназия
(протокол от 16. 05. 2022г. № 9)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по основам православной веры
на 2022-2023 учебный год
Основное общее образование
Класс:
7-8
Уровень: базовый
Учитель: Охременко Любовь Владимировна

Разработана на основе:
1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена
федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию протокол №1/15
от 08.04.2015;
2. Рабочая программа составлена на основе: Стандарта православного компонента начального
общего, основного общего, среднего ( полного) общего образования для учебных заведений
Российской федерации
3. Учебник: Закон Божий для семьи и школы. Протоиерей Серафим Слободской – сост.
Репринтное издание – СПб: «Кифа». 2017. – 729с.

г. Новый Уренгой
2022г.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА, КУРСА

Курс предполагает сочетание воспитательных и образовательных задач, которые в
основной школе группируются вокруг темы формирования личности, выстраивания
личных отношений с Богом и людьми, что сопровождается в методике преподавания
курса переключением с общего на частное, с масштабного на детальное. Специфика
возраста, а это подростковый период, как раз благоприятствует такому подходу, так как
именно в основной школе ребенок начинает больше обращать внимание на свои
собственные чувства и переживания, переключаться на «свой мир» и часто, как
отрицательная сторона этого возраста, существует опасность замыкания в себе. В
подростковом возрасте рушатся идеалы, происходит смена авторитетов, обостряется
стремление найти и понять себя, определить свое место в окружающем мире.
Цели курса:


cохранить и укрепить заложенные основы веры и христианской морали,

помочь утвердиться умом и духом в признании истинности Православной веры.


помочь обучающимся раскрыть в себе образ Божий, увидеть путь развития

от имеющегося образа к подобию.


раскрыть понимание того, что любовь к Богу неразрывно связана с

любовью к Его творению и, прежде всего, к людям.


помочь обучающимся найти свое место в Церкви через участие в разных

аспектах Её жизни, как в таинственной (мистической) - в Таинствах и Богослужении, так
и в повседневной: участие в социальной, образовательной работе приходов, в делах
милосердия.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих
практических задач:


сохранять и укреплять в обучающихся опыт литургической Церковной



показывать актуальность и красоту православного богослужения,

жизни;
являющего собой синтез искусств;


учить тоньше чувствовать службу, не утомляться ею;



научить ставить перед собой нравственные задачи и выдвигать требования

к своей душе и своему телу;



показывать обучающимся, где и как можно реализовывать потребность

христианской души в делах милосердия и делах веры (на примерах Священного
Писания, агиографии, современной деятельности приходских общин или братств);


развивать высокообразованную и культурную личность, патриота и

гражданина своего Отечества через углубление знаний истории и культуры своей
страны;


развивать и укреплять нравственные чувства и стремления ребенка;



развивать способность анализировать свои поступки и их последствия, а

так же рассматривать причины, которые побуждают делать доброе или злое, учиться
делать правильный нравственный выбор;


учиться применять к собственной жизни нравственные уроки из жизни

святых и личностей Священного Писания, литературных и исторических героев;

познавательных:


формировать интеллектуальный и духовный интерес к Литургической

жизни Церкви;


углублять и расширять знание о Священном Писании, об учении и

догматах Церкви;


развивать и укреплять духовный подход к осмыслению изучаемого

материала, поощрять попытки делания нравственных выводов не только из опыта
Церкви, но и из личного опыта;


развивать

стремление

к

изучению, сохранению

и развитию

национальных культурно-исторических традиций;


укреплять интерес и навыки к самостоятельному изучению Священного

Писания и Святоотеческого Предания, а так же к догматам Православной Церкви;
коммуникативных:


укреплять принцип иерархичности в отношениях с людьми;



укреплять опыт соработничества с ровесниками, старшими и младшими;



замечать

нужды других и не оставлять их без внимания, учиться

сопереживать и, где возможно, (в учебе, во взаимоотношениях в классе, во дворе)
участвовать и помогать;


формировать чувство ответственности и верности своему слову;



развивать уважительное отношение к людям, возгревать чувство

христианской любви

к ближнему, избегать насмешек и осуждения, учась

разграничивать грех и человека, совершившего его;


следить за тем, чтобы не стать соблазном для ближнего, ни в поведении, ни

в одежде и других материальных ценностях, ни в словах;


учить дорожить не только собственной душой и переживаниями, но и

душою ближнего, не допуская оскорбления или насмешек над тем, что дорого другому.
На данной ступени обучения важное место в курсе «Основы православной веры»
отводится целенаправленной работе по развитию и укреплению
общеучебных

(метапредметных)

умений,

навыков

и

способов

у школьников
деятельности,

помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения,
осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры, применять
полученные знания в собственной жизни.
Итогом такой работы должны стать следующие результаты:


формирование ответственного отношения к обучению, как к Богоугодному

послушанию и труду, которые православный христианин должен делать качественно,
согласно принципу, определенному Апостолом Павлом: «"Если кто не хочет трудиться,
тот и не ешь » (2-е Фес. 3:10);


совершенствование умственных способностей, умение сосредотачиваться,

удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от
второстепенного;


формирование опыта извлекать духовный и нравственный смысл из общих

знаний и универсальных учебных действий;


укрепление опыта ученичества, развитие способности обращаться к

различным источникам информации, анализировать и сверять их с православным
учением.
Личностными результатами

освоения выпускниками основной школы

программы по «Основам православной веры» являются:


утверждение в Православной вере; вера в Бога должна раскрыться

радостью о Господе, которой хочется поделиться;


укрепление и расширение личного духовного опыта через более

осознанное и активное участие в Таинствах и богослужениях Православной Церкви;


формирование личностного самосознания в неразрывной связи с Церковью

Христовой и обществом;


формирование потребности и желания духовно развиваться и возгревать

дары Святого Духа в своей жизни через добросовестное исполнение послушаний,

прежде всего учебных,


осознание

ценности

человеческой

жизни,

ее

уникальности

и

неприкосновенности,



развитие способностей, которыми наделил Господь;
почтительное отношение к старшим, уважительное и дружелюбное к

сверстникам и младшим;


умение отделять грех от человека и, как следствие, преодолевать соблазн

осуждения ближнего;


осознание, что Православие является государствообразующей религией

нашей страны, уважение к другим религиозным культурам нашей страны;


приобретение твердых морально-нравственных позиций, основанных на

Евангелии и Предании Церкви, способствующих развитию навыков противостояния
«искушениям мира сего»;


перенесение знаний в опытное переживание православных традиций и

благочестивых обрядов через подготовку к Праздникам, не только молитвенную, но и
бытовую (помощь родителям, приготовление куличей, украшение жилищ и икон к
Праздникам; беседы с младшими братьями и сестрами, друзьями, родственниками о
русских православных традициях празднования того или иного Церковного события,
вовлечение их в участие к подготовке к этому событию, что является исполнением
Божественного повеления: «идите, научите все народы» (Мф. 28;19).
Предметными

результатами

освоения

выпускниками

основной

школы

программы по «Основам православной веры» являются:


знание, понимание и умение объяснять основные православные догматы в

объеме Символа Веры;


живое и осознанное участие в литургической жизни Церкви;



наполнение повседневной жизни христианским смыслом и традициями;



регулярное и осознанное чтение утреннего и вечернего молитвенного

правила;


знание наизусть и понимание 50 и 90 псалмов и некоторых молитв;



знание наизусть и понимание тропарей двунадесятых праздников;



умение рассказать о праздниках и богослужениях;



осознание

высокого

духовного

и

культурного

значения

Библии,

богодухновенности Священного Писания;


более глубокое знание Библейской истории Ветхого Завета, осознание

единства и связи двух Заветов;


знание и свободное ориентирование в хронологии и духовном смысле

Евангельской истории;


знание о всех Таинствах Церкви, понимание важности участия в них;



благовествование и умение делиться духовным опытом и христианской

радостью с ближними;


общее представление об истории Церкви в первых веках и в эпоху Соборов;



осознание неразрывной связи истории Русской Церкви с историей

Государства Российского, не только исторической связи, но и духовно-патриотической.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основы вероучения:


Догмат иконопочитания; почитание святых мощей; Библейское основание

почитания мощей; иконы и святые мощи; отличие почитания от поклонения; виды икон;
чудеса мироточения, кровоточения и проч.
Молитвы. О молитве (молитва-дыхание жизни, воздух для души). Смысл молитв
за живых и усопших. Примеры из житий святых и духовных летописей благотворного
влияния молитвы за ближнего. Молитвенное общение со святыми угодниками Божиими,
почитание мощей и икон. Особенности молитвенного делания. Основные молитвы из
утреннего и вечернего правила. Тропари двунадесятых Праздников.
50 и 90 Псалмы.
Священное Писание. В этом

возрасте смысл воспитательного аспекта

переносится на личности Ветхого и Нового Завета, так как для детей подросткового
возраста значимыми становятся вечные вопросы человеческого бытия: назначение
человека на земле, смысл жизни, идеал, к которому надо стремиться, жизнь и смерть,
выбор

пути. Отсюда

усиливается акцент на Христоцентричность Священной

Истории. Господь Иисус Христос осмысливается в контексте Домостроительства как
Спаситель

человеческого

рода,

осознаются

и

глубоко

проживаются

Боговоплощение, Крестная Жертва и Воскресение. Актуализируются и

Его

качества

отдельных персоналий Священной Истории Нового Завета, направленность их воли и
желания ко Христу.
Так как в начальной школе, в основном, Ветхозаветная История была изучена в
части её исторической канвы, в курсе основной школы изучение Ветхого Завета

приобретает аналитический характер. Необходимо активизировать духовную работу
самого ученика, то есть побудить ребенка к самостоятельному осмыслению тех или
иных событий Священной Истории.
При этом, желательно, придерживаться хронологии в описании событий, делая главный
акцент на богословском и нравственном содержании истории.
Основные понятия. О Священном Писании: авторство, кем, когда и при каких
обстоятельствах писалось. Переводы Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Библия как самая издаваемая книга. Уникальность Библии. Единство Библии.
Богодухновенность Священного Писания.
Священная история Ветхого и Нового Завета изучается параллельно с историей, в
историческом контексте. Важно понять и усвоить историю общения людей с Богом
в хронологической последовательности, раскрывая
основных

смысл

истории спасения, ее

прообразов. Осмысление Ветхого Завета в его исторических

границах

поможет в дальнейшем глубже осознать духовный смысл человеческой истории,
увидеть реализацию и исполнение ветхозаветных прообразов и примеров в
Новозаветной истории, почувствовать единство Священного Писания и религиозной
традиции от праотцев до современных подвижников. Это даст возможность
осознать превосходство Нового Завета. То, что «лишь гадательно, как на тусклом
стекле» гравировалось тогда, во всей красоте раскроется в Новозаветной истории.
Историко-культурный контекст:
Исторические свидетельства о подлинности Библейский истории: научные
открытия,

памятники,

источники,

свидетельства

древних

историков.

Иконы

ветхозаветных праотцев и пророков. Русский иконостас. Библейские ветхозаветные
сюжеты в шедеврах мирового искусства (музыке, живописи, скульптуре, графике и др.).
Священная история Нового Завета. Историко-культурный контекст:
Исторические свидетельства о Новозаветной истории: Святая Земля во времена
Господа нашего Иисуса Христа: Карта древней Палестины (величина, положение и
границы, долина реки Иордан, области Палестины).
Новозаветная история в образах культуры: Иконописные школы на Руси. Святые
иконописцы: прп. Андрей Рублев, Дионисий и др. Первые иконы на Руси. Иконы
Спасителя и Божией Матери. Иконы Иоанна Предтечи. Иконы Двунадесятых
праздников. Русский иконостас. Традиции русского храмового зодчества. Золотое
шитье.
Новозаветные сюжеты в шедеврах мирового искусства: в музыке, живописи,

скульптуре, литературе.
Богослужение и Таинства. Понятие о православном богослужении. Церковные
службы.

Виды колокольного звона. История возникновения колокольного звона.

Иконы и святые мощи. Отличие почитания от поклонения. Виды икон. Чудеса
мироточения, кровоточения и проч.
Основные понятия (тропарь, кондак, икос, седален, октоих, акафист, антифон и
другие).
Богослужение суточного круга.

Происхождение и священные события,

прославляемые в повседневных службах. Понятие о кругах богослужения. Суточный,
седмичный и годовой круг богослужения. Богослужение

Великих церковных

праздников. Богослужения Великого поста (общие отличительные особенности).
Понятие о Литургии, ее установление. Формирование чинопоследований Литургии
(краткая история). Символическое значение основных частей Божественной Литургии.
Литургия

свт. Иоанна Златоуста, Литургия свт. Василия Великого, Литургия

Преждеосвященных Даров (отличительные черты).
Символика и краткое чинопоследование служб суточного круга: Всенощное
бдение.

Вечерня. Утреня.

Часы.

Заупокойное богослужение (понятие, дни

совершения).
Богослужебные книги. Неизменяемые и изменяемые

части

Богослужений

(понятия, перечисления). Особенности Богослужения Двунадесятых праздников
(обзорно).
История Церкви. Книга Деяний святых апостолов. Вознесение Господне.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов о Воскресении Иисуса
Христа. Первая христианская община в Иерусалиме. Избрание семи диаконов. Суть
диаконского служения в ранней Церкви и в настоящее время. Жизнь первых
христианских общин (забота об Апостолах, обобщение имуществ, история с Ананией и
Сапфирой). Первомученик архидиакон Стефан. Обращение Савла. Апостольская
проповедь язычникам. Обращение первого язычника – Корнилия сотника. Апостольский
собор в Иерусалиме.
Гонения на Церковь и мученики за Христа. Святые мученицы Вера, Надежда,
Любовь. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон.
Эпоха Вселенских соборов.

Константин Великий. Миланский Эдикт и первый

Вселенский собор. Семь Вселенских соборов. Торжество Православия в 843 г.
Курс Общецерковной истории должен носить ознакомительный характер, без
погружения в глубокое изучение ересей и догматическую защиту, выстраиваемую

отцами апологетами. Должна присутствовать некая констатация фактов и
справочный (в краткой и доступной форме) материал по событиям, например,
Вселенских соборов или гонений.
Историко-культурный контекст:
История Византии времен Константина Великого (кратко, иллюстративно).
История апостольского века в образах культуры.
История Русской Православной Церкви. Подвижники благочестия. Первые
монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Преподобный
Сергий Радонежский и его обитель. Значение Троице-Сергиевой Лавры в истории
России. Александр Невский и Дмитрий Донской - печальники и освободители земли
Русской.
Государственно-Церковные Праздники: День славянской письменности 24 мая.
День народного единства 4 ноября. День Победы 9 мая.
Примеры в виде небольших рассказов о том, как Церковь участвовала в жизни
государства и народа в разные исторические периоды, например, во время войн
Отечественной 1812г, Первой Мировой и Великой Отечественной, примеры из
современной истории, в том числе примеры из епархиальной или приходской жизни
(местночтимые святые).
Примеры дел милосердия из истории и современности (сестры милосердия,
полковые священники, дома презрения и т.д.). Святая Мученица Анастасия
Узорешительница. Святая новомученица Татиана (Гримблит). Преподобномученница
Елизавета

Федоровна

(основательница

Марфо-Мариинской

обители).

Бессеребрянники Косма и Дамиан. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Просветительское служение. Святые просветители Гурий Казанский и Варсонофий
Тверской. Святитель Герман Аляскинский.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2022-2023 года

7 класс
№ п/п

Тема урока

Дата

1 четверть
1

Книга Деяний святых апостолов.

5.09

2

Проповедь апостолов о Воскресении Иисуса Христа.

12.09

3

Первая христианская община в Иерусалиме.

19.09

4

Экскурсия в храм

26.09

5

Обращение Савла. Апостольская проповедь язычникам.

6

Чтение книги "Деяния святых апостолов"

7

Обращение первого язычника – Корнилия сотника.

8

Апостольский собор в Иерусалиме.

3.10
10.10
117.10
24.10

2 четверть

7.11

9
Всеобщее гонение на Христиан в 1-3 веках

10

Гонения на Церковь и мученики за Христа. Святые мученицы
Вера, Надежда, Любовь.

14.11

11

Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский,
Пантелеимон.

21.11

12

Новые враги Христианства (4 век). Юлиан отступник 361-363г

28.11

13

Эпоха Вселенских соборов. Константин Великий.

14

Миланский Эдикт и первый Вселенский собор.

12.12

15

Семь Вселенских соборов. Торжество Православия в 843 г.

29.12

5.12

3 четверть

16

История Русской православной Церкви. Крещение Руси в 988
году.

17

Первые монастыри на Руси.

16.01

18

Преподобный Сергий Радонежский и его обитель.

23.01

19

Александр Невский и Дмитрий Донской - святые благоверные
князья и освободители земли Русской.

30.01

20

Игра "Святые князья"

21

Утверждение патриаршества на Руси. Патриарх Иов.

13.02

22

Церковный раскол. Реформа патриарха Никона.

20.02

23

Знакомство с историческими источниками 17 века

27.02

24

Церковная реформа Петра I. Синодальный период истории
Русской православной Церкви

25

Роль Церкви в освобождении от иноземных захватчиков:
Смутное время, Отечественная война 1812 года.

9.01

6.02

6.03
13.03

4 четверть

26

Русская православная Церковь в XX веке.

27.03

27

Новомученники и исповедники Российские

3.04

28-29

Исследовательская работа "Святые родной земли"

10.04

30

Русская православная Церковь в годы Великой Отечественной
войны

17.04

31

Контрольный тест

24.04

32-33

Русская православная Церковь на современном этапе развития

15.05

34-35

Кирилл и Мефодий. День Славянской письменности

22.05

8 класс
№ п/п

Тема урока

Дата

1 четверть
1
2
3

Происхождение храмов. Внешний вид православного храма.
Алтарь. Экскурсия в храм
Иконостас и икона.

2.09
9.09
16.09

4

Иконостас и икона. Экскурсия в храм

23.09

5

Колокольный звон.

30.09

6
7
8
9

Посещение колокольни
Духовенство православной Церкви, священные одежды и их
символическое значение.
Понятие о православном богослужении.
Евхаристический канон. Символическое и нравоучительное
значение составных частей

7.10
14.10
21.10
28.10

2 четверть

10

Понятие о часах.

11.11

11

Проскомидия

18.11

12

Литургия оглашенных

25.11

13
14

Литургии верных.
Литургия Иоанна Злотоуста

2.12
9.12

15
16

Литургия Василия Великого.
Обобщающее занятие "Литургия"

16.12
23.12

3 четверть

17

Первая часть всенощного бдения - вечерня.

13.01

18

Вторая часть всенощного бдения -утреня.

20.01

19

Понятие о постах. Покаянные молитвы ”Покаяния отверзи ми
двери”, «На реках Вавилонских»

27.01
3.02

20

Характер великопостного богослужения.

21

Великопостные часы. Триодь постная.

10.02

22

Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров.

17.02

23

Богослужебные воспоминания “недель” Великого поста.
Понятие о Страстной седмице

3.03

24

Богослужебные особенности Страстного понедельника,
вторника и среды.

17.03

25

26
27
28

Богослужебные особенности Великого четверга,
Таинство Причастия
4 четверть
Богослужебные особенности Великого четверга,
Таинство Причастия
Богослужебные особенности Великой пятницы, Великой
Субботы.
Понятие о праздниках вообще. Богослужение праздника
Пасхи.

31.03

31.03
7.04
14.04

29

Притча о десяти девах

21.04

30

Богослужение праздника Пятидесятницы

28.04

31

Молебны

32

Промежуточная аттестация

12.05

33

Десять заповедей Закона Божия

19.05

34-35

Десять заповедей Блаженства

26.05

Промежуточная аттестация

5.05

Контрольно-измерительные материалы
по Основам православной веры в 7 классе (зачет)

Промежуточная аттестация
Контрольно-измерительные материалы
по Основам православной веры в 8 классе (зачет)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».